Иван Игнатьевич Мейлус родился 15 августа 1913 года в посёлке Рутченково, ныне в черте города Донецк, в семье рабочего. Окончил 7 классов и горнопромышленное училище. Работал электрослесарем на шахте, шофёром на коксохимическом заводе. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году принимал участие в походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. В 1941 году окончил Полтавскую военную авиационную школу пилотов.
С июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Брянском, Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. Начав войну на ближнем бомбардировщике Су-2 (выполнил на нём 132 боевых вылета), закончил на штурмовике Ил-2 (более 60 боевых вылетов).
Война застала старшину Мейлуса его в составе 97-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (97-й СБАП) в городе Руховичи (Белоруссия), летающего на самолётах Су-2. Весной 1942 года переведён в 209-й ближнебомбардировочный авиационный полк (209-й ББАП). В сентябре 1942 года (после расформирования 209-го ББАП) младший лейтенант Мейлус был переведён в 44-ю отдельную корректировочно-разведывательную авиационную эскадрилью (44-я ОКРАЭ). Весной 1943 года переучился летать на самолёте Ил-2.
Большие способности в лётном деле, выдержка не проходят мимо внимания командования. Вскоре его назначают командиром звена, затем — заместителем командира эскадрильи, позже — штурманом 958-го штурмового авиационного полка.
Самые трудные и ответственные задания поручало командование Ивану Мейлусу. В дни ожесточённых боёв в районе Мги под Ленинградом 15 марта 1943 года ему довелось корректировать с воздуха огонь нашей артиллерии по артбатареям противника. Надо было обладать истинным мужеством и хладнокровием, чтобы выполнить задачу в казалось бы, невозможных условиях. Вокруг машины Мейлуса рвались зенитные снаряды. Но отважный лётчик каждый раз уклонялся от опасности, сообщая по рации точные данные для ведения огня. Тогда противник направил к нему 4 истребителя ФВ-190, чтобы сбить его. Мейлус не растерялся и принял бой. Вместе с прикрывавшей его парой «Яков» сбил 3 «Фоккера», а оставшийся поспешно оставил поле боя. Продолжая корректировать огонь, Мейлус помог, таким образом, нашим артиллеристам подавить батарею противника из 4-х орудий.
К октябрю 1944 года штурман 958-го штурмового авиационного полка (280-я смешанная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, 3-й Прибалтийский фронт) капитан И. И. Мейлус совершил 189 боевых вылетов, уничтожив при этом: 9 танков, 127 автомашин, 114 обозных повозок с грузом, 38 артиллерийских орудий, до 500 солдат и офицеров противника. В групповом воздушном бою сбил 3 истребителя ФВ-190, ещё 3 самолёта уничтожил на земле при штурмовке аэродромов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитан Мейлус Иван Игнатьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5350).
К концу войны выполнил более 200 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.
После войны продолжал служить в ВВС. С 1959 года полковник И. И. Мейлус — в запасе. Жил в городе Запорожье (Украина). Работал диспетчером, а затем — заместителем начальника Запорожского аэропорта. В период до 1964 года дважды избирался депутатом районного и городского Совета депутатов трудящихся. Скончался 20 июля 1987 года. Похоронен на Капустяном кладбище.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (четырежды); медалями.
Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». М.: Воениздат, 1988 г.
2. «Кавалеры Золотой Звезды». — Донецк: Донбас, 1976 г.
3. Статья о И. И. Мейлусе на сайте «МикроМир».
Оставьте свой отзыв