Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 с Финляндией

В сентябре — октябре 1939 г. были заключены договоры о взаимной помощи СССР с республиками Прибалтики, в соответствии с которыми на территории Латвии, Литвы и Эстонии размещались ограниченные контингенты Красной армии и Военно-Морского Флота. Летом 1940 г. они были значительно усилены. Для прикрытия наших войск авиационные части из состава ВВС Ленинградского военного округа были приданы советским военным гарнизонам, дислоцированным в Прибалтике. В августе того же года Латвия, Литва и Эстония вошли в состав Советского Союза на правах союзных республик.

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3 на аэродроме

Другой проблемой, требовавшей скорейшего разрешения, являлась близость советско-финляндской границы к стратегически важному промышленному и политическому центру северо-западного региона страны — г. Ленинград. Советская сторона выступила с предложением о переносе границы на Карельском перешейке от Ленинграда и ряда участков Кировской железной дороги западнее от существовавшей на тот момент границы. Кроме того, СССР намеревался взять в аренду ряд островов в Финском заливе и полуостров Ханко. Взамен этого Финляндии предлагались крупные территории в советской Карелии (Ребольская и Поросозёрская волости)[1].

Однако финская сторона категорически отказалась от этих предложений. Учитывая позицию невмешательства в советско-финляндские отношения, занятую нацистской Германией, военно-политическое руководство СССР приняло решение на проведение военной операции по принуждению северо-западного соседа к разрешению территориального вопроса.

В соответствии с докладом командующего войсками Ленинградского военного округа, Наркому обороны СССР по плану разгрома сухопутных и морских сил Финляндии (от 29 октября 1939 г. № 4587) от ВВС КА предлагалось задействовать 1581 самолет.

С началом войны первоначально развернутая воздушная группировка была значительно увеличена. Кроме ВВС ЛВО и КБФ, в боевых действиях также приняли участие части 1-й армии особого назначения (АОН) и другие авиационные подразделения.

Советские истребители И-16 в полёте

Советские истребители И-16 в полёте

В составе авиации наибольшим был удельный вес истребителей. Например, к началу войны в ВВС 7-й армии, сосредоточенных вблизи Карельского перешейка, они составляли 40%, средние бомбардировщики -33%, тяжелые — 9% и самолеты безнадежно устаревших конструкций — 18%. Общее количество истребителей было в 6 раз больше, чем у слабого и пассивного воздушного противника. И такой состав группировки не соответствовал поставленным целям. Поэтому пришлось привлекать авиационные части из других военных округов. Перегруппировка заняла непозволительно долгое время с наличием небоевых потерь. При выполнении перелетов произошло 9 аварий и 5 катастроф.

Часть ИА была задействована в интересах ПВО Ленинграда. В ее состав входили: 54-я иабр (19-й, 26-й и 44-й ап) — 168 самолетов (к 25 ноября 1939 г.), подчиненных начальнику ПВО Ленинградского военного округа.[2]

30 ноября 1939 г. к началу военных действий против Финляндии все имевшиеся в округе средства противовоздушной обороны были приведены в боевую готовность. Под защиту 2-го корпуса ПВО, помимо г. Ленинград, были взяты города Пушкин, Сестрорецк, Урицк (Лигово), Петергоф, Колпино[3].

Также была усилена противовоздушная оборона крупных центров северо-западного региона страны: Пскова, Петрозаводска, Мурманска, Архангельска и Новгорода. Прикрытие от угрозы с воздуха важнейших объектов — Волховстроя, Свирьстроя, ст. Дно и Беломорканала — обеспечивалось по линии войск НКВД СССР[4].

В составе ПВО армий, действовавших на Карельском перешейке, насчитывалось 33 дивизиона, 23 роты, 19 батарей зенитной артиллерии и 1 зенитно-пулеметный эскадрон; 4 роты ВНОС и 1 прожекторная рота. Только в 7-й армии на 29 ноября 1939 г. в наличии имелось 112 зенитных орудий. Противовоздушными средствами также обеспечивались стрелковые и танковые соединения и части.

Бомбардировка Финляндии во время Зимней войны

Бомбардировка Финляндии во время Зимней войны

В каждой стрелкой дивизии имелось 32 четырехствольных зенитных пулемета, сведенных в зенитный дивизион (финская пехотная дивизия такими средствами не располагала). Часть танков Т-26 была оборудована зенитным пулеметом ДТ на крыше башни.

