Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

И-16

В середине 30-х годов, пожалуй, не было истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью среди авиаторов всего мира, как И-16. По внешнему виду и летным качествам он резко отличался от всех своих «современников». Минимальные размеры, бочкообразный фюзеляж, маленькое крыло и заголовник кабины пилота определяли неповторимость и оригинальность его конструкции.

Истребитель И-16История самолета началась в 1933 г., когда по заданию ВВС Н.Н. Поликарпов приступил к проектированию истребителя-биплана (будущего И-15). Одновременно в инициативном порядке Поликарпов разрабатывал проект скоростного истребителя-моноплана, получившего обозначение И-16. В начале 30-х годов авиастроители и военные были убеждены в том, что понятия «истребитель» и «биплан» неразделимы.

Поэтому споры о компоновочной схеме И-16, начавшиеся еще на этапе проектирования, не прекращались даже во время серийного выпуска и освоения машины в строевых частях.

На испытаниях, как и рассчитывали конструкторы, моноплан (ЦКБ-12) показал скорость, значительно превосходящую скорость всех известных зарубежных и отечественных истребителей. Тем не менее было предложено прекратить испытания, поскольку самолет характеризовался неустойчивостью в полете в некоторых режимах, а также был более сложным в пилотировании для рядовых летчиков, чем бипланы. Возникали сомнения и в штопорных характеристиках. Между тем летчик В.П. Чкалов на испытаниях многократно вводил самолет в плоский штопор и успешно выходил из него. Пожалуй, лишь авторитет Чкалова, его положительные отзывы об истребителе позволили продолжить испытания.

Самолет И-1б был запущен в серийное производство, однако возникли проблемы при освоении его в ВВС. Строевые летчики, привыкшие к менее скоростным и не таким строгим в пилотировании бипланам, не сразу приняли И-16. После ряда летных происшествий (неудачные взлеты и посадка, неосторожное пилотирование), которые завершились серьезными авариями, к новому истребителю стали относиться с опасением. В ответ на это пять ведущих летчиков-испытателей провели ряд показательных выступлений, на которых виртуозно выполнили фигуры высшего пилотажа (в том числе штопор, бочки, перевороты, петли и др., а также синхронный групповой пилотаж).

Создание в 1936 г. учебно-тренировочного истребителя УТИ-2 (двухместный вариант И-16 тип 4) позволило повысить безопасность освоения техники пилотирования И-16. Вскоре в истребитель поверили, полюбили его и стали ласково называть «ишачок».

Повседневная эксплуатация в строевых частях показала, что в принципиальной схеме И-16 еще при разработке были заложены большие технические возможности. С целью совершенствования в И-16 вносились изменения, не затрагивавшие схему и геометрию планера, позволявшие поддерживать истребитель на уровнe требований времени в течение ряда лет. От серии к серии росла мощность (от 480 до 1100 л.с.) и высотность (с 7130 до 10 800 м) двигателей. Количественно и качественно изменялось вооружение. На разных вариантах могли устанавливаться два или четыре пулемета; два пулемета и две пушки; четыре пушки. На отдельных модификациях подвешивалось до шести реактивных снарядов РС-82. Однако после внесенных изменений масса самолета превышала 2000 кг.

За 7 лет серийного производства (1934— 1941 гг.) было выпущено более десятка серийных и опытных модификаций И-16, всего — 8194 машин.

К началу войны самолет И-16 находился на вооружении западных округов, составляя более 50% от общего числа истребителей. Машина, хотя уже и устаревшая, но хорошо освоенная летным и техническим составом, оставалась в строю до 1944 г.

Модификации И-16

  • И-16 тип 4. Был запущен в серийное производство в 1934 г. Устанавливался двигатель М-22 мощностью 480 л.с. (затем — М-25). При полетном весе 1420 кг самолет развивал скорость 362— 425 км/ч, выполнял вираж за 15 с.
  • И-16 тип 5 с двигателем М-25 (мощностью 710 л.с). Выпускался серийно с 1935 г. Новый капот двигателя плавно переходил к фюзеляжу, имел 9 отверстий для выхлопных патрубков и стал типовым для всех последующих модификаций. Винт оборудовался обтекателем. Вооружение: 2 пулемета в центроплане (вне диска винта) и 200 кг бомб на внешней подвеске. Машины этой серии были наиболее многочисленными.

