Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дорнье Do-24

спасательный гидросамолет Люфтваффе Дорнье Do-24

спасательный гидросамолет Люфтваффе Дорнье Do-24

Большая трехмоторная цельнометаллическая летающая лодка, разрабатывавшаяся фирмой «Дорнье» по заказу Нидерландов. Новый самолет должен был заменить гидросамолеты «Валь» в составе авиации Голландской Ост-Индии.

Проектирование велось с 1935 г. Самолет Do-24 унаследовал основные черты «Валя» — широкий фюзеляж со спонсонами-«жабрами», поднятое над фюзеляжем подкосное крыло. Но вместо тандемной мотоустановки три двигателя расположили в ряд на передней кромке крыла, а оперение выполнили двухкилевым. В качестве силовой установки изначально выбрали экономичные дизели Jumo 205, но в середине 1936 г. по требованию заказчика вместо них предусмотрели установку американских 9-цилиндровых звездообразных карбюраторных моторов воздушного охлаждения «Райт» «Циклон». Именно такие моторы стояли на прототипе Do-24V3, первым вышедшего на летные испытания (3 июля 1937 г.) и на последовавшем за ним Do-24V4. Первая машина с дизелями (Do-24V1) впервые поднялась в воздух лишь 10 января 1938 г., но дальше прототипов дизельный вариант Do-24 не продвинулся. Объем голландского заказа составил 60 машин, часть из которых следовало построить по лицензии фирмой «Авиоланда».

Общий объем серийного производства составил 310 самолетов, из них 29 выпустила «Дорнье», 194 — «Авиоланда» и 87 -французская SNCAN в Шартрвилле.

Основные модификации Дорнье Do-24

  • Do-24К-1 — вариант для Нидерландов. Двигатели «Райт» R-1820-F52 (875 л.с). Стрелковое вооружение -1 20-мм пушка «Солотурн» в верхней башне, 2 7,92-мм пулемета «Браунинг» в носовой и хвостовой башня. Масса бомбовой нагрузки — 600 кг (12 50-кг бомб). Экипаж — 4-5 чел. С января 1938 г. по сентябрь 1939 г. «Дорнье» изготовила 28 машин.
  • Do-24К-2 — вариант для Нидерландов с двигателями «Райт» R-1820-G102 (1100 л.с). Поставлено 8 самолетов, в т.ч. 1 фирмой «Дорнье» и 7 (с декабря 1939 г. по март 1940 г.) — «Авиоланда».
  • Do-24N-1 — спасательный гидросамолет, аналог Dornier Do-24К-2 для люфтваффе. Бомбодержатели не устанавливались. Вместо пушки «Солотурн» устанавливалась трофейная французская 20-мм пушка «Испано-Сюиза» HS 404, а вместо «Браунингов» — 7,92-мм пулеметы MG 15. С июля 1940 г. выпущено 13 машин.
  • Do-24Т — спасательный гидросамолет для люфтваффе с двигателями Bramo 323R-2 (1000 л.с). Экипаж — 5-6 чел. В августе-ноябре 1941 г. фирмой «Авиоланда» выпущено 11 машин Do-24Т-1, с ноября 1941 г. по сентябрь 1942 г. — 38 самолетов Do-24Т-2, отличавшихся составом радиооборудования (на некоторых также установлена немецкая 20-мм пушка MG 151/20 вместо французской). С октября 1942 г. выпускался усовершенствованный вариант Do-24Т-3 — на нем в носовой и хвостовой башнях устанавливались 13,2-мм пулеметы MG 131, а в верхней — 15-мм MG 151/15. Для люфтваффе изготовлено 172 таких самолета: 125 фирмой «Авиоланда» и 47 — SNCAN; последнее предприятие, кроме того, до 1947 г. выпустило 40 машин для французской морской авиации.

Летно-технические характеристики самолета Dornier Do-24К-1

  • Двигатели: «Райт» R-1820-F52
  • мощность, л.с.: 875
  • Размах крыла, м.: 27,0
  • Длина самолета, м.: 21,95
  • Высота самолета, м.: 5,75
  • Площадь крыла, кв. м.: 108
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8970
  • нормальная взлетная: 12 400
  • максимальная взлетная: 13 500
  • Максимальная скорость, км/ч: 305
  • Время набора высоты 2000 м, мин.: 6,75
  • Практический потолок, м.: 5600
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 1270

Боевое использование летающих лодок Дорнье Do-24

Самолеты Do-24К авиации Голландской Ост-Индии с декабря 1941 г. участвовали в борьбе против японской экспансии. Первоначально они действовали, главным образом, как разведчики, но вскоре их начали применять для ударов по вражеским судам. При этом Do-24К действовали поодиночке или небольшими группами и несли существенные потери от вражеских истребителей и зениток. В феврале-начале марта 1942 г. 6 уцелевших гидросамолетов эвакуировали в Австралию. Их передали 41-й эскадрилье Королевских австралийских ВВС, которая использовала «дорнье» в качестве транспортных.

Подготовка Дорнье Do-24T к вылету

Подготовка Дорнье Do-24T к вылету

В люфтваффе два «дизельных» прототипа Do-24 в качестве транспортных участвовали в апреле 1940 г. в высадке в Норвегии, действуя в составе группы KGr.z.b.V 108. Серийные гидросамолеты Do-24 в заметном количестве появились в люфтваффе в начале 1942 г. Ими комплектовали морские спасательные отряды (Seenotstaffel), в которых новые гидропланы пришли на смену устаревшим Не 59 и Do-18. Помимо своего прямого назначения — выполнения роли спасательного круга, самолеты этих частей привлекались для решения широкого круга других задач, в частности, морской разведки и транспортных перевозок. Особенно это характерно было для района Черного моря, где летающие лодки Do-24Т появились в мае 1942 г. Базируясь в Евпатории, они вели разведку и эскортировали конвои. Весной 1943 г. более 20 «дорнье» осуществляли снабжение немецких войск на Кубани. В апреле-мае 1944 г. Do-24Т обеспечивали эвакуацию Одессы и Севастополя.

С весны 1942 г. на Средиземном море действовали 6-й и 7-й спасательные отряды, вооруженные Do-24. В 1944 г. к ним присоединились самолеты, выведенные с Черного моря. Все они участвовали в эвакуации немецких войск с Крита и других островов.

В Норвегии базировались 50-й и 51-й спасательные отряды, несколько таких частей находилось во Франции (в Булони и Шербуре), обеспечивая спасение летчиков в Ла-Манше. На пике своей карьеры Дорнье Do-24Т использовались в 15 морских спасательных отрядах, но к концу войны оставались лишь в двух (80-м и 81-м).

Весной 1944 г. 12 самолетов Do-24Т-3 (собственно, 13 — но один в нелетном состоянии на запчасти) без вооружения передали Испании для применения в качестве морских спасательных машин. В Испании Do-24Т, получившие обозначение HR.5 (позже смененное на HD.5) летали в 804-й спасательной эскадрилье до 1971 г.

Один Do-24, совершивший вынужденную посадку в территориальных водах Швеции, был включен в ВВС этой страны под обозначением Тр24 и эксплуатировался до 1952 г.

Во Франции самолеты Do-24 поступили на вооружение частей морской авиации и служили до 1952 г.

Летающая лодка Дронье Do-24, хотя и создавалась не по требованиям люфтваффе, нашла весьма широкое применение в их рядах. Значение этих гидросамолетов в годы Второй мировой войны трудно переоценить: за время эксплуатации Do-24 ими было спасено около 12 000 человек!

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image