Многоцелевая амфибия Грумман «Дак» представляла собой оригинальный одномоторный цельнометаллический биплан. Самолет спроектирован под руководством Г. Лоэнинга и представлял собой эволюционное развитие прежней конструкции — «Лоэнинг» OL. Характерной особенностью всех этих машин являлось соединение подфюзеляжного поплавка с фюзеляжем посредством массивного пилона. Имелось также два подкрыльевых стабилизирующих поплавка. Колеса основных стоек убирались в ниши по бокам подфюзеляжного поплавка. Проектирование велось с 1931 г. в соответствии с требованиями Бюро аэронавтики к легкому многоцелевому самолету, способному действовать как с воды, так и с береговых аэродромов и палуб авианосцев. Согласно требованиям, помимо двух членов экипажа амфибия должна была перевозить ещё двух пассажиров (или соответствующий груз). Также предусматривалось наличие вооружения, в частности держателей для двух 45,4-кг бомб.
При проектировании амфибии, получившей фирменный индекс G-7, использовались некоторые решения, опробованные на палубном истребителе FF-1, в частности полностью закрытая кабина экипажа. Представленный макет был одобрен Бюро аэронавтики, и в 1932 г. «Грумман» получил заказ на постройку прототипа XJF-1.
Машина, оборудованная 14-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1535 «Твин Уосп Джуниор» (700 л.с), впервые поднялась в воздух 24 апреля 1933 г. Ввиду необходимости внесения многих изменений (в частности, для достижения приемлемой устойчивости пришлось дважды переделывать хвостовое оперение), испытания заняли довольно много времени.
Первая партия серийных JF-1 была заказана лишь в начале 1934 г., а выпуск самолетов этого заказа начался в апреле того же года. В общей сложности до 1945 г. изготовили 632 амфибии «Дак».
Основные модификации Grumman JF/J2F «Duck»
- Грумман JF-1 — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1830-62 (700 л.с). Проектом предусмотрено стрелковое (1 7,62-мм пулемет «Браунинг» на верхней установке) и бомбовое (2 45,4-кг бомбы) вооружение, но на практике JF-1 летали в невооруженном варианте. Экипаж — 2-3 человек. В апреле-октябре 1934 г. выпущено 27 самолетов.
- Грумман JF-2 — аналог JF-1 для авиации Береговой охраны США. Установлен 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения R-1820-102 (720 л.с.)- С октября 1934 г. по ноябрь 1935 г. выпушено 15 самолетов.
- Грумман JF-3 — вариант для резерва ВМС. Двигатель — R-1820-108 (750 л.е.). Отсутствует тормозной гак для посадки на палубу авианосца. В конце 1935 г. выпушено 5 единиц.
- G-20 — экспортный вариант JF-2 для Аргентины. Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). На рубеже 1936-1937 гг. изготовлено 8 амфибий.
- Грумман J2F-1 — удлинен подфюзеляжный поплавок, перекомпоновано внутреннее пространство фюзеляжа для обеспечения перевозки лежачих раненых. Двигатель — R-1820-20 (750 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки — 90 кг. Экипаж — 2—3 человек. Изготовлено 29 самолетов (один в апреле 1936 г., 28 в первой половине 1937 г.).
- Грумман J2F-2 — двигатель R-1820-30 (790 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение, а также состав экипажа соответствуют J2F-1. В июне-октябре 1938 г. выпушено 30 самолетов. В конце 1939 г. 9 самолетов модифицировано в вариант J2F-2A (одиночный турельный пулемет заменен спаренным, добавлено два бомбодержателя под крылом).
- Грумман J2F-3 — невооруженный вариант для перевозки высокопоставленных офицеров. Двигатель — R-1820-36 (790 л.с.). В феврале-июне 1939 г. изготовлено 20 единиц.
- Грумман J2F-4 — аналог J2F-3, приспособленный для буксировки мишеней и постановки дымовых завес. С сентября 1939 г. по июнь 1940 г. выпушено 32 самолета.
- Грумман G-15 — экспортный вариант J2F-4 для Аргентины. В ноябре 1939 г. поставлено 4 машины.
- Грумман J2F-5 — двигатель R-1820-50 (950 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,62-мм пулемет «Браунинг» на верхней турели. Масса бомбовой нагрузки — 300 кг. С июля 1941 г. по март 1942 г. выпушено 144 единицы.