И-16 тип 5

  • И-16 тип 10 (1937 г.). Устанавливался двигатель М-25А мощностью 730 л.с. Вооружение включало два крыльевых пулемета и два синхронных пулемета над двигателем (по 650 патронов). Новое лыжное шасси убиралось вплотную к центроплану. На крыле были установлены посадочные щитки. Вес увеличился на 200 кг, но летные характеристики не изменились. Была выпущена большая серия.

И-16 тип 10

  • УТИ-4 — (И-16 тип 15) (1935 г.) — двухместный учебно-тренировочный вариант И-16 тип 10. Летчики называли его «спаркой». По конструкции и летно-техническим данным почти не отличался от боевого самолета. Устанавливался двигатель М-25А мощностью 730 л.с. УТИ-4 развивал максимальную скорость 400 км/ч. Практический потолок — 9000 м. На отдельных самолетах ставили вооружение, одна из кабин могла закрываться колпаком. На машинах не только обучались молодые летчики, но и тренировались, осваивали «слепой» полет опытные пилоты. Было построено 1660 самолетов УТИ-4. Систематические тренировки на «спарках» повышали мастерство летного состава, снижали аварийность в строевых частях и в то же время сохраняли от преждевременного износа боевые самолеты.

УТИ-4 (И-16 тип 15)

  • И-16 тип 17 (1939 г.) с двигателем М-25В (750 л.с). Над мотором устанавливались два пулемета ШКАС; ШКАС в крыле были заменены на пушки ШВАК. Подвешивалось до 200 кг бомб. Костыль заменен хвостовым колесом. Выпускался серийно.

И-16 тип 17

  • И-16 тип 18 (1939 г.) — модификация И-16 тип 10. Двигатель М-62 (1000 л.с). Устанавливались двухскоростной нагнетатель, винт изменяемого шага, 4 пулемета ШКАС. Масса возросла на 100 кг. Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях, взлетно-посадочные качества. Максимальная скорость — 464 км/ч. Выпускался серийно.
  • И-16 тип 24 (1940 г.) — модификация И-16 тип 10 и тип 18. Двигатель М-63 (1100 л.с). Усилена конструкция. Введены два подвесных топливных бака на 200 л. Вооружение: 4 пулемета ШКАС калибра 7,62-мм. Могли устанавливаться 4 пулемета ШКАС и один 12,7-мм БС под или над мотором. Подвешивались 6 снарядов РС-82 или до 500 кг бомб. Максимальная скорость — 489 км/ч.

И-16 тип 24

  • И-16 тип 27 (1940 г.) — пушечный вариант И-16 тип 18. Устанавливались 2 пушки ШВАК.
  • И-16 тип 29 (1941 г.) — последняя серийная модификация И-16. Двигатель М-63. Вооружение: 2 ШКАС, 1 БС над или под мотором. Могли подвешиваться до 6 РС-82 или два бака по 100 л.

Вместо хвостового костыля устанавливалось амортизационное колесо. Самолет оборудовался радиостанцией и фотокинопулеметом. Полетный вес увеличился. В зависимости от высоты полета скорость снизилась до 419—470 км/ч. Выполнял вираж за 17—19 с. Практический потолок — 9800 м.

  • И-16 тип 28 — пушечный вариант И-16 тип 24, в котором пушки ШВАК устанавливались на места крыльевых пулеметов. Самая боеспособная модификация И-16.

