Двухмоторная цельнометаллическая летающая лодка Дорнье Do-18 создавалась согласно требованиям к дальнему морскому разведчику, разработанным на рубеже 1933-1934 гг. В компоновочном отношении Do-18 весьма походил на своего предшественника — Do 16: тот же вытянутый фюзеляж с характерными боковыми поплавками-«жабрами», приподнятое над фюзеляжем крыло и тандемная мотоустановка с тянущим и толкающим винтами. Однако аэродинамика самолета подверглась существенному улучшению, а в качестве силовой установки выбрали новые авиационные дизели — их высокая экономичность как нельзя лучше подходила для дальнего разведчика.
Первый прототип Do-18а, оборудованный дизелями Jumo 5 (540 л.с), впервые поднялся в воздух 15 марта 1935 г., но уже в ноябре был потерян в катастрофе. Из трех следующих прототипов, укомплектованных моторами Jumo 205, два (Do-18b и Do-18d) были выполнены в варианте разведчиков, а один (Do-18с) — гражданского пассажирского лайнера. Последнюю машину впоследствии поставили авиакомпании «Люфтганза» под обозначением Do-18Е. Помимо неё в гражданском варианте выполнили ещё три самолета Do-18Е и один Do-18F, все остальные машины строились в военном исполнении.
В общей сложности выпустили 170 экземпляров Дорнье Do-18, в т.ч. 48 заводом «Дорнье» в Манцеле (до марта 1939 г.) и 122 — предприятиями фирмы «Везер» в Эйнсвардене и Норденаме.
Основные модификации Дорнье До-18
- Do-18D — 6-цилиндровые двигатели Jumo 205С (600 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 15 в носовой и верхней турелях. Возможна подвеска двух 50-кг бомб. Экипаж — 4 чел. Изготовлено 79 самолетов (в четырех незначительно различающихся модификациях — от Do-18D-0 до Do-18D-3).
- Do-18G — моторы Jumo 205D (880 л.с). Несколько изменены очертания лодки. Стрелковое вооружение -1 7,92-мм пулемет MG 15 или 13,2-мм MG 131 в носовой турели, 1 20-мм пушка MG 151/20 в верхней башне. Выпущено 62 машины.
- Do-18Н — невооруженный учебный вариант. Изготовлено 22 самолета, ещё некоторое количество переоборудовано из других модификаций.
- Do-18N — обозначение, применявшееся для самолетов, переоборудованных в невооруженный учебный вариант.
Летно-технические характеристики самолёта Dorneir Do-18D-1
- Двигатели: Jumo 205С
- мощность, л.с. 600
- Размах крыла, м.: 23,70
- Длина самолета, м.: 19,23
- Высота самолета, м.: 5,32
- Площадь крыла, кв. м.: 94,90
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5680
- нормальная взлетная: 8500
- максимальная взлетная: 10 000
- Максимальная скорость, км/ч: 250
- Крейсерская скорость, км/ч: 190
- Время набора высоты 1000 м, мин.: 7,5
- Практический потолок, м.: 4350
- Дальность полета, км.: 3500
Боевое использование летающих лодок Дорнье Do-18
Поставки Do-18D в люфтваффе начались летом 1936 г. Ими укомплектовывали 2-е (дальнеразведывательные) отряды групп береговой авиации (Ku.FI.Gr.). К лету 1939 г. сформировали 5 таких отрядов, но к тому времени Do-18 считался уже устаревшим. Единственным его положительным боевым качеством была большая продолжительность полета. Оборонительное вооружение считалось слабым, а максимальная и крейсерская скорости были ниже ожидаемых.
Планировалось завершить производство лодок этого типа в течение 1939 г. — ее должны были заменить на BV-138, но затянувшиеся работы на авиазаводах «Блом унд Фосс» вынудили продолжить производство Do-18. Так появился вариант Do-18G, впрочем, до начала войны не успевший попасть в строевые части.
На момент начала Второй мировой войны люфтваффе располагали 63 летающими лодками Do-18-36 на Северном море и 27 на Балтике. Машины отряда 2./Ku.FI.Gr. 506 принимали участие в Польской кампании, другие самолеты патрулировали Северное море. Для обеспечения высадки в Норвегии в апреле 1940 г. привлекались «дорнье» из отрядов 1./Ku.FI.Gr. 406 и 2./Ku.FI.Gr. 506. По состоянию на 11 мая 1940 г. на Dornier Do-18 летало 6 отрядов. Главными задачами для них осенью 1940 г. стали поисково-спасательное обеспечение авиачастей, участвовавших в «битве за Англию», а также дальняя морская разведка с норвежских баз. К августу 1941 г. самолеты Do-18 остались лишь в трех отрядах, размещенных в Норвегии — 2. и З./Ku.FI.Gr. 406, а также З./Ku.FI.Gr. 906. В течение нескольких месяцев все они были окончательно переданы в школы.
Оставьте свой отзыв