Хейнкель He-115 — двухмоторный поплавковый гидросамолет, бомбардировщик-торпедоносец, разрабатывавшийся с 1935 г. для замены Не-59. Машина представляла собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, однокилевым оперением и двухпоплавковым шасси.
Прототип Не 115V1 с моторами BMW 132К вышел на испытания в августе 1937 г., в ноябре к нему присоединилась вторая машина, а в марте 1938 г. начались испытания Не 115V2 с радикально переработанной носовой частью фюзеляжа. Именно он стал образцом для серийных машин, выпуск которых начался в январе 1939 г.
В общей сложности изготовлено 223 самолета.
Основные модификации Хейнкель Хе-115
Хейнкель Не 115А — двигатели BMW 132К (960 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 15 (в носовой и верхней установках). Масса бомбовой нагрузки — 750 кг (1 торпеда или 3 250-кг авиабомбы). Экипаж — 3 чел. Изготовлена 31 машина: 13 Не 115А-0 и А-1 для Люфтваффе и 18 Не 115А-2 на экспорт (6 для Норвегии и 12 для Швеции). Экспортные машины отличались составом оборудования и типом установленных пулеметов.
Хейнкель Не 115В — усилена конструкция планера, увеличен запас топлива. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 1250 кг (3 250-кг бомбы в бомбоотсеке и 2 на подкрыльевых узлах). Выпускался с ноября 1939 г. Изготовлено 122 самолета: 10 предсерийных Не 115В-0, 94 Не 115В-1 и 18 Не 115В-2 (с возможностью замены поплавков лыжами).
Хейнкель Не 115С — усилено вооружение: добавлена нижняя установка с пулеметом MG 15, 2 7,92-мм неподвижных пулемета MG 17 в мотогондолах (стреляли назад) и носовая установка с неподвижным 15-мм пулеметом MG 151 (на Не 115С-1) или 20-мм пушкой MG FF (на Не 115С-2). В 1940-1941 гг. изготовлено 67 машин.
Летно-технические характеристики самолета Хенкель Не 115 В-1
- Двигатели: BMW 132К
- мощность, л.с.: 960
- Размах крыла, м.: 22,30
- Длина самолета, м.: 17,30
- Высота самолета, м.: 6,57
- Площадь крыла, кв. м.: 86,8
- Масса, кг:
- максимальная взлетная: 10 400
- Максимальная скорость, км/ч: 327
- Практический потолок, м.: 5200
- Дальность полета, км.: 2100
Боевое использование Хейнкель Хе-115
Поставки Не 115 в части Люфтваффе велись довольно медленно — к 1 сентября 1939 г. имелось лишь 8 самолетов в отряде 1 ./Ku.FI.Gr. 106. Самолеты летали на патрулирование и постановку мин, а 25 сентября осуществили первую торпедную атаку — правда, ни одна из 8 сброшенных торпед в цель (английский пароход) не попала. К маю 1940 г. на Heinkel Не 115А и В летали уже 6 отрядов. В ходе Норвежской кампании эти самолеты применялись, главным образом, в качестве транспортных. В дальнейшем Не 115 применялись для патрулирования акваторий от Бискайского залива до Норвегии, эпизодически атакуя вражеские суда. К концу 1940 г. полностью этими самолетами вооружили группу Ku.FI.Gr. 506, два отряда имелось в Ku.FI.Gr. 106, по 1 — ещё в двух группах.
В войне против СССР первоначально участвовали два отряда Не-115 1 ./Ku.FI.Gr. 706, базировавшийся в Дании, и 1 ./Ku.FI.Gr. 406 — в Северной Норвегии. В начале 1942 г. в Норвегию прибыл отряд 1 ./Ku.FI.Gr. 906. Именно его самолеты обнаружили конвой PQ-17, а 3 июля 1942 г. один из экипажей торпедой потопил американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». В дальнейшем Не 115В/С использовались лишь как патрульные и спасательные. Последней частью, эксплуатировавшей этот тип самолета, стал отряд 1 ./Ku.FI.Gr. 106, летавший на Не 115 в Норвегии до осени 1944 г.
Норвегия получила 6 Не 115А-2, а в начале операции «Везерюбунг» норвежскими трофеями стал ещё один Не 115В-1. Самолеты использовались для бомбардировок немецких позиций. После поражения Норвегии 3 Не-115 перелетели в Великобританию. Их включили в состав Королевских ВВС и использовали для различных спецзаданий. Ещё 1 норвежский Не 115А-2 оказался в Финляндии — его включили в состав группы Lelv15 и использовали для патрулирования Ботнического залива. В начале 1943 г. Финляндия получила 2 Хейнкеля Не 115С-1, эксплуатировавшихся до осени 1944 г.
Швеция получила 12 Не 115А-2 в июне-октябре 1939 г. Самолеты, получившие местное обозначение Т2, вошли в состав флотилии F2 и служили до 1944 г.
Самолет Хейнкель Не 115 следует признать лучшим в своем классе — он превосходил другие гидросамолеты-торпедоносцы, такие как «Фоккер» Т.VIII или итальянский «Кант» Z.506B. Но к моменту внедрения Не 115 в строевые части потребность в такой машине отпала — задачи ударов по морским целям с успехом решали торпедоносцы берегового базирования — такие, как Не-111. В итоге, Не 115 стал последним гидросамолетом «Хейнкеля» и строился в относительно небольшом количестве.
Оставьте свой отзыв