После создания Северо-Западного фронта (СЗФ, с 7 января 1940 г.) авиационная группировка на Карельском перешейке включала в себя военно-воздушные силы фронта (командующий — комкор Е.С. Птухин), 7-й армии (командующий — комкор С.П. Денисов) и 13-й армии (командующий — комбриг Ф.П. Полынин). Авиация была поделена на фронтовую и армейскую. В состав последней входило более 56% всех самолетов фронта.

Подготовка советских бомбардировщиков к вылету

Подготовка советских бомбардировщиков к вылету

В войне с Финляндией советская авиация решала следующие задачи:

  • поддержка сухопутных войск;
  • борьба за господство в воздухе;
  • действия по коммуникациям и резервам противника;
  • ведение воздушной разведки;
  • снабжение войск по воздуху;
  • бомбардировка военно-промышленных и административно-политических центров.

По словам генерала Е.С. Птухина, до 71% всех действий авиации СЗФ были направлены на уничтожение и разрушение укрепрайонов («линии Маннергейма») Карельского перешейка с использованием авиабомб большой мощности (250-500 кг).

В целом на поддержку сухопутных войск было совершено 40% от общего числа самолетовылетов всей авиации на театре военных действий. При этом бомбардировщики израсходовали 54% своего ресурса, истребители — около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно важны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Однако эффективность авиационных ударов оказалась низкой. Одна из причин — плохая погода. Так, летных дней с простыми метеоусловиями в декабре 1939 г. выпало всего 4, в январе 1940 г. — 2, в феврале – 13. К примеру, из 436 самолетовылетов 85-го бомбардировочного полка за все время участия в боях 208 произведено днем в сложных метеоусловиях, 204 -ночью и только 24 — днем в ясную погоду. И здесь не следует забывать, что прицельно-навигационное оборудование состоявших на вооружении самолетов не позволяло выполнять точное самолетовождение и прицельное бомбометание вне визуальной видимости земли.

Специально для нарушения коммуникаций, в соответствии с директивой НКО СССР № 0473 от 15 декабря 1939 г., была создана Особая авиационная бригада ВВС СЗФ (с февраля 1940 г. — Особая авиагруппа (ОАГр), комбриг — дважды Герой Советского Союза Г.П. Кравченко). За период войны, действуя по железнодорожным узлам и перегонам в районах Тампере, Лахти, Хапамяки, Турку, летчики ОАГр совершили 1864 самолето-вылета и сбросили 1129,3 тонны бомб. Еще 2969 тонн (12,5% общего тоннажа применяемых авиабомб) сбросили на железнодорожные объекты бомбардировщики Северо-Западного фронта. К действиям по железнодорожным эшелонам привлекались истребители ОАГр, армейской и фронтовой авиации, имевшие на вооружении пушки.

Для разрушения особо прочных сооружений применялись фугасные авиационные бомбы (ФАБ) крупного калибра. Однако малые размеры целей, высокая степень их замаскированности и отсутствие целеуказания с земли существенно сказывались на результатах ударов. Так, авиация 7-й и 13-й армий сбросила на такие объекты 873 ФАБ-500 и 6627 ФАБ-250. Тем не менее, после овладения «линией Маннергейма» (Карельский перешеек) и осмотра ее сооружений на участках наступления этих армий было обнаружено всего несколько прямых попаданий бомб.

Авиация ВМФ действовала преимущественно в морском секторе. Во взаимодействии с кораблями она блокировала противника с моря, уничтожая его транспорты на коммуникациях и в портах, осуществляя минные постановки на фарватерах. После прорыва главной полосы обороны с 18 февраля 1940 г. авиация Краснознаменного Балтийского флота была оперативно подчинена командующему ВВС Северо-Западного фронта. С этого момента морская авиация действовала в сухопутном секторе, вела борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками. Таким образом, при выполнении этой задачи в войне с Финляндией был получен опыт совместных действий фронтовой и морской авиации.

За все время войны для атак вражеских судов в море морская авиация произвела 264 вылета и сбросила 96 тонн бомб. По отчетным данным ВВС КБФ, удалось потопить 14 транспортов (по другим данным — только 2) и повредить еще более 20[5]. С целью бомбардировки финских портов было совершено 638 вылетов и сброшено на их объекты 368 тонн бомб[6].

Для воздушных налетов по объектам глубокого тыла Финляндии была задействована 1-я армия особого назначения (АОН) — 155 ДБ-3 и 43 ТБ-3.

