В 1938 г. конструкторы «Арадо» приступили к работам над довольно сложным, двухмоторным многоцелевым самолетом, получившим обозначение Е-240. Возглавил разработку Г. Ребески. На следующий год компания представила проект, учитывавший самые последние достижения аэродинамики. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с высокой нагрузкой на крыло, развитой механизацией крыла, аэродинамическим тормозом в виде раскрывающегося хвостового конуса, двухкилевым оперением, а также оборонительной дистанционно управляемой пулеметной установкой.
Инициативная работа «Арадо» в 1939 г. была санкционирована Техническим управлением рейхсминистерства авиации, и летом начались работы над опытными самолетами. Два первых прототипа — Ar-240V1 и Ar-240V2 — представляли собой, фактически, летающие аэродинамические модели. На них ещё не было герметичных кабин и системы дистанционного управления стрелковыми установками. Ar-240V1 вышел на испытания 10 мая 1940 г., через два месяца была облетана и вторая машина. По результатам их испытаний на следующем прототипе Ar-240V3 были внесены существенные изменения. Гермокабина была сдвинута вперед до самого носа, фюзеляж удлинили на 1,2 м, а от хвостового воздушного тормоза и от предкрылков отказались. Установили дополнительный киль небольшой площади. Как и у предшественников, силовая установка Ar-240V3 состояла из двух моторов DB 601А мощностью 1075 л.с.
Летные испытания Ar-240V3, начавшиеся весной 1941 г., выявили некоторое, но недостаточное улучшение управляемости. Вновь потребовались переделки, включая установку новых элеронов. На четвертом прототипе снова установили воздушный тормоз, а также более мощные двигатели DB 603А (1750 л.с). Он стал основой для предсерийных самолетов-разведчиков Ar-240А и Ar-240В. Проектировался и тяжелый истребитель — «церштерер» Ar-240С, но он остался на стадии прототипов.
Основные модификации
Arado Ar-240А-0 — двигатели DB 601Е (1175 л.с; на трех экземплярах) или DB 603А (1750 л.с; на двух). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 17 в носовой части фюзеляжа, 2 7,92-мм спаренных пулемета MG 81Z в верхней и нижней дистанционно управляемых установках (4-й и 5-й экземпляры — без вооружения). Экипаж — 2 чел. В 1942 г. изготовлено 5 самолетов.
Ar-240В-0 — двигатели DB 605АМ (1475 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Ar-240А-0; на втором. Изготовлено 2 машины.
Летно-технические характеристики многоцелевого самолета Арадо Ar-240А-0
- Двигатели: DB601E
- мощность, л.с.: 1175
- Размах крыла, м.: 13,3
- Длина самолета, м.: 12,8
- Высота самолета, м.: 3,95
- Площадь крыла, кв. м.: 30,9
- Масса, кг
- пустого самолета: 6200
- нормальная взлетная: 9460
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 615
- Крейсерская: 552
- Время набора высоты 6000 м, мин.: 11
- Дальность полета, км.: 1990
- Потолок, м.: 10 500
Боевое использование
Несмотря на очень ограниченный выпуск, самолеты Ar-240 нашли применение на различных фронтах. Два Ар-240А-0 в конце 1942 г. прибыли на север Финляндии, откуда вели разведку Мурманской железной дороги. Два самолета этого типа в феврале-марте 1943 г. эксплуатировались в дальнеразведывательном отряде 3.(F)/100, воевавшем под Ленинградом. В мае 1943 г. этот отряд получил одного Арадо Ar-240В-0, но уже в конце месяца эту машину передали в действовавший на территории Белоруссии отряд 1.(F)/100, в июне получивший и вторую такую машину. В этой части «Арадо» служили вплоть до конца года. Существуют сведения о применении одного-двух Arado Ar-240А во второй половине 1943 г. в Италии.
Создаваемый в инициативном порядке самолет Ar-240 обещал стать одним из наиболее совершенных в техническом отношении боевых самолетов, но конструкторам так и не удалось справиться с рядом присущих ему недостатков, и, прежде всего, — неудовлетворительной управляемостью. В итоге, в серийное производство он так и не попал.
Оставьте свой отзыв