Истребитель Ки-43 «Сапсан», предназначенный для замены в перспективе Ки-27, только что принятого на вооружение, фирма «Накадзима» начала разрабатывать в декабре 1937 г. Работы возглавили X. Итокава и Т. Дои. Самолет получил убираемое шасси и новый мотор «Накадзима» Ха-25, примерно на четверть более мощный, чем у Ки-27. Конструкция машины была предельно облегчена, а вооружение, как и у предшественника, состояло лишь из пары 7,7-мм синхронных пулеметов «тип 89».
Испытания трех прототипов, первый из которых был облетан в январе 1939 г., показали, что Ки-43 не имеет никаких преимуществ перед Ки-27, за исключением возросшей дальности полета, а по маневренности проигрывает ему. Тем не менее, фирма добилась заказа на 10 предсерийных самолетов, построенных в ноябре 1939 — сентябре 1940 гг. На них уменьшили сечение фюзеляжа и удлинили его, установили новые моторы Ха-105 и вооружение из крупнокалиберных пулеметов. В итоге, в январе 1941 г. самолет приняли на вооружение, а в апреле начался серийный выпуск. Правда, внедрение новшеств, опробованных на предсерийных машинах, задерживалось ввиду проблем с доводкой двигателей и производством крупнокалиберных пулеметов.
Общий объем выпуска составил 5917 самолетов. В системе кодов союзников Ки-43 обозначался «Оскар», но в Китае, Бирме и Индии часто применялось неофициальное обозначение «Джим».
Летно-технические характеристики самолета Накадзима Ки-43 IA
- Двигатель: Накадзима Ха-25
- мощность, л.с..: 950
- Размах крыла, м.: 11,44
- Длина самолета, м.: 8,83
- Высота самолета, м.: 3,27
- Площадь крыла, кв. м.: 22,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1580
- взлетная: 2048
- максимальная взлетная: 2583
- Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 495/4000
- Время набора высоты 5000, мин.: 5’30»
- Потолок, м.: 11790
- Дальность полета, км. (с ПТБ): 860 (1200)
Основные модификации Накадзима Ки-43
Ки-43 IA («истребитель армейский тип 1 модель 1а») — двигатель Ха-25 (950 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 89». Под центропланом возможна подвеска 2 200-л ПТБ. На варианте Ки 43 IB один из пулеметов заменен 12,7-мм Хо-103, а на Ки-43 1С установлены 2 таких пулемета. До февраля 1943 г. выпущено 716 машин, большинство — в варианте Ки-43 1С.
Ки-43 IIА («тип 1 модель 2а») — двигатель Ха-115 (1150 л.с). Вооружение — 2 12,7-мм синхронных пулемета Хо-103; вместо ПТБ возможна подвеска 2 250-кг авиабомб. Уменьшен размах крыла, установлены бронеспинка и протектированные топливные баки. Выпускался с ноября 1942 г. В начале 1943 г. появился Ки-43 ИВ (основной вариант), отличавшийся расположением бомбодержателей, а летом 1943 г. начался выпуск Ки-43 II Каи с некоторыми доработками по опыту эксплуатации. Фирма «Накадзима» выпустила примерно 2500 единиц, армейский арсенал в Тачикаве -49, а фирма «Тачикава» — в общей сложности 2629 Ки-43 II и Ки-43 III.
Ки-43 IIIA («тип 1 модель 3а») — соответствовал Ки-43 II Каи, но с мотором Ха-115 II (1230 л.с). Серийно строился фирмой «Тачикава» с ноября 1944 г.
Боевое использование истребителей Накадзима Ки-43
В середине 1941 г. первые «Хаябусы» начали поступать в войска — в 59-й и 64-й сентаи. В составе этих частей Ки-43 в декабре 1941 г. дебютировали в бою при захвате Малайи, а затем участвовали в налетах на Сингапур, Рангун и оккупации Голландской Ост-Индии. В первых боях «Хаябуса» показал абсолютное преимущество над «Буффало» — основным истребителем, противостоящим ему.
С весны 1942 г. главным ТВД для Ки-43 стала Бирма — к октябрю здесь состредоточили 4 сентая, вооруженных этими самолетами. Главной задачей «Хаябус», как и в первые месяцы войны, было сопровождение собственных бомбардировщиков. Год спустя в Бирме воевали только 50-й и 64-й сентаи с Ки-43 — другие части пришлось перебросить в район Новой Гвинеи. 64-й сентай летал на Ки-43 IIIA вплоть до конца войны, хотя самолет уже не мог на равных сражаться с новыми истребителями союзников.
На Рабауле Nakajima Ki-43 Hayabusa появились в декабре 1942 г., когда сюда прибыли 1-й и 11-й сентаи. Здесь, наряду с сопровождением своих бомбардировщиков, «Хаябусам» приходилось отбивать массированные налеты вражеской авиации, неся значительные потери. К весне 1944 г. действующие в районе Новой Гвинеи части Ки-43 были практически полностью разгромлены. В обороне Филиппин в конце 1944 — начале 1945 гг. участвовали лишь единичные «Хаябусы».
С конца 1942 г. Ки-43 действовали в Китае — в составе 25-го сентая, к которому во второй половине 1943 г. присоединились и другие части. Их самолеты осуществляли ПВО промышленных центров Китая и Манчжурии.
В 1944 г. 12 самолетов Ки-43 II японцы передали Сиаму (Таиланду). В послевоенный период некоторое количество Ки-43 использовалось ВВС Франции в Индокитае, авиацией гоминьдана и коммунистического Китая, Северной Кореи, а также индонезийскими повстанцами.
Накадзима Ки-43 «Хаябуса» может считаться устаревшим уже к моменту своего появления в строю — единственным его преимуществом по сравнению с другими истребителями являлась отличная маневренность. Очень легкий, слабо вооруженный и с небольшой нагрузкой на крыло истребитель представлял собой, фактически, переходный тип от бипланов к скоростным и тяжеловооруженным монопланам. Конструкция Ки-43 не имела резервов для модернизации, поэтому попытки улучшить летные данные самолета были безуспешными.
Оставьте свой отзыв