Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Юнкерс Ju-90

Фото военно-транспортного самолёта Люфтваффе Юнкерс Ju-90

Фото военно-транспортного самолёта Люфтваффе Юнкерс Ju-90

Самолет проекта Юнкерс Ю-90 стал своего рода «побочным продуктом» программы создания четырехмоторного тяжелого бомбардировщика Ju 89 — т.н. «Урал-бомбера», так и не попавшего в серийное производство. В апреле 1936 г. Э. Циндель, главный конструктор этого проекта, начал в инициативном порядке разработку его пассажирского варианта. В январе 1937 г. работы были санкционированы рейхсминистерством авиации, и проект получил обозначение Ju 90. При этом было поставлено условие отказаться от предусмотренных для Ju 89 моторов Jumo 211 или DB 600, которые полностью резервировались для боевой авиации, в пользу двигателей другого типа. Новый самолет унаследовал от «Урал-бомбера» общую схему цельнометаллического низкоплана с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, но получил новый фюзеляж с пассажирским салоном, рассчитанным на 40 чел. Первый прототип Ju 90V1 пришлось оборудовать двигателями DB 600С (1100 л.с.) — на момент принятия решения рейхсминистерства авиации о запрете применения таких моторов его постройка зашла слишком далеко, чтобы вносить изменения.

На испытания Ju 90V1 вышел 28 августа 1937 г. Весной следующего года начались испытания Ju 90V2 с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения BMW 132Н-1 (830 л.с.). 5 декабря 1939 г. впервые поднялся в воздух Ju 90V5 — прототип военно-транспортного самолета. От гражданских машин он отличался крылом увеличенного размаха и площади, усиленным шасси со спаренными колесами на основных стойках, измененными очертаниями вертикального оперения и наличием грузовой рампы в полу фюзеляжа — т.н. «трапоклаппе» (когда рампа открывалась, опускаясь на землю, хвостовая часть фюзеляжа приподнималась). Впоследствии построили ещё три военных прототипа — Ju 90V6 с моторами BMW 139 (1500 л.с), а также Ju 90V7 и V8 с удлиненным фюзеляжем и двигателями BMW 801А (1560 л.с). Однако от запуска военного варианта в серию отказались в пользу более перспективного Ju 290.

В общей сложности построили 18 Юнкерс Ju 90 — 8 прототипов и 10 серийных пассажирских самолетов.

Основные модификации самолета Юнкерс

Ju 90А-1 — двигатели BMW 132Н-1 (830 л.с). Экипаж — 4 чел. Вместимость — 38-40 чел. Для авиакомпании «Люфтганза» заказано 8 самолетов, но поставлено лишь 7 — последняя машина в апреле 1940 г. поступила в люфтваффе.

Ju 90Z-3 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» «Твин Уосп» (1200 л.с). Заказано 2 самолета для южноафриканской авиакомпании, но после начала Второй мировой войны машины, ещё находившиеся в постройке, конфискованы люфтваффе.

Летно-технические характеристики самолета Junkers Ju 90

  • Двигатели: BMW 132Н-1
  • мощность, л.с.: 830
  • Размах крыла, м.: 35,02
  • Длина самолета, м.: 26,30
  • Высота самолета, м.: 7,50
  • Площадь крыла, кв. м.: 184
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 19225
  • взлетная: 33 680
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 350
  • Крейсерская: 320
  • Практический потолок, м.: 5750
  • Дальность полета, км.: 1540

Боевое использование Юнкерс Ju-90

Боевым дебютом для Ju 90 стала операция «Везерюбунг». В ней принимало участие 5 мобилизованных самолетов этого типа, сведенных в отряд 4./KGr.z.b.V 107. Машины перебрасывали личный состав и грузы в Норвегию. В мае 1941 г. три самолета, взятых у «Люфтганзы» (вместе с гражданскими экипажами) обеспечивали перевозки в Ирак для поддержки мятежа Рашида Али. Помимо этого, два Ju 90 использовались в качестве буксировщиков тяжелых десантных планеров Мессершмитт Me 321.

В феврале-мае 1942 г. все имеющиеся в строю Ju 90 (как военные, так и все ещё остававшиеся у «Люфтганзы») привлекались для снабжения окруженных соединений вермахта под Демянском. В ноябре 1942 г. они участвовали в переброске частей вермахта в Тунис.

В начале января 1943 г. 7 самолетов Ju 90 вошли в состав отряда LTS 290 (известного также как «отряд четырехмоторных транспортных самолетов» Viermotorige-Transportstaffel). В том же месяце отряд перебросили в район Сталинграда для снабжения окруженной армии Паулюса. С марта по июль 1943 г. LTS 290 действовал на Средиземноморском ТВД, базируясь в Гроссето (Италия), затем был передислоцирован в Германию, осуществляя полеты в интересах верховного командования вермахта. В декабре 1943 г. этот отряд переименовали в LTS 5. Весной 1944 г. его Ju 90 (в строю оставались три машины этого типа) обеспечивали эвакуацию немецких войск из Крыма. В августе 1944 г. самолеты Ju 90 передали в отряд 14./TG 4, осенью 1944 г. работавший на линиях сообщения с оккупированной Грецией. К концу войны в составе люфтваффе ещё числилось два Ju 90, после поражения Германии сданные на слом.

Юнкерс Ju 90 представлял собой весьма удачный пример создания пассажирского самолета на базе конструкции бомбардировщика. Если бы не война, машины этого типа, наверняка, заняли бы заметное место на дальних пассажирских линиях. Но в итоге немногочисленным выпущенным Ju 90 пришлось служить в качестве военно-транспортных.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Юнкерс Ju-90”»

  1. Klaus:

    Удачно подогнали пассажир в транспортник. Побольше бы фоток и чертежей — достаточно редкая машина.

Добавить комментарий для Klaus Отменить ответ

(не публикуется)

CAPTCHA image