Командующий ВВС Северо-Западного Фронта генерал Е.С. Птухин Командующий особой авиагруппой СЗФ полковник Г.П. Кравченко Заместитель командующего ВВС 13-й Армии полковник В.И. Клевцов
Командующий ВВС Северо-Западного Фронта генерал Е.С. Птухин Командующий особой авиагруппой СЗФ полковник Г.П. Кравченко Заместитель командующего ВВС 13-й Армии полковник В.И. Клевцов

В ходе войны советская авиация эпизодически совершала налеты на военно-промышленные и административно-политические центры Финляндии. Так, например, 12 и 14 января 1940 г. бомбардировщики ДБ-3 Особой авиационной группы нанесли удары по порту и городу Ваоза, где находилось финское правительство. За эти два дня было выполнено 22 самолето-вылета. А части ВВС Северо-Западного фронта, действуя по военно-промышленным объектам, произвели 1346 самолето-вылетов, в ходе которых сбросили на 9 военных заводов и 4 крупных склада 1335,6 тонны бомб. По данным финских ПВО, на 23 города на территории Финляндии советская авиация в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. совершила свыше 550 налетов, сбросив более 22,3 тонны бомб[7].

Ожидая возможность ответных ударов со стороны противника, принимали меры по защите крупных прифронтовых центров, в первую очередь, Ленинграда. Организация системы противовоздушной обороны города «была построена несколько в иных принципах, чем это предусматривалось при обороне пунктов в тылу страны»[8].

В радиусе 20-25 километров от центра Ленинграда была организована зона зенитной артиллерии, полностью обеспеченная световым полем прожекторных частей. По границе города проходили зоны аэростатов заграждения (тандем), поднимавшихся в одну линию вокруг всего города на высоту до 5000 метров.

Кроме того, для борьбы с низколетящими самолетами противника отдельные объекты (железнодорожные мосты, транспортные узлы, важные предприятия) прикрывались зенитными пулеметными частями.

Для ИА ПВО было выделено 4 зоны боевого патрулирования, 3 зоны сбора частей в воздухе (в районе аэроузлов) и развернута сеть постов наведения.

Управление подразделениями в воздухе осуществлялось через посты наведения при помощи простейших сигналов, выкладываемых стрелами, а по получении радиоустановок — и при помощи радио.

Генерал-майор авиации И.И. Душкин Командир эскадрильи 50-го сбап капитан М.М. Воронков Командир 59-й истребительной авиабригады 7-й армии СЗФ полковник Е.Е. Ерлыкин
Генерал-майор авиации И.И. Душкин Командир эскадрильи 50-го сбап капитан М.М. Воронков Командир 59-й истребительной авиабригады 7-й армии СЗФ полковник Е.Е. Ерлыкин

Для исключения внезапности налета финских самолетов на Ленинград в конце 1939 г. с помощью первых отечественных радиолокаторов РУС-1 («радиоулавливателей самолетов»)[9] была создана полоса обнаружения по линии Нарва, Красная Горка, через Финский залив на Сестрорецк, Коркин маяк, через Ладожское озеро на Новую Ладогу. Боевая работа радиолокаторов была организована военинженером Д.С. Стоговым. Донесения об обнаруженных целях передавались через ротные посты ВНОС на главный пост ВНОС ПВО Ленинграда.

После выдвижения войск фронта на рубеж Выборг — Кексгольм (Приозерск) в марте 1940 г. на Карельском перешейке была развернута вторая полоса обнаружения из РЛС РУС-1 на удалении 20 километров от первой, что обеспечивало возможность определять направления полетов неприятельских самолетов.

Взаимодействие истребительной авиации с зенитной артиллерией было построено по 5 вариантам борьбы с воздушными силами противника и должно было осуществляться по решению начальника ПВО Ленинграда (в случае начала налета финской авиации на город).

За весь период войны на воздушное патрулирование в районе Ленинграда ИА ПВО было произведено 8584 самолетовылета с налетом 8987 часов[10].

В 8-й, 9-й, 14-й и 15-й армиях истребительная авиация привлекалась к обороне малых пунктов ПВО. Для защиты важнейшей коммуникации Карелии — Кировской железной дороги выделялось от 2 звеньев до эскадрильи ИА.

На ряд истребительных частей возлагалась оборона армейских штабов (7-я, 8-я, 9-я и 14-я армии), станций снабжения Перкярви, Мустомяки и пункта Терийоки.

Во всех советских армиях на ТВД оборона аэродромов бомбардировочной авиации осуществлялась преимущественно совместным расположением с нею истребителей (выделением эскадрилий) в данном районе или непосредственно на аэродроме.

