Павел Аргеев родился 1 марта 1897 года в Ялте. Его отец, Владимир Акимович, служил пароходным механиком на Черноморском флоте. Избрав военую карьеру, к лету 1914 года Павел закончил кадетский корпус и Одесское юнкерское училище, и был направленстав в 184-й пехотный полк. В 1911 году произведённый в поручики Аргеев был переведён в 29-й пехотный Черниговский полк.
Однажды поручик Аргеев не выполнил приказание командира полка — отказался наказать солдата, считая кару несправедливой. За это он был предан военному суду и приговорён к месяцу гауптвахты. После отбытия наказания ушёл из полка. Потом произошла стычка с родственником — жандармом, которому дал пощёчину (видимо было за что)… После всех этих событий Аргеев покинул Россию и уехал во Францию, где его и застала война.
Когда германские войска, взломав оборону союзников, приблизились к Парижу, Аргеев подал прошение о зачислении и отправке на фронт. 30 августа ему присвоили звание лейтенанта. С 12 сентября, в составе 331-го пехотного полка, Павел уже сражался на Марне. В этой битве немцы были разгромлены. 23 сентября Аргеев был ранен, но в конце октября вернулся на фронт и возглавил 5-ю роту, так как остался единственным в ней живым офицером. В ноябре его произвели в капитаны, а в январе 1915 года за храбрость он был награждён французским Военным Крестом с двумя пальмовыми ветвями. 17 апреля следующего года Павла ранило вторично, однако он остался в строю и возглавил контратаку своей роты. За этот подвиг, уже в мае, его наградили орденом «Почётного Легиона».
В конце мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. Тогда он подал рапорт о переводе… в авиацию.
Как ни странно, но в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для лётчика — это «птичий инстинкт» — то неуловимое, что позволяет человеку как бы слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.
У Аргеева этот талант проявился в полной мере. 22 октября 1915 года он получил диплом пилота. В январе 1916 года капитан «Поль Д’Арджеефф» зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью, но уже через месяц он решает вернуться в Россию.
Осенью 1916 года Павел Владимирович вернулся в Россию, был восстановлен в рядах российской армии в звании штабс-капитана и направлен в 19-й корпусной авиаотряд Первой боевой авиагруппы Юго — Западного фронта, возглавляемой лучшим российским асом Александром Казаковым. Уже 10 января 1917 года Аргеев одержал первую победу — сбил двухместный разведчик «Альбатрос»; причём врага Павел уничтожил, несмотря на ранение в правую руку. За этот бой Аргеева наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
21 апреля Павел уничтожил ещё один двухместный аэроплан, за что был удостоен Золотого Георгиевского оружия. В мае Аргеев одержал две очередные победы и получил орден Святого Станислава 3-й степени. 8 июня пилот стал асом, уничтожив австрийский аэроплан «Бранденбург» С.1, за эту победу Аргеева наградили орденом Святой Анны 4-й степени и назначили командиром 19-го авиаотряда. В представлении на эту должность, он был назван «выдающимся военным лётчиком». Столь большой пост не мешает Аргееву летать, участвовать в боях.
20 июня Павел сбил германского разведчика «Румплер» С.1 — эта 6-я подтверждённая победа стала для него последней в России.
Октябрьская революция и последовавший за ней развал фронта заставил офицеров царской армии сделать трудный выбор. Казаков вступил в Белую Гвардию. Аргеев через захваченный английским десантом Архангельск отбыл во Францию, чтобы продолжить войну с Германией. С мая 1918 года он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса.
Очень скоро французское командование отметило необыкновенную храбрость и выдержку русского лётчика, который уже 1 июня 1918 года одержал свою первую победу на Западном фронте, уничтожив, несмотря на ранение, аэроплан LVG C. К началу июля счёт Аргеева увеличился ещё на 3 победы и он стал самым результативным пилотом своей эскадрильи. При этом Павел, подобно многим асам, не любил работать в команде и предпочитал свободную охоту в одиночку, за что товарищи прозвали его «охотником».
В сентябре немцы начали «последнее и решительное» наступление, и SPA-124 вновь вступила в тяжёлые бои. Всего за 2 дня Павел Аргеев сбил 3 германских аэроплана, причём одной его жертвой стал новейший, лучший германский истребитель Фоккер D.VII. Этот самолёт русский ас сбил 27 сентября, в одиночку атаковав 8 немецких аэропланов!
5 октября Аргеев сделал ещё один «дуплет», вновь уничтожив 2 самолёта (правда, гибель одного из них он не смог доказать, и эта победа была записана, как неподтверждённая). Последнего своего успеха Павел добился 30 октября, отправив на землю двухместный аэроплан, ставший его 15-й подтверждённой победой (и последней, 26-й победой его эскадрильи).
Всего же, за 5 месяцев боёв, он одержал 9 побед и был награждён вторым орденом «Почётного легиона». Итогом войны для него стали высшие награды России и Франции, 4 ранения и 17 воздушных побед, из них 15 — официально зачтённых.
К сожалению, мирная жизнь аса была недолгой. 30 октября 1922 года пилот французско — румынской авиакомпании «Поль Д’Арджефф» летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолёт попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни. Отважному ветерану 1-й Мировой войны было всего 35 лет…
Список известных побед Павла Аргеева за 1918 год по версии британского исследователя Нормана Франка*:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место падения | Примечания |
01.06.1918 | Эльфауге (С.V или VI) | в районе Пюси — Бюмон (Puisieux — Beaumont) | |
13.06.1918 | Румплер (С.IV или VII) | ||
14.06.1918 | двухместный самолёт | ||
26.06.1918 | двухместный самолёт | ||
27.09.1918 | Фоккер D.VII | в районе севернее Кену (N. Cerny) | |
28.09.1918 | двухместный самолёт | в районе Секуль (Sechault) | |
28.09.1918 | двухместный самолёт | в районе Секуль (Sechault) | |
05.10.1918 | двухместный самолёт | районе северо — восточнее Атру (N-E. Autry) | не подтверждено |
05.10.1918 | Пфальц D | в районе Орфюль (Orfeuil) | |
30.10.1918 | двухместный самолёт | в районе восточнее Кватро Шампс (Quatre Champs) |
* Все победы одержаны в составе французской эскадрильи Spa.124 на истребителях SPAD S.VII и S.XIII
Оставьте свой отзыв