Ив Маэ родился 21 ноября 1919 года в Нанте, в семье художника — декоратора. После окончания школы работал фотографом в ателье отца, одновременно посещая аэроклуб. Во время мобилизации, в октябре 1939 года, принят на лётные курсы пилотов ВВС в Истре, которые окончить не успел. В июне 1940 года ввиду немецкого наступления училище переведено в Алжир. Оттуда угоняет самолёт с тремя товарищами и улетает в Гибралтар. С самой первой группой французских пилотов прибывает в Лондон. После заверщения обучения в сентябре 1941 года вступает лётчиком в 253-ю эскадрилью RAF на ночное патрулирование английской территории.
В апреле 1942 года становится командиром звена. В ночном бою 29 апреля сбивает 2 немецких самолёта над Йорком, за что город провозглашает его своим почётным гражданином.
В начале 1942 года среди первых добровольцев для формирования французской эскадрильи для СССР, Ив Маэ был включён в первую группу 14 пилотов, прилетевших в СССР в ноябре 1942 года. После подготовки к полётам на самолётах Як-1, французы вступили в бои за город Орёл.
13 апреля 1943 года — чёрный день, 3 французских самолёта не вернулись на аэродром. В этот день младший лейтенант Ив Маэ сбил свой первый и последний немецкий самолёт в СССР — одна из первых побед «Нормандии».
7 мая 1943 года эскадрилья «Нормандия» потеряла 4-го пилота — лётчик Ив Маэ пропал без вести при атаке на немецкий аэродром в Спас — Деменске. Самолёт Маэ был подбит зенитной артиллерией и упал за линией фронта. Пилот при падении самолёта ранил голову. Покинул машину и пытался уйти пешком за линию фронта, но заблудился. Вышел на группу детей, которые в ответ на просьбу о помощи привели немецкий патруль. Был доставлен в Смоленск, где его держали в относительно комфортных условиях и пытались вразумить, что он заблуждался, примкнув к де Голлю. Также ему предъявили документы трёх других французских пилотов, сбитых ранее, утверждая, что они в плену, но никто их больше никогда не видел.
Маэ был отправлен в лагерь для советских лётчиков в Лодзь, где провёл более двух лет. Пленные прозвали его Иван Май и учили его русскому языку, который, несмотря ни на что, ему давался с трудом. В 1944 году ввиду советского наступления лагерь был эвакуирован в Германию. По дороге пытался бежать. Другую попытку побега осуществил в Германии. В августе 1944 года за несколько попыток к бегству при говорен к смертной казни. Узнав о приговоре, при провождении в камеру смертников сбежал от патруля и спрятался на территории лагеря, где заключенные его тайно подкармливали. Сумел прятаться в течение 9 месяцев до освобождения лагеря Красной Армией в апреле 1945 года.
После освобождения был назначен офицером связи при советской комендатуре, а затем стал заместителем начальника советского репатриационного лагеря Торгау. Помогал осуществлять репатриацию французских пленных. В августе 1945 года был отправлен во Францию в распоряжение полка «Нормандия — Неман», где был встречен с триумфом как пришелец с того света. Произведён в лейтенанты и восстановлен в составе полка.
С 1949 года был заместителем командира полка «Нормандии — Неман», участвовал в боевых операциях в Индокитае, награждён медалью. С 1952 года — командир авиаполка «Нормандия — Неман». Под его командованием полк участвует в боевых операциях в Тунисе и Алжире. С 1956 года — командир 5-го истребительного полка на авиабазе «Капитан де Сейн».
Подполковник Ив Маэ погиб 29 марта 1962 года во время демонстрационного полёта в Бельгии. Его старший брат Жан Маэ был командиром авиаэскадрильи «Бретонь», которая предполагалась в соединении с авиаполком «Нормандия — Неман» для формирования авиадивизии «Франция», погиб в авиакатастрофе гражданского самолёта, на котором он отправлялся в отпуск в 1946 году. Третий брат Клод Маэ был пилотом разведывательного самолёта и погиб в 1943 году над Па-де-Кале. В честь братьев Маэ в 1988 году была названа авиабаза NQ 921 в Таверни.
За годы службы награждён орденом Почётного Легиона, орденом Освобождения, Военным крестом с 6 пальмовыми ветвями, медалью «Сопротивления», медалью «За победу над Германией».
Источники: С.В. Дыбов «Нормандия-Нёман. Подлинная история легендарного авиаполка», серия «Война и мы». — М.: Яуза, Эксмо. — 2011, ISBN 978-5-699-4620
Оставьте свой отзыв