Летчик-истребитель лейтенант В.Ф. Вильчик Военный комиссар 50-го сбап А.Н. Костылев Дважды Герой Советского Союза комдив С.П. Денисов
Летчик-истребитель лейтенант В.Ф. Вильчик Военный комиссар 50-го сбап А.Н. Костылев Дважды Герой Советского Союза комдив С.П. Денисов

Основным методом прикрытия являлось назначение днем дежурных звеньев (звена) и ночью — отдельных экипажей, причем, как это имело место в 9-й армии, близкое расположение аэродромов к границе (Реболы) при проведении операции по деблокированию 54-й стрелковой дивизии в ряде случаев вызывало необходимость патрулирования в воздухе звеньев. То же самое имело место и в 8-й армии.

Несколько по-иному организовывалось прикрытие аэродромов бомбардировщиков в ОАГр. На каждый аэродром бомбардировочного авиаполка выделялось по одной эскадрилье истребителей. Чтобы избежать внезапных налетов противника при вылете и посадке бомбардировщиков, эскадрильи ИА поднимались в воздух (помимо дежурных звеньев), осуществляя патрулирование до момента ухода бомбардировщиков или окончания их посадки. Это привело к тому, что 30,6% вылетов всей ИА авиагруппы (788 самолетовылетов) было израсходовано на этот вид прикрытия[11].

На Северо-западном фронте противовоздушная оборона большей части аэродромов, располагавшихся вблизи Ленинграда, осуществлялась силами зенитной артиллерии и истребительной авиации (Горелово, Ропша, Витино, Лева-шево, Токсово, Касимово). Некоторые аэродромы прикрывались попутно средствами авиазенитной обороны штабов армий (например, Суоярви).

На аэродромах, где бомбардировщики располагались совместно с истребителями, было установлено круглосуточное дежурство истребителей. Все аэродромы имели связь с сетью внешних постов ВНОС. На аэродромах устанавливались свои посты воздушного наблюдения с сигналами тревоги.

Летчики-истребители участники советско-финской войны

Летчики-истребители участники советско-финской войны

На некоторых аэродромах 8-й армии выставлялись посты наведения, снабженные стрелами целеуказания и полотнищами.

К сожалению, большинство аэродромов в Карелии в отношении ПВО были предоставлены сами себе. Зенитная артиллерия для прикрытия аэродромов не придавалась. Штатные средства зенитной обороны авиационных баз состояли из 3

комплексных зенитных установок (вместо положенных 6). Распоряжением штабов армий (9-й, 7-й и 13-й) охрана передовых аэродромов (в т. ч. в вопросах ПВО) усиливалась за счет стрелковых взводов и рот.

Войска СЗФ (район г. Ленинград, Карельский перешеек и территория южнее Ленинграда) располагали как постоянными, так и подвижными постами ВНОС, снабженными автоматической аппаратурой и приборами для фиксации пролетов самолетов. Иное положение было в полосе армий, действовавших в Карелии и на Кольском полуострове. Например, севернее Петрозаводска, от линии фронта и в глубину до Мурманской железной дороги совершенно не было постов ВНОС (кроме аэродромных). На этой территории их роль выполняли посты ВНОС стрелковых частей и погранвойск. К сожалению, такая система наблюдения и связи не обеспечивала своевременного оповещения своей истребительной авиации.

Борьба за господство в воздухе не отличалась высокой интенсивностью, хотя на ее выполнение пришелся 31% от общего количества самолетовылетов. Авиация противника особой активности не проявляла. В воздушный бой финские истребители старались вступать лишь при своем численном превосходстве. Интенсивность действий финской авиации возросла с февраля 1940 г., когда самолетный парк ВВС Финляндии пополнился 350 новыми аппаратами, в качестве помощи от западных держав.

Основным средством завоевания господства в воздухе являлась истребительная авиация. ВВС РККА затратили на решение этой задачи до 60% всех вылетов самолетов-истребителей. Всего за время войны в воздухе и на земле был уничтожен 381 самолет противника, в том числе 320 истребителей (по другим данным: полностью уничтожено — 76, сдан в ремонт — 51 аппарат)[12]. Преимущественно финская авиация уничтожалась при оказании активного сопротивления в ходе ведения воздушной разведки в ближнем тылу наших войск.

Старший лейтенант Ф.И. Шинкаренко из 7-го ИАП возле своего истребителя И-16

Старший лейтенант Ф.И. Шинкаренко из 7-го ИАП возле своего истребителя И-16

Имелся лишь один случай пролета самолета противника на значительное расстояние от линии фронта с целью бомбардировки объектов Волховской ГЭС, который был своевременно прекращен действиями советских истребителей.