Летно — технические данные истребителя И-16[1]

Модификация тип 4 тип 5 тип 10 тип 12 тип 15 тип 17 тип 18 тип 24 тип 27 тип 28 тип 29
Год выпуска 1935 1936 1938 1937 1937 1930 1933 1939 1939 1939 1940
Размах крыльев, м. 9 9 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004
Высота, м. 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,218
Длина, м. 5,86 5,985 6,074 5,985 5,985 6,074 6,074 6,130 6,074 6,130 6,130
Мотор М-22 М-25А М-25 М-25А М-25А М-25В М-62 М-63 М-62 М-63 М-63
Мощность, л.с. 480 730 750 730 730 750 800 900 800 900 900
На высоте, м. 0 2400 2900 2400 2400 2900 4500 4500 4200 4500 4500
Нагрузка, кг. на кв.м. 93,1 103,5 118 118 100 124 125,5 129 124,2 136,5 130
Полетный вес, кг. 1354 1508 1716 1718 1458,2 1810 1830 1882 1807,9 1988 1940
Вес пустого, кг. 1118,5 1327 1160 1156,2 1425,5 1433,5 1382,5 1335,5 1403,1 196,5
Скорость при h=0, км/ч 362 390 398 393 398 385 413 410 427 419
Скорость / на высоте 346/3000 445/2700 448/3160 431/2400 450/2800 425/2700 461/4400 462/4700 463/2000 470/4480
Посадочная, км.ч 107 117 126 129 118 131 134 130,5 131 150 131
Время набора высоты 3000 м., мин. 4,4 4 (3400) 3,4 4,36 3,38 4,36 2,9 3,4 3,2 3,3
Время набора высоты 5000 м., мин. 9,9 7,7 (5400) 6,9 8,9 6,39 8,9 5,4 6,0 5,55 5,8
Потолок, м. 7440 9100 8470 8240 8960 8240 9300 9700 9950 9800
Дальность, км. 680 540 525 520 364 417 485 440 458 440
Время виража, с. 12-14 14-15 16-18 16-17 16-18 17-18 17 17-18 17-18 17-19 16-17
Вооружение 2 ШКАС 2 ШКАС 4 ШКАС 2 ШКАС, 2 ШВАК 2 ШКАС, 2 ШВАК 4 ШКАС 4 ШКАС 2 ШКАС, 2 ШВАК 2 ШКАС, 2 ШВАК 2 ШКАС
Разбег, м. 220 260 275 248 280 210 260 230 210
Пробег, м. 200 288 395 * 278 405 * 475 * 300 405 240

* без использования тормозов и закрылков

Особенности конструкции И-16

  • Металлическое хвостовое оперение с полотняной обшивкой;
  • Крыло обшивалось полотном, покрывалось аэролаком;
  • За креслом пилота устанавливалась 8-мм бронеспинка;
  • Борта фюзеляжа у кресла имели откидные дверцы;
  • Убирающееся вручную шасси с тросовым приводом от лебедки в кабине. Колеса имели тормоза;
  • На последних сериях И-16 костыль был заменен на колесо с резиновой амортизацией;
  • Элероны имели металлический каркас с обшивкой из полотна. На взлете и посадке отклонялись на 15°, выполняя роль закрылков;

Боевое использование И-16

Самолеты И-16 принимали активное участие в пяти войнах. Боевую проверку истребитель прошел во время гражданской войны в Испании (1936—1938 гг.). По скоростным и маневренным качествам И-16 не имел равных. Только новый немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109 мог соперничать с советским самолетом. Во время войны нашими летчиками была разработана и широко применялась тактика эшелонирования разнотипных истребителей по высотам. И-16, находясь на «верхнем этаже», скоростными атаками вытесняли противника вниз, под удары маневренных И-15.

Затем истребители И-16 принимали участие в боевых действиях в Китае (1937—1940 гг.), где, прикрывая города от налетов, впервые столкнулись с японскими истребителями А5м4 и Ki-27. Высокая скорость, живучесть, лучшая скороподъемность, хорошие пикирующие свойства, обусловленные высокой прочностью, позволяли пилотировать И-16 с большими перегрузками. Однако малая устойчивость мешала вести прицельный огонь.

В период сражений в Монголии (май-сентябрь 1939 г.) произошло событие, повлиявшее на дальнейшее развитие вооружения самолетов различных классов. Впервые в истории авиации в бою истребители применили реактивные снаряды. Несколько И-16 тип 10 было переоборудовано для пуска шести 82-мм РС-82. За 11 дней боев новым оружием было сбито 13 самолетов противника. С тех пор при разработке истребителей предусматривалась установка реактивных снарядов. Также опыт боевых действий показал, что отсутствие радиостанций на каждом самолете снижало организацию согласованных действий в бою.

