Эдуард Томсон родился в 1891 году, выходец из Эстляндии. Летать научился в 1913 году, в Имперской московской лётной школе Аэронавтического общества. В 1914 году приехал в Германию на лётные соревнования, но с началом войны был интернирован в Берлине. Вскоре бежал в Англию, затем вступил добровольцем во французскую армию.
Эдуард Томсон, как и все пилоты, летал на разведку, фотографировал вражеские позиции…
Шло кровопролитное сражение при Бельфоре. Штаб армии беспрерывно посылает лётчиков во вражеский тыл: готовится наступление, необходимо разведать резервы, линии снабжения. «Моран» Томсона второй час кружит в немецком тылу. На карте наблюдателя уже много важных пометок, он показывает лётчику, что можно и возвращаться. На обратном пути они попали под обстрел зениток, самолёт был подбит. Плохо слушаясь рулей он стал быстро снижаться. «Только бы дотянуть!», — думают авиаторы. Вот уже видны французские окопы и они понимают, что спасены. И в этом момент совсем отказывают рули…
С 30-метровой высоты аппарат заваливаясь на крыло, неуправляемо выворачивается вверх колёсами и грохается об землю. К машине бегут из окопов стрелки. Они с трудом вытаскивают из обломков потерявшего сознание, раненого летнаба. Лётчик с разбитым лицом, кровоточащей рукой кое — как держится. Пока летнабу оказывали первую помощь, Томсон ставит на карту жирный крест у окраины леса — большой склад, возможно артиллерийский, который он успел заметить в последнюю минуту. Отдав карту подбежавшему капралу лётчик теряет сознание…
Уже в госпитале в Бурже, где его навещают товарищи, адъютант эскадрильи поздравляет Томсона со званием сержанта, большой наградой для рядового. Так французское командование оценило разведывательные полёты Эдуарда Томсона. После госпиталя Томсон попадает в амьенскую армию, его полёты дважды отмечены в приказах, попробовал он свои силы и в первых воздушных боях. А по ночам ему снятся родные места, полёты на Ходынском поле, тянет домой…
Вскоре он добился права вернуться в Россию. Весной 1915 года, окольными путями, он добирается до Риги. Небольшой отдых, и «охотник», как называли в России добровольцев, Эдуард Томсон после соответствующей проверки зачислен опять рядовым в 1-й корпусный авиаотряд. Его успехи можно проследить по сохранившейся в архивах маленькой регистрационной карточке: в мае 1915 года он ефрейтор, к августу уже старший унтер-офицер, награждён Георгиевским крестом. В то же время газеты сообщали, что лётчик Томсон сбил под Двинском немецкий «Альбатрос».
Что же дальше расскажет нам карточка Томсона? В следующий раз его имени в сводке предшествует уже офицерское звание:
Из сообщения ставки верховного главнокомандования:
3 марта 1917 года в 1-м корпусном авиаотряде произошло знаменательное событие: лётчики прапорщик Томсон на самолёте «Ньюпор-ХI» (№1132) и прапорщик Розенфельд на истребителе того же типа (№1033) сбили германский самолёт, который упал в нашем расположении около фольварка Залесье. Вот некоторые подробности этого воздушного боя.
Немецкий самолёт был замечен по разрывам снарядов зенитной артиллерии над станцией Залесье. Первым его атаковал прапорщик Томсон, после чего немец повернул на север и стал уходить в сторону фронта. Над деревней Сукневичи навстречу ему летел прапорщик Розенфельд. Вражеский самолёт оказался между нашими истребителями и был атакован прапорщиком Розенфельдом сверху — слева, а прапорщиком Томсоном снизу — справа. После первых же выстрелов немецкая машина видимо получила сильные повреждения и стала круто снижаться на свою территорию, но затем сорвалась в штопор и упала к юго — востоку от фольварка Залесье. Прапорщик Розенфельд продолжил дежурство в воздухе, а прапорщик Томсон опустился рядом с разбившимся немецким самолётом. Он детально осмотрел разбитый самолёт и убитых лётчиков, отдал последние почести погибшим и вернулся на свой аэродром.
Бой происходил на высоте 2200 метров, лётчики выпустили по противнику около 300 патронов. За этот воздушный бой прапорщики Томсон и Розенфельд были награждены орденами «Святого Георгия» 4-й степени.
Затем наступила Февральская революция. Накал страстей захватывает и армию — прапорщик Э. Томсон, недавний нижний чин, к неудовольствию офицеров «якшается с солдатами». Его избирают делегатом на съезд автаторов, в солдатский комитет…
После Октябрьской революции, под влиянием своего земляка — известного революционера Яна Фабрициуса, Томсон переходит на сторону большевиков. О той бурной поре рождения авиации сохранилось не так уж много документов. В журнале «Вестник Воздушного Флота» за 1933 год читаем:
Вскоре был организован 1-й социалистический разведывательный авиаотряд. Его командиром был Поручик Э. Томсон. Затем Эдуард Мартынович был послан в Латышскую авиагруппу и скорее всего принимал участие в боях за Псков и освобождение Латвии, которыми по поручению Ленина руководил Ян Фрицевич Фабрисиус в 1918-м и начале 1919 года.
А потом? Нашёлся и другой документ 1919 года:
Однако по другим источникам — Томсон не погиб, а просто перешёл на службу в национальную латышскую армию. К тому времени на его счету числилось 11 воздушных побед.
Оставьте свой отзыв