За весь период войны финская авиация не совершила ни одного налета крупными соединениями, а действовала в большинстве случаев отдельными самолетами. Наибольшей дальностью проникновения авиации противника являлись границы Кировской железной дороги, ст. Грузино, Белоостров и о. Гогланд[13].

По данным постов ВНОС и наблюдательных пунктов зенитной артиллерии СЗФ (на 13 марта 1940 г.) было зафиксировано пролетов 474 финских самолетов, из которых сбито — 8 машин[14].

За годы советско-финляндской войны ВВС РККА произвели 84 307 боевых вылетов (в том числе 52 803 ВВС СЗФ, 10 133 — ИА ПВО Ленинграда, 5259 — ОАГр, остальные — ВВС 8-й, 9-й, 14-й и 15-й армий), еще 16633 совершили летчики КБФ[15].

Всего советскими самолетами было сброшено 26 тыс. тонн бомб. Общие потери ВВС РККА за войну составили 348 боевых машин (небоевые -296 самолетов). Кроме того, в заводской и капитальный ремонт отправлено 87 машин[16].

***

В целом действия ВВС Красной армии в ходе советско-финляндской войны были признаны удовлетворительными. За успех, достигнутый на Карельском перешейке 9 авиаполков (10-й 24-й, 44-й, 50-й, 54-й, 58-й скоростные бомбардировочные и 7-й, 19-й и 25-й истребительные) и 2 разведывательные эскадрильи стали «Краснознаменными».

54 человека летного состава (из них 2 — из состава ИА ПВО) удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В том числе: комкор Е.С. Птухин (командующий ВВС СЗФ), комдив С.П. Денисов (вторично, командующий ВВС 7-й армии), полковник В.И. Клевцов (заместитель командующего ВВС 13-й армии), полковник В.Н.Пятыхин (командир 15-й сбабр) и др.

Подбитый финский самолет Бленхайм Bl-105

Подбитый финский самолет Бленхайм Bl-105

По количеству летчиков-героев абсолютный рекорд принадлежит 50-му сбап — 10 человек, затем шли 7-й иап (6 награждений), 68-й иап (5), 25-й иап, 31-й и 44-й сбап (по 4 награждения)[17].

Итоги и уроки советско-финляндской войны были обобщены и проанализированы на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1940 г. Не обошли стороной выявленные недостатки в подготовке войск и серьезные просчеты командования Красной армии в войне. В результате были выработаны неотложные меры по повышению боеспособности и мобилизационной готовности армии и флота.

7 апреля того же года начальник ВВС РККА командарм 2 ранга Я.В. Смушкевич в своем приказе № 038 потребовал «для обработки материалов по действиям ВВС в войне с Финляндией и подготовки к печати оперативно-тактического обзора боевого использования авиации на финском фронте (с грифом «секретно») создать комиссию» под председательством начальника штаба ВВС РККА комдива Ф.К. Арженухина.

Труд предназначался для старшего и высшего командного и начальствующего состава ВВС Красной армии от командира полка и выше, а также для слушателей военных академий[18]. Данный труд был подготовлен и выпущен в свет под названием «Боевые действия ВВС Красной армии в войне против белофиннов».

Последним же предвоенным вооруженным конфликтом с участием советских ВВС стал ввод частей Красной армии на территорию Бессарабии летом 1940 г.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». № 2, 2006. С. 5. []
  2. РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240. []
  3. Там же. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 1. []
  4. Там же. Л. 2. []
  5. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». №2, 2006. С. 42. []
  6. Там же. С. 41. []
  7. Геуст К.-Ф. Бомбы на столицу // Родина. № 12., 1995. С. 59. []
  8. РГВА Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240. []
  9. РУС-1 создана по разработкам и предложениям инженера-конструктора Управления ПВО П.К. Ощепкова, принята на вооружение приказом НКО № 0049 10 сентября 1939 г. Всего до начала Великой Отечественной войны выпущено 45 комплектов РУС-1. []
  10. РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242. []
  11. Там же. Л. 245. []
  12. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». № 2, 2006. С. 74. []
  13. ГВА Ф. 34980. Оп. 1. Д. 771. Л. 4. []
  14. Там же. Л.4-5. []
  15. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». №2, 2006. С. 74. []
  16. Там же.С.87-101. []
  17. ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». №2, 2006. С. 71. []
  18. РГВА Ф. 29. Оп. 34. Д. 542. Л. 33-34. []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Один комментарий на «“ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939-1940 с Финляндией”»

  1. артур:

    Хотелось бы знать количество граждан Финляндии, погибших в результате советских бомбардировок страны.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image