Ла-7 стал венцом творения ОКБ Лавочкина.
Самолет представляет собой дальнейшую эволюцию знаменитого штурмовика Ла-5ФН. Основным доработкам подверглась мотоустановка, также был облегчен планер, переделан центроплан, внесен ряд других изменений. В результате летные данные самолета удалось повысить по сравнению с Ла-5ФН.
Предполагалось установить вооружение из 3 20-мм синхронных пушек, но большинство серийных машин выпустили с двумя пушками. Комплекс доработок отработали на нескольких самолетах, испытываемых с августа 1944 г.
Серийный выпуск Ла-7 начался на московском авиазаводе №381 в мае 1944 г., затем такие самолеты начал выпускать горьковский завод №21, а позже — завод №99 в Улан-Удэ.
Общий объем производства составил 6335 машин, в т.ч. 2236 в 1944 г., 3669 в 1945 г. и 430 в 1946 г.
Боевое использование Ла-7
![Модификация Ла-7 Модификация Ла-7](/images/aircraft/la7_1.jpg)
Модификация Ла-7
Боевой дебют Ла-7 состоялся в составе 19-го ИАП в июне 1944 г. в ходе операции «Багратион» в Белоруссии. Вскоре такими самолетами вооружили 3-ю гв. ИАД, сражавшуюся в Прибалтике. Самолеты летали на прикрытие наземных войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Осенью 1944 г. Ла-7 получили ряд других частей, также воевавших в Прибалтике — на других участках фронта в заметном количестве Ла-7 появляются только в 1945 г.
На 10 февраля 1945 г. на фронте находилось 433 Ла-7, и это количество постоянно возрастало. К 1 мая их было уже больше, чем Ла-5 — 967 против 676. Ла-7 участвовали во всех крупных операциях завершающего периода войны. В Венгрии на них сражались два полка 295-й ИАД, в Восточной Пруссии — 523-й ИАП. Несколько полков, включая 9-й гв. и 32-й гв. ИАП, участвовали в Берлинской операции.
Больше всего побед на Ла-7 — 14 — одержал Иван Никитович Кожедуб из 176-го гв. ИАП. В это число вошел и реактивный истребитель Me 262, но не включены 2 американских «Мустанга», сбитых в апреле 1945 г. по ошибке.
К маю 1945 г. началось поступление Ла-7 в авиацию ПВО и ВМФ, но они уже не успели принять участие в боевых действиях.
Для участия в войне с Японией на Дальнем Востоке сосредоточили 392 Ла-7 (в т.ч. 79 в авиации Тихоокеанского флота), но повоевать им практически не пришлось.
В послевоенное время последние Ла-7 в строевых частях эксплуатировались до 1950 г., а в училищах — несколько дольше.
В марте 1945 г. начались поставки Ла-7 в чехословацкую 1-ю смешанную авиадивизию, но в боях они поучаствовать не успели. В июне 1945 г. ВВС Чехословакии располагали 54 Ла-7 (местное обозначение S-97).
Ла-7 стал вершиной развития истребителей Лавочкина времен войны. Самолет превосходил своего основного противника — немецкий FW 190А — в скорости, скороподъемности и маневренности, имел достаточно мощное вооружение. Слабым местом Ла-7, особенно в начальный период эксплуатации, была ненадежная работа мотоустановки. Смешанная конструкция планера с преобладанием деревянных элементов обусловила то, что ресурс Ла-7 определялся в два года — неприемлемо мало для мирного времени. Но в войну Ла-7 являлся, пожалуй, лучшим советским истребителем.
Летно-технические характеристики самолетов Ла-7
- Двигатель: тип АШ-82ФН
- мощность, л.с.: 1850
- Размах крыла, м.: 9,8
- Длина самолета, м.: 8,67
- Высота самолета, м.: 2,54
- Площадь крыла, кв. м.: 17,59
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2605
- нормальная взлетная: 3265
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли: 592
- на высоте: 652
- Скороподъемность у земли, м/с: 18,52
- Время набора высоты 5000 м, мин: 5,0
- Практический потолок, м.: 10750
- Дальность полета, км.: 820
Основные модификации Ла-7
- Ла-7 — двигатель АШ-82ФН. Вооружение — 2 20-мм синхронные пушки СП-20 (общий боекомплект 340 снарядов). С марта 1945 г. часть самолетов получила 3 пушки УБ-20 (150 снарядов на ствол) — 368 таких самолетов изготовил завод №381. В общей сложности выпущено 5753 самолета (4205 заводом №21, 1298 -№381 и 250 — №99).
- УТИ Ла-7 — двухместный учебный вариант. В 1944-1945 гг. завод №21 построил 582 самолета.
Серийно не строились высотный вариант с турбокомпрессором, машины с двигателями АШ-83 и АШ-71, а также Ла-7Р с дополнительным ЖРД.
Выпуск самолётов Ла-7 (1944 — 1947 гг.)[1]
Модель | Завод | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | Всего |
Ла-7 | №21 | 1558 | 2586 | 53 | 5711 | |
№99 | 40 | 210 | ||||
№381 | 604 | 660 | ||||
Ла-7УТИ | №21 | 213 | 377 | 2 | 592 |
- Статистика серийного выпуска Ла-7 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [↩]
Оставьте свой отзыв