Родился 11 (23) января 1898 года в городе Тамбов. В 1917 году окончил Гатчинскую авиационную школу и Одесскую школу высшего пилотажа. Участник Первой мировой и Гражданской войны.
В 1922 — 1925 годах работал лётчиком-инструктором Высшей школы воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. В 1925 — 1926 годах работал в Борисоглебской военной авиационной школе. В 1927 — 1932 годах работал в Гражданском Воздушном Флоте, летал на трассе Архангельск — Сыктывкар.
С 1932 года — на испытательной работе. Работал на Харьковском и Казанском авиационных заводах, в ЦАГИ, ОКБ В. Ф. Болховитинова, Н. Н. Поликарпова и В. Н. Челомея. Испытывал различные типы самолётов и ЖРД. Умер в 1977 году.
Награждён двумя орденами, медалями.
* * *
Жизненный путь Бориса Николаевича Кудрина может служить примером для подражания. Он родился 11 (23) января 1898 года в городе Тамбов. Окончил гимназию, институт иностранных языков, в 1915 году – курсы переводчиков факультета особого назначения Московского государственного университета.
С 1915 года служил в армии. В 1916 году окончил Николаевское военно-инженерное училище и теоретические курсы Н. Е. Жуковского при Московском высшем техническом училище, в 1917 году – Гатчинскую авиационную школу и Одесскую школу высшего пилотажа.
В 1917 году прапорщик Кудрин принимал участие в Первой мировой войны в качестве военного лётчика. С февраля 1918 года – в Красной Армии, был красвоенлётом, затем командовал 14-м истребительным отрядом. В 1918 — 1919 гг. работал лётчиком-инструктором Московской военной авиационной школы лётчиков.
Участник Гражданской войны в 1919 — 1921 гг, воевал на Западном и Южном фронтах; участвовал в освобождении Закавказья. Незаурядное лётное мастерство он проявил осенью 1919 года. В то время конный корпус белогвардейского генерала Мамонтова прорвал фронт советских войск, захватил Курск и Воронеж. Тогда была создана особая авиационная группа, в составе которой сражался и Борис Кудрин. Вместе с другими лётчиками он систематически подвергал белогвардейцев бомбово-штурмовыми ударами, выводил из строя целые кавалерийские части мамонтовцев.
В жизни Бориса Николаевича было много моментов, требовавших мужества и героизма. Однажды он попал в руки бандитов из кулацкого отряда. Его подвергли пыткам, истязали. Через несколько дней замученного, израненного, но не выдавшего никаких военных секретов лётчика освободили из плена красноармейцы. В 1920 году Борис Кудрин сражался против белополяков и войск засевшего в Крыму барона Врангеля. Затем служил в Закавказье. В 1921 году совершил выдающийся по тем временам перелёт через Караклисский перевал, доставив частям Красной Армии директивы командования и золото. Этот перелёт ЦИК Армении оценил как «исключительный подвиг перед трудящимися». Боевые заслуги Б. Н. Кудрина отмечены орденом Красного Знамени.
В 1922 — 1925 гг. работал лётчиком-инструктором Серпуховской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Поднял в небо (19.09.1924 г.) и провёл испытания планера БИЧ-2, участвовал в испытаниях самолёта БИЧ-3 (1926 г.). В 1925 — 1926 гг. – начальник лётной части Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков. В 1926 — 1927 гг. служил в строевых частях ВВС. С 1927 года – в резерве. В 1927 — 1932 гг. работал пилотом в Гражданском Воздушном Флоте.
С 1932 года по октябрь 1936 года был лётчиком-испытателем КБ Харьковского авиационного института. Поднял в небо и провёл испытания самолётов «Омега» (1932 г.), ХАИ-1 (8.10.1932 г.), ХАИ-4 (лето 1934 г.), УПБ (11.05.1935 г.), АНТ-26 в планерном варианте (7.05.1935 г.), ХАИ-6 (15.06.1935 г.). С октября 1936 года старший лейтенант Кудрин – в запасе.
С октября 1936 года работал лётчиком-испытателем авиазавода №22 (Москва). Поднял в небо и провёл испытания самолётов «С» (лето 1939 г.) и СПБ (18.02.1940 г.). Испытывал серийные ТБ-3 (1936 — 1938 гг.), СБ (1936 — 1941 гг.), Ар-2 (1941 г.), Пе-2 (1941 г.) и их модификации. А 1940 году ему присвоено звание «Лётчик-испытатель 1-го класса».
В июне 1943 года – лётчик-испытатель авиазавода №293. Провёл испытания самолёта Би-1 в планерном варианте (сентябрь — октябрь 1941 г.), Би-2 (январь — март 1945 г.). До февраля 1952 года работал лётчиком-испытателем, заместителем начальника ЛИС авиазавода № 51. Испытывал ЖРД конструкции В. Н. Челомея.
Последние годы жил в Москве. Умер 9 ноября 1977 года. Похоронен в селе Полушкино Одинцовского района Московской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (в 1921 году за участие в Гражданской войне), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944 г. за проводимые испытания); медалями.
Благодарим Андрея СИМОНОВА за любезно предоставленную информацию.
Оставьте свой отзыв