Инструкция для летчиков 1918 года, хранящаяся в фондах Российского Государственного Военного архива.
1. Летчик должен следить за всеми работами на его аппарате и по возможности сам работать; только с практикой он может сам усвоить все устройство аппарата, все механизмы мотора – только полные[1] эти знания могут повысить качество летчика.
2. Перед каждым полетом проверить тщательно:
вес аппарата
1/ колеса,
2/ амортизацию,
3/ шасси /скрепления/,
4/ фюзеляж,
5/ все управления /контры/,
6/ крылья /стойки, тросы, скрепления с фюзеляжем и шасси/,
7/ пропеллер /муфты/,
8/ мотор /сколько бензина, масла секторы, манометры, открыть краны бензина и масла.
3/ Оборудование, пулемет попробовать, компас, карты /на картах вычислить тоже путь по компасу при настоящем ветре/, бомбы, литературу на каждый полет, запасные части и инструмент /свечи,[2] масло бензин/, барограф, бинокль, револьвер, ремень, фотографич[еский] аппарат.
4/ Когда все это удовлетворительно, производится моторная проба 5 мин., следить если все манометры держат натиск и если указывают. При пуске употреблять только слова «контакт» [и] «выключен».
5/ Отдать командиру рапорт если все готово, в порядке.
6/ Старт только в присутствии и знаком командира или его заместителя.
7/ Старт против ветра.
8/ При старте мотору дать медленно ход.
9/ Всегда на аппарате рассчитывать на место для посадки, если бы какие-де причины принудили.
10/ Строго запрещается, как для жизни летчика, так и для аппарата, опасные маневрирования [такие] как: заранее отрывание аппарата при взлете, мертвые петли, вертикальные спуски и т.д., допускается только если принуждает положение. Все остальные маневрирования допускаются не ниже 100 м.
11/ Спуски на незнакомые или малые, плохие аэродромы при помощи газа. На аэродромах по установленному знак наложить полотно и так спускаться, чтобы аппарат остановился в кругу. При принудительных спусках выпустить педали, чтобы узнать направление ветра. Ночные спуски только с газом.
12/ Ввиду недостатка бензина, как [и] быстро изношенности мотора, при возвращении над нашей позиции ход уменьшить так, чтобы быть по возможности планирующим способом над нашим аэродромом не выше 200 метров и с этой высоты прямым направлением спускаться.
Над неприятелем не ниже 1000 м и не выше 2500 м /только при особых обстоятельствах можно изменить одну или другую высоты/. При интенсивном обстреле быстро менять высоту, направление и скорость. Если принужден к спуску у неприятеля, обязательно жги аппарат или с высоты 2-3 метра над землей [должен] парашутировать на крыло, чтобы попал аппарат как совсем негодный в руки врага, выбросить все сверху все оборудование обязательно /пулемет, фотограф и т.д./.
При учебных полетах могут допускаться пассажиры только с разрешения командира; посторонних брать воспрещается. Ученика-летчикам на месте пассажира[3] мешок с песком 3-4 пуда, также в каждый аппарат после ремонта при первом пробном полете.
Каждый летчик должен иметь свою полетную карточку, где помечены все его полеты со всеми подробностями.
Зоны высоты над поселочными местами, деревнями: 300-500 метров.
[над] Город[ами с числом] жит[елей] до 10000 жит[елей]: 1000 метр[ов];
— до 50000 жит[елей]: 1500-2000 метр[ов];
— до 100000 жит[елей]: 2500 метр[ов];
— более 100000 жит[елей]: 3000 метр[ов].
Автомобиль.
Мотор, как [и] автомобиль, приводится в полную готовность при возвращении для следующего дня – обращение с мотором как с воздушным.
Чистят /с мылом и водой/ всего автомобиля ежедневно.
Автомобильную книжку [вести] по образцу воздушному.
Каждая езда [разрешается] только с разрешения командира должна быть утвержденной командиром или его заместителем со всеми подробностями как аппарат.
***
Источник:
РГВА, фонд 33988 «Секретариат заместителя председателя РВСР», опись 1 «Секретариат заместителя председателя РВСР», дело 20 «Материалы по организации и строительству воздушного флота; Положение о Всероссийском Совете авиации; доклады и рапорты о применении авиации, инструкции летчикам», 20.01 — 26.11.1918 г., 38 листов, лист 33 с об.
ПРИМЕЧАНИЯ
Оставьте свой отзыв