Хотя основу ударных сил «Реджиа Аэронаутика» накануне и во время Второй мировой войны составляли двух- и трехмоторные средние бомбардировщики, определенное внимание уделялось и четырехмоторным машинам. В 1939 г. даже велись переговоры о покупке лицензии на новейший американский бомбардировщик «Боинг» B-17, но из-за нехватки средств от этого намерения пришлось отказаться, сделав упор на собственные силы. Ещё в 1938 г. «Реджиа Аэронаутика» разработала требования к четырехмоторному бомбардировщику, способному развить скорость 500 км/ч и преодолеть расстояние в 4000 км с 2000 кг бомб на крейсерской скорости 400 км/ч.
Среди пяти фирм, предложивших свои проекты, в выигрышном положении оказалась «Пьяджо» — в 1937-1938 гг. она построила два прототипа четырехмоторного бомбардировщика Р.50, правда, не принятого на вооружение. Опираясь на накопленный опыт, конструкторы фирмы во главе с Дж. Касираги разработали проект самолета P.108, причем сразу в двух вариантах — бомбардировочном Р.108B и пассажирском Р.108С. Самолет, внешне весьма похожий на B-17, был выполнен по самым современным авиационным технологиям.
Прототип Р.108 с моторами воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XI RC40 (1000 л.с.) был облетан 24 ноября 1939 г. К тому времени фирма уже располагала заказом на 12 серийных машин, и прототип формально принадлежал к этой партии. В конечном итоге, ни один из конкурентов изделия «Пьяджо» не строился серийно, а объем выпуска Р.108 превысил 35 единиц.
Основные модификации Пьяджо P.108
- P.108B — 18-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XII RC35 (1500 л.с; на первых трех стояли двигатели Р.XI RC40). Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов (по 2 в дистанционно управляемых башнях на внешних мотогондолах, 1 в носовой установке и 1 в выдвижной нижней установке) и 2 7,7-мм пулемета в боковых окнах (в 1943 г. заменены 12,7-мм). Масса бомбовой нагрузки — 3500 кг (7 500-кг либо 20 160-кг, или же 34 100-кг бомбы). Экипаж — 8 чел. Построено 24 машины.
- Р.108А — 1 самолет, вооруженный 102-мм орудием (боекомплект 53 снаряда, из них 6 в барабанном магазине с гидроприводом). Испытывался с марта 1943 г.
- Р.108С — пассажирский вариант. Количество построенных точно неизвестно, вероятно около 6.
- Р.108Т — военно-транспортный самолет. Изготовлено около 12 (включая переоборудованные Р.108С и Р.108B).
Летно-технические характеристики самолета Пьяджо Р.108B
- Двигатели: Пьяджо P.XII RC35
- мощность, л.с.: 1500
- Размах крыла, м.: 32,00
- Длина самолета, м.: 22,92
- Высота самолета, м.: 5,20
- Площадь крыла, кв. м.: 135,34
- Масса, кг:
- пустого самолета: 17 320
- максимальная взлетная: 29 500
- Максимальная скорость, км/ч: 415
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 15′ 51″
- Практический потолок, м.: 8050
- Дальность полета, км.: 3250
Боевое использование Piaggo P.108В в годы Второй мировой войны
Самолеты P.108B поступали на вооружение 274-й дальнебомбардировочной АЭ, сформированной в июне 1941 г. Освоение шло нелегко и сопровождалось рядом инцидентов. 7 августа в катастрофе одного из первых P.108B погиб комэск Бруно Муссолини — сын дуче. 25 марта 1942 г. разбилась ещё одна машина. Боевой дебют состоялся 28 июня 1942 г., когда в налет на Гибралтар отправилось 5 самолетов. Один из них вынужден был вернуться на базу вскоре после взлета из-за неисправности, три на обратном пути совершили вынужденные посадки в Испании и лишь один самолет успешно вернулся после выполнения задания. До октября 1942 г. осуществили ещё 4 налета на Гибралтар, в которых была потеряна одна машина, а ещё одна совершила вынужденную посадку в Алжире.
С 11 ноября 1942 г. по 20 января 1943 г. P.108B совершали налеты на плацдармы англо-американских войск, высадившихся в Северной Африке. В ходе 13 операций было совершено 27 самолето-вылетов. Вражеские ночные истребители сбили 3 P.108B, после чего в 274-й АЭ осталось только три машины, и часть отвели на отдых. 11-14 июля 1943 г. P.108B в одиночку или маленькими группами бомбили флот вторжения у побережья Сицилии. Последний боевой вылет состоялся 7 сентября 1943 г., когда 2 самолета отправились для бомбежки кораблей противника у побережья Калабрии, но он оказался безуспешным.
После капитуляции Италии большинство P.108 (8 Р.108B, 1 Р.108А и 5 Р.108С) достались Германии, а по заказу Люфтваффе на заводе «Пьяджо» достроили ещё несколько Р.108Т. В составе Люфтваффе P.108 использовались только в качестве транспортных.
Построенный в небольшом количестве Пьяджио P.108B стал единственным итальянским четырехмоторным бомбардировщиком, принимавшим участие во Второй мировой войне. В его конструкции применили ряд передовых технических решений (например, дистанционно управляемые стрелковые установки). Но управляемость машины оказалась неважной, а малый объем выпуска не позволил организовать регулярную боевую работу. Единственная эскадрилья, получившая P.108B вела боевые действия своеобразными «всплесками», а их реальная эффективность оказалась низкой.
Оставьте свой отзыв