Михаил Сафонов — третий среди флотских авиаторов Российской Империи по числу одержанных побед. Имея на своём личном счету 11 сбитых самолётов, он уступил только Александру Прокофьеву-Северскому (13 побед) и И. Смирнову (12 побед). Среди всех асов армии и флота России периода Первой мировой войны Михаилу Ивановичу Сафонову принадлежит почётное 6-е место.
Он родился 13 ноября 1893 года в городе Острогожске Воронежской губернии. В 1909 году поступил в морской корпус. 3 мая 1914 года М. И. Сафонов произведён в корабельные гардемарины.
После окончания Морского корпуса он был распределён в плавание на компанию 1914 года на крейсер «Громобой». За несколько дней до начала войны М. Сафонов был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. В соответствии с приказом командующего флотом Балтийского моря №1223 от 18 ноября 1915 года он был отправлен в распоряжение Главного морского штаба для последующего поступления в Офицерскую школу морской авиации, которая, с учётом растущей потребности флота в морских авиаторах, была открыта 28 июля 1915 года в Петрограде.
В декабре 1915 года М. Сафонов совершил первый самостоятельный полёт. После окончания школы проходил стажировку в Баку, откуда в конце февраля 1916 года направлен в Ревель и определён на 3-ю воздушную станцию. В апреле 1916 года морской министр утверждает Сафонова в звании «морской лётчик» и он приступает к активной боевой деятельности.
9 сентября 1916 года, он на своей летающей лодке отважился отразить воздушную атаку 3-х неприятельских самолётов. Один из них был сбит (это был двухместный разведчик) с дистанции 50 метров со стороны хвоста пулемётной очередью из 10 — 15 патронов. Именно после этого боя было положено начало боевому счёту российских морских лётчиков.
13 сентября, во время воздушного боя, мичман М. Сафонов получил ранение в ногу. В том же сентябре 1916 года приказом командующего флотом Балтийского моря за №617 «за самоотверженность, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени» М. Сафонов был награждён своей первой наградой — орденом Святой Анны IV степени, закреплённом на эфесе холодного оружия с надписью «За храбрость». (К слову говоря, образцы реплик наградного оружия тех времён можно посмотреть здесь: klinok-shop.ru) К концу года М. И. Сафонов удостоился ещё двух орденов — Святого Станислава III степени с мечами и бантом и Святого Владимира IV степени с мечами и бантом.
Некоторое время Михаил Сафонов воевал на летающей лодке типа М-9 — довольно удачной машине (фото слева) с двигателем «Сальмсон» в 150 л.с., превосходившей по своим основным характеристикам все аналогичные машины того времени.
До появления в начале 1917 года в Германии поплавковых «Альбатросов» с 225-сильным мотором, М-9 оставался непревзойдённым военным гидросамолётом. Он был вооружён пулемётом «Виккерс» на шкворневой установке в носовой кабине или пушкой «Гочкис» или же «Эрликон». На М-9 можно было совершать продолжительные полёты (до 5 часов), нести разведывательную и патрульную службу, вести бомбометание. Хорошая мореходность позволяла применять М-9 в открытом море, где не могли действовать поплавковые самолёты. М-9 можно было подвешивать на крюке, брать на борт корабля и спускать с него на воду. Всё это давало ему преимущества перед другими гидросамолётами. На М-9 Сафонов сбил один неприятельский самолёт.
Наиболее удачной для Сафонова была кампания 1917 года. Продолжая пополнять свой лицевой счёт воздушных побед, он был произведён сначала в лейтенанты, а в Октябре — уже и старшие лейтенанты. В ноябре 1917 года Сафонов становится командиром 2-го истребительного авиаотряда и в течение двух дней — 16 и 17 Ноября — одерживает свои 7 и 8-ю победы. За свои подвиги получил прозвище «Орёл Балтики».
После Революции продолжал служить в авиации флота Балтийского флота.
К концу 1917 года старший лейтенант М. Сафонов сбил 11 самолётов противника, в том числе 5 — официально подтверждённых (по другим источникам имел всего 6 побед).
№ | Дата | Самолёт Сафонова | Самолёт противника |
1 | 09.09.1916 г. | Григорович М-9 | летающая лодка |
2 | 14.07.1917 г. | Григорович М-15 | летающая лодка |
3 | 07.09.1917 г. | Ньюпор Nc.I | летающая лодка |
4 | 16.11.1917 г. | Ньюпор Nc.I | — |
5 | 17.11.1917 г. | Ньюпор Nc.I | бомбардировщик |
18 марта 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров увидел свет приказ по флоту и Морскому ведомству №102, которым кавалер 5-ти боевых орденов балтийский лётчик старший лейтенант Михаил Иванович Сафонов был уволен со службы…
11 апреля он с женой и ещё с 4-мя лётчиками перелетел в Финляндию. Короткое время служил в финских ВВС. В 1919 году перебрался в Индию, где служил в королевских ВВС Великобритании. Затем, в начале 1924 года, переехал в Китай, где обучал китайских лётчиков пилотированию гидросамолётов.
В мае 1924 года Михаил Сафонов погиб в результате аварии.
Оставьте свой отзыв