Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация ВМБ Ханко

12 марта 1940 г. в Москве был подписан советско-финский мирный договор, подводящий итоги Зимней войны 1939-1940 гг. По военным условиям договора, Финляндия сдала в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко, с морской территорией вокруг него от 3-х до 5 миль, с примыкающими островами, для организации там военно-морской базы, с правом содержания необходимых морских, сухопутных и воздушных сил. Для ускорения процесса принятия базы, сразу же после подписания договора самолётами ТБ-3, использовавшимися в качестве транспортных, с аэродрома Палдиски была срочно переброшена передовая команда с необходимыми грузами. Из-за отсутствия подготовленного аэродрома на Ханко, самолёты ТБ-3 садились возле берега на лёд, который был ещё прочным. Этими же самолётами на полуостров перелетели представители командования Балтийского Флота. Принять от финских властей базу было поручено начальнику тыла флота капитану 1 ранга М.И.Москаленко.

Командиром вновь созданной военно-морской базы был назначен капитан 1 ранга (контр-адмирал) С.Ф.Белоусов.

С 22 марта 1940 г. полуостров Ханко перешёл в управление СССР.

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3 на аэродроме

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3 на аэродроме

Практически сразу же там приступили к строительству объектов ВМБ, в том числе, сухопутного и морского аэродромов. Одновременно с этим на Ханко стали прибывать морским и железнодорожным транспортом (транзитом через территорию Финляндии) стрелковые, инженерные, артиллерийские и танковые части и подразделения. Туда же для постоянной дислокации прибыли морские и пограничные части, подразделения ПВО.

К лету 1940 г., по мере завершения оборудования аэродромов, на полуостров были перебазированы 13-й ИАП 10-й АБ ВВС БФ, под командованием ГСС полковника И.Г.Романенко, и 81-я ОМРАЭ ВВС БФ, под командованием капитана В.Н.Каштанкина. Последняя была сформирована только в мае, на базе 2-й МРАЭ 115-го МРАП, на аэр. Гора-Валдай, и вооружена 9 самолётами МБР-2. Эти лётные части и составили Авиацию ВМБ Ханко. На вооружении 13-го ИАП состояло до 60 истребителей И-15бис, И-16 и И-153. Таким образом, в составе авиационной группировки, прикрывающей базу, имелись разведчики, истребители и штурмовики. Собственная бомбардировочная авиация в базе отсутствовала, но удаление аэродромов ВВС БФ в Эстонии от территории Финляндии позволяло наносить бомбовые удары по основным военным и промышленным объектам в кратчайший срок под прикрытием своих истребителей, не подвергая собственные бомбардировщики угрозе нападения истребительной авиации противника. Старшим авиационным начальником на аэродроме Ханко был командир 13-й ИАП Романенко, подчинявшийся непосредственно командиру 10-й АБ ВВС БФ, а в оперативном отношении — командиру ВМБ.

В декабре 1940 г. временно исполняющим обязанности командира ВМБ Ханко был назначен генерал-майор береговой службы А.Б.Елисеев.

В марте 1941 г. приказом НК ВМФ командиром базы был назначен генерал-майор (с сентября — генерал-лейтенант) береговой службы С.И.Кабанов. Он прибыл на аэродроме Ханко в середине мая и оставался на этом посту вплоть до окончания обороны и полной эвакуации гарнизона в декабре того же года.

До мая 1941 г. 13-й ИАП базировался на аэродром Ханко всем составом, однако, в связи с предстоящей реконструкцией аэродрома, три эскадрильи (1-я, 2-я и 3-я АЭ) были перебазированы под Ленинград, на аэродром Керстово, для перевооружения на новые самолёты, а одна эскадрилья (5-я АЭ) — в Таллин, на аэродром Лагсберг. На аэродроме ВМБ Ханко осталась 4-я АЭ полка, составом 11 И-153 и одного У-2, которой командовал капитан Л.Г.Белоусов. Кроме того, управление и штаб полка, под руководством помощника командира полка капитана А.В.Ильина и начальника штаба майора П.Л.Ройтберга, остались на прежнем месте.

