Судьбу двухмоторных истребителей Императорской армии не назовешь простой — стоит вспомнить длинную историю проектирования и доводки Ки-45. Когда «Торю» в 1942 г. попал, наконец, в серийное производство, самое время было задуматься о его преемнике. Но проектируемый фирмой в инициативном порядке Ки-45 II поначалу не встретил интереса у заказчика. Лишь успешный опыт боевого применения первых Ки-45 побудил командование армейской авиации вновь обратиться к предложению «Кавасаки». На основе того же опыта был сделан вывод о малой эффективности оборонительного вооружения, и фирме предложили создать на основе Ки-45 II одноместный двухмоторный истребитель, получивший обозначение Ки-96. Разработку его возглавил Т. Дои. Проект был одобрен в феврале 1943 г. Предполагалось применить на самолете двигатели Ха-112 и мощное вооружение из одной 37-мм и двух 20-мм пушек. Первый из трех прототипов Ки-96 вышел на испытания в сентябре 1943 г., но ещё ранее, в июне, военные решили, что им все-таки нужна двухместная машина. Конструкторам пришлось взяться за перепроектирование Ки-96 — так родился Ки-102.
Разработка нового самолета велась сразу в двух вариантах — тяжелого истребителя и истребителя-бомбардировщика, отличающихся силовой установкой (соответственно, с турбокомпрессорами на двигателях и без оных) и вооружением. Характерной чертой самолета было наличие сильного бронирования экипажа и двигателей, а также автоматической системы пожаротушения.
Первый из трех прототипов (все в варианте истребителя-бомбардировщика) вышел на испытания в марте 1944 г., серийное производство на заводе «Кавасаки» в Акаси началось в ноябре, в феврале 1945 г. производство перенесли на завод «Осака». До июля 1945 г. выпущено 238 самолетов, включая прототипы и предсерийные машины. В системе кодов союзников обозначался «Рэнди».
Летно-технические характеристики самолетов Ки-102 Ко
- Двигатели: Мицубиси Ха-112 II
- мощность, л.с.: 1300
- Размах крыла, м.: 15,57
- Длина самолета, м.: 11,45
- Высота самолета, м.: 3,65
- Площадь крыла, кв. м.: 34,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5150
- взлетная: 7150
- Максимальная скорость, км/ч: 580
- Время набора высоты 5000, мин.: 7’30»
- Потолок, м.: 13000
- Дальность полета, км (с ПТБ): 1600 (2100)
Основные модификации Kawasaki Ki-102
Ки-102 — предсерийные машины. Двигатели «Мицубиси» Ха-112 II (1300 л.с). Вооружение — 1 57-мм пушка Хо-401 (боекомплект 16 снарядов), 2 20-мм пушки Хо-5 (по 200 снарядов); 1 12,7-мм пулемет Хо-103 на оборонительной установке у стрелка-радиста (200 патронов). Возможна подвеска до 4 100-кг бомб либо 1 500-кг или 800-кг. В апреле-августе 1944 г. выпущено 20 самолетов.
Ки-102 Оцу («самолет истребитель-бомбардировщик армейский тип 4») — в основном соответствовал предсерийным машинам. Построено 215 экземпляров.
Ки-102 Ко — тяжелый истребитель. Двигатели Ха-112 II Ру с турбокомпрессорами. Вместо 57-мм пушки установлена 37-мм пушка Хо-203 (35 снарядов). С июня 1944 г. по март 1945 г. из Ки-102 Оцу переоборудовано 26 машин.
Ки-102 Хей — ночной истребитель с увеличенным размахом крыла. Двигатели Ха-112 II Ру. Вооружение -2 20-мм пушки Хо-5 в нижней части фюзеляжа, а также 2 30-мм пушки Хо-105 в фюзеляже, стреляющих под углом 30° вперед-вверх. Приспособлен под установку РЛС. Построено 2 прототипа, переоборудованных летом 1945 г. из Ки-102 Оцу.
Дальнейшим развитием Ки-102 должен был стать высотный истребитель Ки-108, но до конца войны успели построить лишь 4 прототипа — 2 Ки-108 и 2 Ки-108 Каи.
Боевое использование Кавасаки Ки-102
Первой строевой частью, получившей Ки-102 Оцу ещё в 1944 г., стал 3-й сентай, находившийся в метрополии. Впоследствии такие самолеты поступали как пополнение в части, летающие на Ки-45. В частности, на Филиппинах их эксплуатировал 45-й сентай. После разгрома и отвода на Японские о-ва эта часть была полностью перевооружена Ки-102. Получил такие самолеты и 28-й сентай. Несколько Ки-102 Оцу попали в части, дислоцированные на Формозе и Окинаве.
Кавасаки Ки-102 Оцу показали себя достаточно эффективным оружием против морских целей — благодаря мощной 57-мм пушке. В воздушных боях они были не столь хороши, хотя и безусловно превосходили Убийцу драконов Ки-45 «Торю». С мая 1945 г. действовал приказ, ограничивающий боевую активность Ки-102 — лучшие самолеты предписывалось беречь для отражения вторжения на Японские острова. Лишь эпизодически они поднимались для отражения налетов американских бомбардировщиков B-29.
Спасибо автору за труд видно что старался,но информация не полная.Желательно конечно дополнить информацию!