Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима E8N

Фото Японский катапультный биплан гидросамолет Накадзима E8N

Корабельный разведчик - биплан на поплавковом шасси Накадзима E8N

В 1933 г. Управление авиации Императорского флота выдало техническое задание на корабельный катапультный разведчик, призванный сменить самолет «Накадзима» E4N2. Новая машина должна была иметь существенно увеличенную дальность полета, а вот к скоростным качествам особо высоких требований не предъявлялось. Свои проекты на конкурс представили три фирмы — «Аичи», «Каваниси» и «Накадзима». Две первые предложили довольно передовые в аэродинамическом отношении самолеты — монопланы с низкорасположенным крылом. Конструкторы же «Накадзимы» под руководством авиаконструктора К. Масуо в своем проекте под фирменным индексом MS решили ограничиться эволюционной модернизацией биплана E4N2. Верхнее крыло получило небольшую стреловидность, более короткую хорду и меньшую площадь. Для улучшения устойчивости в полёте удлинили киль и руль направления. В остальном конструкция старого самолёта не претерпела значительных изменений. Кабина экипажа, как и в E4N2, была открытой. Шасси — трехпоплавковое, с большим подфюзеляжным и двумя малыми подкрыльевыми поплавками.

Конструкция планера была цельнометаллической, а в качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Накадзима» «Котобуки» 2 Каи-1 (580 л.с). Прототип самолета, получившего флотское обозначение E8N1, вышел на испытания в марте 1934 г. Самолет показал некоторый прирост максимальной скорости по сравнению с E4N2, но крейсерская даже снизилась. Тем не менее гидроплан был признан победителем в сравнительных испытаниях с конкурентами — «Аичи» Е8А1 и «Каваниси» Е8К1. Основными аргументами в пользу поплавкового самолета стали отличная маневренность, легкость пилотирования, простота и надежность в эксплуатации.

Фирма «Накадзима» получила заказ на шесть дополнительных прототипов, а в октябре 1935 г. самолет приняли на вооружение.

Общий объем выпуска составил 755 самолетов, из них 707 (включая 7 прототипов) до 1940 г. выпустила фирма-разработчик на предприятии в Коидзуми, ещё 48 в 1938-1940 гг. построила «Каваниси» на заводе в Конане. В системе кодов союзников гидросамолет получил обозначение «Дэйв» (Dave).

Основная модификация

E8N2 («разведывательный гидросамолет морской тип 95 модель 1») — двигатель «Котобуки» 2 Каи-2 (630 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «тип 87» (синхронный и турельный). Возможна подвеска двух 30-кг бомб. Экипаж — 2 человек.

Летно-технические характеристики гидросамолета Накадзима E8N

  • Двигатель: Накадзима «Котобуки» 2 Каи-2
  • мощность, л.с.: 630
  • Размах крыла, м.: 10,98
  • Длина самолета, м.: 8,81
  • Высота самолета, м.: 3,84
  • Площадь крыла, кв. м.: 26,5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1320
  • максимальная взлетная: 1900
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 301
  • Крейсерская: 186
  • Время набора высоты 3000 м., мин.: 6,5
  • Потолок, м.: 7270
  • Дальность полета, км.: 900

Боевое использование

Самолеты Nakajima E8N2 начали поступать на вооружение авиации Императорского флота с 1936 г. Такими машинами вооружили линкоры «Фусо», «Исэ», «Харуна», «Хиуга», «Конго», «Кирисима», «Нагато», «Муцу», «Ямасиро», не менее полутора десятка крейсеров, а также гидроавиатранспорты «Тиёда», «Камой», «Киёкава-мару», «Сагара-мару», «Сануки-мару».

Группы поплавковых гидросамолетов Накадзима в боевом вылете

Группы поплавковых гидросамолетов Накадзима в боевом вылете

Боевой дебют E8N2 состоялся в Китае. С августа 1937 г., действуя группами, насчитывавшими до 15 самолетов, они наносили бом-боштурмовые удары по береговым объектам, прежде всего — железнодорожным коммуникациям. Хотя противодействие китайских истребителей привело к потере нескольких гидропланов, в целом их операции оказались достаточно эффективными.

К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну E8N2 считался уже устаревшим. Тем не менее такие самолеты приняли участие в ряде боевых операций. В частности, в ходе высадки на Алеутских о-вах в начале июня 1942 г. четыре «Дейва» с крейсеров «Такао» и «Майя» привлекались не только для разведки, но и для бомбардировки Датч-Харбора — главной американской базы в том регионе. Самолеты E8N2 с «Камикава-мару» принимали участие в Мидуэйской операции. Затем остававшиеся в строю «Дейвы» перевели во «вторую линию», в учебные и вспомогательные части, в которых они и дослужили до конца войны.

Три поплавковых биплана Накадзима E8N2 в 1941 г. продали Таиланду. Сведения об их службе весьма скудны, но известно, что в 1943 г. эти самолеты ещё находились в строю.

В феврале 1941 г. один E8N2 передали Германии — для вспомогательного крейсера «Орион», находившегося в то время в районе Марианских о-вов. Впоследствии этот самолет обеспечивал действия крейсера в Индийском океане, летая с фальшивыми британскими опознавательными знаками.

Японский гидросамолет Накадзима E8N2 отличался простой, надежной в эксплуатации конструкцией, а также легкостью в управлении, что и обусловило его достаточно долгую карьеру.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image