Вся авиационная группировка ВМБ Ханко к началу Великой Отечественной войны насчитывала 21 самолёт: 11 И-153 «Чайка», 9 МБР-2 и 1 У-2.

19 июня, в 17 часов 15 минут, по сигналу с КП флота на базе была введена оперативная готовность №2. Самолёты МБР-2 81-й ОМРАЭ усилили воздушную разведку в районах Финского залива, прилегающих к полуострову.

С 21 июня самолёты 4-й ИАЭ 13-го ИАП в течение суток производили патрулирование над территорией ВМБ Ханко.

С 22 по 25 июня боевые действия против военно-морской базы Ханко не велись, так как формально Финляндия не находилась в состоянии войны с СССР.

24 июня 1941 г. решением командования ВВС БФ 81 -я ОМРАЭ, составом 6 самолётов МБР-2, была перебазирована с аэр. Ханко на гидроаэродром Кихельконна на о. Эзель. Таким образом, в составе авиационной группировки ВМБ Ханко осталось только звено из трёх летающих лодок, под командованием ст. лейтенанта Игнатенко. Впоследствии они использовались для ведения воздушной разведки, бомбардировки финских позиций (в связи с отсутствием полноценных бомбардировщиков) и поиска подводных лодок противника. Кроме того, МБР-2 использовались для доставки почты и донесений, перевозки командного состава ВМБ и флота, а также эвакуации раненых.

Боевой вылет советских истребителей И-16

Боевой вылет советских истребителей И-16

К 25 июня 1941 г. два звена 1-й АЭ 13-го ИАП (6 И-16), под командованием командира 1-й АЭ полка капитана М.Т.Леоновича, были вновь перебазированы из-под Ленинграда на Ханко. Всего в составе истребительной авиагруппы стало 17 самолётов, из них — 16 исправных. В последующем число исправных истребителей снизилось до 10 самолётов. В тот же день командование ВВС БФ поставило задачу истребителям авиагруппы: прикрывать бомбардировщики СБ 73-го БАП, наносившие удары по аэродрому и ВМБ Турку.

26 июня финская артиллерия впервые, среди других объектов, обстреляла сухопутный аэродром Ханко. С этого дня началась оборона базы.

4 июля 1941 г. лётчиками авиагруппы капитаном А.К.Антоненко и лейтенантом П.А.Бринько на истребителях И-16 были сбиты сразу 2 самолёта Ju-88 противника над п-овом Ханко. А следующую победу они одержали на следующий день. Следует сказать, что эти два лётчика стали самыми результативными пилотами ВВС ВМФ в начале войны: П.А.Бринько к середине сентября 1941 г. одержал в воздухе 15 побед, а А.К.Антоненко за месяц боёв — 10 побед. Не случайно 14 июля 1941 г. оба они, первыми среди морских лётчиков, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Печально, что боевая карьера обоих оказалось очень недолгой. Капитан Антоненко погиб 26 июля на полуострове Ханко, а лейтенант Бринько — 14 сентября под Ленинградом.

В связи с недостаточным количеством самолётов-разведчиков (всего 3 МБР-2) и их невысокой боевой устойчивостью, командованию базы пришлось возложить задачи разведки на истребители И-153 и И-16. Так, 2 июля истребителями был обнаружен финский отряд боевых кораблей, во главе с броненосцем береговой обороны. А вот самолёты МБР-2 взяли на себя функцию ночных бомбардировщиков. Ночью 4 июля, в результате их удара, был потоплен транспорт противника (по донесениям экипажей). Днём 5 июля удар по тем же целям нанесли 14 СБ 73-го БАП ВВС БФ.