- Грумман J2F-6 — двигатель R-1820-54 (1050 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны J2F-5. Вариант выпускался фирмой «Коламбиа», до августа 1945 г. изготовившей 330 самолетов. 9 самолетов переданы ВВС: один в 1942 г. (получил обозначение ОА-12), 5 в 1947 г. (ОА-12А) и 3 в 1948 г. (ОА-12В; переданы ВВС Колумбии).
Грумман «Дак» модификации OA-12A.
Лётно-технические характеристики Грумман «Duck» модификации J2F-2A
- Двигатель: Райт R-1820-30
- мощность, л.с.: 790
- Размах крыла, м.: 11,89
- Длина фюзеляжа, м.: 10,36
- Высота самолета, м.: 3,76
- Площадь крыла, кв. м.: 38
- Масса самолета, кг: пустого: 1950
- нормальная взлетная: 2803
- Скорость, км/ч: максимальная: 288
- Крейсерская: 241
- Потолок, м.: 6580
Служба и боевое применение самолётов-амфибий Грумман «Дак»
Самолеты JF-1 поступили на вооружение эскадрильи VJ-1 и ряда отдельных звеньев, приписанных к авианосцам и ВМБ США. Уже к 1938 г. они были в основном заменены новыми J2F-1, а позже поступили самолеты J2F-3 и J2F-4. Машины J2F-2 поступили в авиацию морской пехоты. (Заметим, к слову, что чертежи этих потрясающих по красоте и оригинальности конструктивного решения гидросамолетов нынче можно распечатать на цифровом оборудовании)
Самолеты J2F-2A из эскадрильи авиации Корпуса морской пехоты VMS-3 практически сразу же после начала Второй мировой войны приступили к выполнению задач «патруля нейтралитета» над акваторией Карибского моря. Базировалась она на американских Виргинских островах.
К декабрю 1941 г. морская авиация США (в т.ч. и авиация морской пехоты) имела в своем составе 184 «Дака»: 13 Grumman JF-1, 3 JF-3, 23 J2F-1, 28 J2F-2/ J2F-2A, 17 J2F-2, 32 J2F-4 и 68 J2F-5. Помимо уже упоминавшейся эскадрильи VMS-3, они находились на вооружении вспомогательных эскадрилий VJ-1 -VJ-5, эскадрилий морской пехоты VMO-151, VMO-251, VMJ-152 и VMJ-252, отдельных звеньев авианосцев, а несколько десятков самолетов было приписано к различным военно-морским базам и пунктам базирования, как на континентальной территории США, так и на островах Тихого океана. После начала войны с Японией «Даки» применялись для решения самых разнообразных задач: связи, перевозки пассажиров и небольших грузов. В частности, самолеты J2F-5 вплоть до апреля 1942 г. осуществляли полеты к осажденному американскому гарнизону Батаана (Филиппины), доставляя боеприпасы, медикаменты и вывозя раненых. В последующие годы главной задачей для экипажей «Даков» стали поисково-спасательные операции.
Береговая охрана США получила специально предназначенные для неё самолеты-амфибии JF-2, а затем — J2F различных модификаций из числа заказанных флотом. Помимо береговых баз, они эксплуатировались с бортов ледоколов и больших куттеров (сторожевых кораблей) типа «Трешери». Корабли и суда Береговой охраны не оборудовались катапультами — для взлета самолет спускался на воду при помощи крана. После начала Второй мировой войны «Даки» с куттеров передали на береговые базы. Впоследствии они применялись для прибрежного противолодочного патрулирования. На ледоколах же амфибии оставались — они были необходимы для ледовой разведки.
ВВС США применяли самолеты Грумман OA-12A в составе 10-й спасательной эскадрильи, дислоцировавшейся на Аляске. Они были окончательно списаны лишь в 1953 г.
Аргентина, помимо упоминавшихся самолетов G-20 и G-15, в 1948 г. закупила в США 22 J2F-5 и 9 J2F-6. В составе морской авиации они прослужили до 1959 г. Как уже упоминалось, 3 ОА-12В в 1948 г. получила Колумбия. В 1947-1951 гг. два J2F-6 служили в авиации ВМС Мексики.
Конструкторам «Груммана», проектируя амфибию «Дак», удалось создать на редкость удачный морской самолет, оказавшийся весьма полезным для выполнения широкого круга вспомогательных задач.
Оставьте свой отзыв