В период советско-финляндской войны (ноябрь 1939 г.— март 1940 г.) качественное превосходство истребителей И-16 над Fokker D-XX было очевидным. Поэтому командование противника запретило своим летчикам вступать в бой с советскими истребителями, рекомендовав сосредоточить усилия на уничтожении бомбардировщиков. Однако известны два факта, когда финские летчики одержали победу над И-16. В одном из боев в феврале 1940 г. И-16 были сбиты бипланом Gladiator. 26 февраля победу над И-16 одержал самолет Fiat G.50. Одна машина И-16 тип 10 была захвачена в качестве трофея.

В предвоенные годы И-16 составлял основу советских ВВС.

Самолеты И-16 тип 10,17,18, 24, 28 и 29 принимали активное участие в сражениях первого периода Великой Отечественной войны.

Благодаря И-16, в первые месяцы войны звания Героя Советского Союза были удостоены П.Т. Харитонов, М.Л. Жуков, С.И. Здоровцев. Дважды Герои Советского Союза Г.П. Кравченко, С.И. Грицевец, А.В. Ворожейкин, Б.Ф. Сафонов и другие начинали свой боевой путь на И-16 еще в Испании и на Халхин-Голе. А.К. Антоненко, П.А Бринько и Б.Ф. Сафонов в 1941 г. каждый сбили более 10 немецких самолетов. В августе 1941 г. В.В. Талалихин на И-16 одним из первых совершил ночной таран, сбив в небе над столицей бомбардировщик Не-111.

Бои этого периода, ввиду полного преимущества и качественного превосходства Bf-109, носили оборонительный характер. Снизить потери позволяло применение основного тактического приема — построения в круг.

Тем не менее пилоты И-16 продолжали одерживать победы над противником. Так, дважды Герой Советского Союза В.М. Голубев сбил два Bf-109F прямо над аэродромом врага.

22 февраля на Калининском фронте звено И-16 при патрулировании обнаружило на удалении 10 км большую группу бомбардировщиков под прикрытием восьми Мессершмиттов Bf-109. Противник, ошеломленный внезапной атакой, беспорядочно сбросил бомбы и повернул обратно. Было сбито четыре бомбардировщика и один Bf109. И-16 потерь не имели.

Даже еще в 1942—1943 гг. летчики 4-го Гвардейского истребительного полка Балтийского флота на И-16 успешно защищали «Дорогу жизни».

Выпуск самолётов И-16 (1934-1942 гг.)[2]

Модель Завод 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 ВСЕГО
И-16 М-22 (тип 4) №21 41 464 505
И-16 М-22 (тип 4) №39 50 4 4 58
УТИ-2 М-22 №21 21 35 206 352 612
УТИ-2 М-22 №153 404 404
И-16 М-25 (типы 5, 10, 17) №21 867 1674 716 733 3990
И-16 М-25 (типы 5, 10, 17) №153 6 105 264 503 19 897
УТИ-4 М-25 №21 424 600 256 1280
УТИ-4 М-25 №458 356 83 439
И-16 М-62, М-63 (типы 18, 24, 27, 28, 29) №21 407 1607 80 2094

Заслуживают внимания некоторые высказывания боевых летчиков о самолете И-16. Так, отмечалось, что на машине «можно было замкнуть вираж вокруг телеграфного столба». Говорилось и о сложности пилотирования. Истребитель при взлете и посадке мог сделать неуправляемый разворот, если летчик точно не выдерживал направления. Нередко это заканчивалось поломками и даже авариями С другой стороны, именно рулежка на И-1б учила держать направление на всех типах истребителей. Поэтому пилоты, летавшие на И-16, впоследствии быстро осваивали новую технику…

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Приводится по изданию: Михаил Маслов. Истребитель И-16 — М., Экспринт []
  2. Приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. -432 с.: ил. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

2 комментария на «“И-16”»

  1. Гурген:

    Подробные чертежи самолета И-16 на авиамастере.

  2. Александр:

    Спасибо за хорошую статью

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image