В связи с тем, что сухопутный аэродром базы постоянно находился под обстрелом артиллерии и бомбардировками авиации противника, его эксплуатация была предельно затруднена. Аэродромной команде необходимо было постоянно засыпать вновь возникающие воронки перед посадкой самолётов, так как попадание в них истребителей грозило гибелью самолёту и лётчику (именно от попадания в воронку самолёта погиб ГСС капитан А.К.Антоненко). Отсутствие наземных укрытий приводило к большим потерям в авиатехнике. Так, только 6 июля был уничтожен истребитель И-153, а ещё 3 самолёта того же типа получили повреждения. Инженерная служба базы предложила построить вторую посадочную полосу перпендикулярно основной — с севера на юг. За короткий срок полосу длиной в 1 км очистили от леса и огромных валунов, выровняли, и 9 июля её испытал на И-153 командир 4-й АЭ капитан Л.Г.Белоусов. Но при посадке самолёт попал в незамеченную и не зарытую воронку, скапотировал и разбился. Лётчик получил ушибы.

Самолёты авиагруппы принимали участие в действиях войск базы по захвату близлежащих финских островов. 10 июля самолёты МБР-2 поставили дымовую завесу и нанесли бомбовый удар по финским позициям, для обеспечения высадки тактического десанта гарнизона базы на острове Хорсен. С воздуха силы десанта прикрывали истребители базы.

С 13 июля на аэродроме начали строить блиндажи для личного состава и КП авиагруппы.

19 июля на аэр. Ханко прилетели 2 самолёта СБ из состава 73-й БАП ВВС Балтийского Флота. В последующие дни они сделали несколько боевых вылетов на бомбардировку финских кораблей, позиций и объектов. Выполнив поставленные задачи, бомбардировщики вернулись в район Таллина. Такие вылеты были регулярными, вплоть до оставления нашими войсками Таллина 28 августа. В свою очередь, истребители авиагруппы с аэр. Ханко вылетали в район эстонского побережья Финского залива, на разведку, со штурмовкой колонн противника в районе Палдиски, м. Шпитгамм и Хаапсалу, а позже — и на поддержку обороняющихся советских войск на Моонзундском архипелаге.

Оборона военно-морской базы Ханко (29.06 - 02.12.1941 г.)

Оборона военно-морской базы Ханко (29.06 — 02.12.1941 г.)

В третьей декаде июля истребители авиагруппы неоднократно вылетали на штурмовку сухопутного и гидроаэродромов финнов в Турку.

В конце июля истребители авиагруппы стали применяться для корректировки артиллерийского огня. Так как на их борту отсутствовали радиостанции, то лётчикам приходилось после падения снарядов тяжёлой артиллерии садиться и докладывать место падения, после чего взлетать вновь и вести наблюдение за следующими залпами.

В эти же дни вражеской артиллерией в бухте был разбит самолёт МБР-2. Штурман экипажа погиб, а лётчик Моторин с множественными ранениями был спасён пассажиром — заместителем начальника особого отдела флота Л.К.Щербаковым.

С начала августа на самолёты авиагруппы легла ещё одна задача: прикрывать транспорты на подходах к базе, так как противник стал предпринимать попытки блокировать Ханко с моря. 8 августа, при отражении набега финских катеров на транспорты №24 и «Хильда», зенитным огнём был подбит истребитель, совершивший вынужденную посадку на болото. Самолёт был восстановлен, пилот — невредим. На сухопутном аэродроме приступили к строительству подземных укрытий для самолётов, так как участились случаи повреждения самолётов от артогня противника на стоянках.

По состоянию на 2 сентября, авиагруппа на аэродроме Ханко насчитывала 9 истребителей И-153 и И-16, а также 2 МБР-2.

8 сентября было завершено строительство девяти подземных ангаров с рулежными дорожками для въезда, выезда и взлёта истребителей — без маневрирования на лётном поле. Это позволяло им взлетать независимо от состояния лётного поля. Проблема сохранения самолётов на земле была решена, что в последующем сыграло роль и для обороны Моонзундских островов. Сухопутный и морской аэродромы на Ханко стали промежуточными посадочными площадками, при перелётах истребителей и гидросамолётов из Кронштадта на о. Саарема.

23 сентября, по приказанию командования флотом, из состава авиагруппы 3 истребителя И-16, под командованием ст. лейтенанта Г.Д.Цоколаева, перелетели на остров Эзель, где разместились на импровизированном аэродроме на полуострове Сырве (Сворбе).

25 сентября в воздушном бою с четырьмя самолетами Bf-109 был подбит один И-16, который совершил вынужденную посадку. Самолёт был потерян, пилот уцелел.

1 октября на аэр. Сырве с аэр. Ханко было послано ещё 6 самолётов И-16. Всего там стало базироваться 8 истребителей И-16.

3 октября, когда стало ясно, что позиции на о. Эзель не удастся удержать, 8 уцелевших истребителей с аэродрома Сырве сделали попытку перелететь на аэродром Ханко. Из них аэродрома назначения достиг один самолёт, ещё трое лётчиков сели на аэродром Кейна на о. Даго. Судьба остальных четырёх осталась неизвестной. Считается, что они были сбиты в воздушных боях.

11-12 октября самолёты с полуострова Ханко оказывали содействие обороняющимся советским войскам на острове Даго в отражении высадки немецких войск.

К 22 октября оборона Моонзундского архипелага завершилась частичной эвакуацией наших войск. Уцелевший руководящий состав БОБРа и Северного укреплённого сектора переправился на полуостров Ханко или в Ленинград. Истребители авиагруппы прикрывали суда с личным составом на переходе морем.

29 октября, незадолго до замерзания гидроаэродрома, последний уцелевший самолёт МБР-2 из состава 81-й ОМРАЭ перебазировался с Ханко под Ленинград. С этого времени вся авиация ВМБ была представлена 8 истребителями И-153 и несколькими И-16 13-го ИАП.

1 ноября в воздушном бою с финскими истребителями был подбит И-16, пилотируемый И.Л.Твороговым. Раненый лётчик сделал попытку посадить самолёт. При этом истребитель был разбит, но Творогов уцелел.

За период с 22 июня по 1 ноября 1941 г. лётчики ВМБ Ханко уничтожили в небе и на земле 51 самолёт противника, в том числе: 3 Ju-88, один Ju-86, 12 «Фоккер» D-21, один Хейнкель Не-60, 4 «Бристоль Бульдог», 30 Bf-109, один «Фиат» G-51. При этом, не потеряв ни одного своего самолёта[1].

К 5 ноября число самолётов противника, сбитых лётчиками авиагруппы, увеличилось до 54 единиц.

2 декабря 1941 г. выполнив задачи ПВО кораблей и судов БФ, на которые производилась погрузка войск и техники, подлежащих эвакуации, последние 8 истребителей И-153 13-го ИАП перелетели с аэр. Ханко в Кронштадт. Наземный состав убыл в Кронштадт на кораблях. До аэродрома Бычье Поле долетело 7 самолётов, а один был разбит при вынужденной посадке на торосистый лёд.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована. На этом завершилась полуторагодовая история её авиации.

На вооружении авиационной группировки военно-морской базы Ханко состояли: И-15бис, И-153, И-16, МБР-2, У-2.

Авиацией ВМБ Ханко командовали: Герой Советского Союза И.Г.Романенко (май 1940 г. — май 1941 г.), А.В.Ильин (май-декабрь 1941 г.).

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. В воздухе над полуостровом Ханко не погиб ни один лётчик авиагруппы, но на земле, от обстрелов вражеской артиллерии, в катастрофах и в боях за Моонзундские острова, было потеряно несколько самолётов и лётчиков. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“Авиация ВМБ Ханко”»

  1. Валентина Стародубец(Богданова):

    Здравствуйте дорогие авторы. Я , Богданова Валентина Семеновна, родилась в октябре 1940 года на полуострове Ханко. Мой отец , Богданов Семен Григорьевич, был авиатехникам 13 авиаполка и служил там до последнего дня . Далее под Ленинградом, потом я слышала — Либава, Балтийская коса, Донское.Отца не стало в 1959 году.
    Почти ничего о нем не знаю. Есть вырезка из газеты «Страж Балтики» , весна 1954 года,
    Текст : » Богданов С.Г подготовил 1100 боевых самолетовылетов». Очень прошу откликнуться. Здоровья всем и долголетия.

Добавить комментарий для Валентина Стародубец(Богданова) Отменить ответ

(не публикуется)

CAPTCHA image