началом боевых действий против Финляндии в «зимней войне«, 18 декабря 1939 г. на аэр. Палдиски в Эстонию были перебазированы 3 самолета И-153 из состава 61-й ИАБ ВВС БФ. Из них был сформирован 30-й отдельный истребительный авиационный отряд, вошедший в 10-ю смешанную авиационную бригаду ВВС БФ. В ходе войны с финнами в Эстонию дополнительно были перебазированы истребители 61-й ИАБ из-под Ленинграда.
В начале мая 1940 г. 30-й ОИАО был развёрнут в 30-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.
В начале августа 1940 г. 30-я ОИАЭ была переименована в 94-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью 10-й АБ ВВС БФ, но уже через месяц, в сентябре, на базе эскадрильи был сформирован 71-й истребительный авиационный полк. Новая авиационная часть, вооружённая истребителями И-15бис и И-153, базировалась на аэр. Лагсберг к северо-востоку от Таллина (ныне — район Ласнамяэ).
На 22 июня 1941 г. 71-й ИАП пятиэскадрильного состава под командованием подполковника А.В.Коронца входил в 10-ю САБ ВВС БФ. Он базировался основными силами на аэр. Липово (п-ов Курголовский). На вооружении полка стояло 3 И-15бис и 52 И-153. Кроме того, перед самым началом Великой Отечественной войны полк получил на вооружение 8 новых истребителей Як-1, которые были собраны и облётаны личным составом. Эти самолёты поступили на вооружение 1 -й АЭ полка под командованием ст. лейтенанта В.И.Бабернова. Первые боевые вылеты на них были сделаны 30 июня. В начале июля было получено ещё 9 самолётов Як-1. Ещё одна эскадрилья (3-я АЭ) переучивалась на истребители МиГ-3. Все новые самолёты полка входили в так называемую особую группу 61-й ИАБ и базировались под Ленинградом (аэр. Липово, Котлы и Копорье).
В августе 1941 г. две АЭ полка базировались в Таллине, на аэр. Лагсберг и Юлемистэ, осуществляя оборону главной ВМБ вплоть до её оставления 28 августа 1941 г. Ещё одна АЭ 71-го ИАП была оперативно подчинена командиру 1-го ЗЕНАП, прикрывавшего ВМБ Кронштадт. Часть сил 1-й АЭ полка была перебазирована в том же месяце на аэр. Кагул (о. Эзель), где они осуществляли прикрытие бомбардировщиков особой авиагруппы ВВС БФ и ВВС КА совершавших налёты на Берлин.
20 августа 1941 г. 6 самолётов И-153 71-го ИАП перелетели на аэр. Вимси.
С 28 августа 1941 г., накануне оставления Балтийским Флотом Таллина, уцелевшие самолёты 71-го ИАП перелетели оттуда под Ленинград.
К началу сентября в полку уцелело только 6 Як-1, которые были переданы в 5-й ИАП ВВС БФ.
С 24 сентября полк базировался на аэр. Бычье Поле, на о. Котлин, осуществляя ПВО ВМБ Кронштадт. В оперативном отношении, он находился в подчинении командиру Кронштадтского морского оборонительного района.
В конце сентября в полк передали несколько лётчиков из расформированных 4-й и 5-й АЭ 5-го ИАП ВВС БФ.
С октября 1941 г. 2-я АЭ полка под командованием майора Н.И.Королёва, вооружённая самолётами И-15бис и И-153, базировалась на о. Лавенсаари (ныне — о. Мощный) . Основной задачей данной эскадрильи было прикрытие с воздуха лёгких сил БФ, действующих в западной части Финского залива.
В ноябре 1941 г., после расформирования 10-й САБ, полк передали в состав 61-й ИАБ ВВС БФ и оперативно подчинили начальнику ПВО Кронштадтской ВМБ.
В конце ноября в состав полка вошли лётчики, перелетевшие до этого на аэр. Ханко (Финляндия). Из них формируют отдельную эскадрилью, на самолётах И-16. Вскоре часть личного состава полка была включена в Ладожскую авиационную группу и перебазировалась на аэр. Новая Ладога. Там они в ноябре-декабре 1941 г. участвовали в нанесении штурмовых ударов на Волховском участке фронта и под Тихвином, поддерживали с воздуха войска 54-й армии, отражавшие вражескую попытку замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.
4 декабря полк всем наличным составом (14 И-153), с подвеской по две ФАБ-100 под самолёт, с аэр. Бычье Поле нанёс удар по мосту через р. Нарва в районе Кингисеппа, где наши войска вели тяжёлые оборонительные бои. В результате атаки мост был разрушен. При этом было потеряно два самолёта и два лётчика.
В начале 1942 г. в составе 71-го ИАП числилось всего 11 самолётов И-153 и 9 И-16. Кроме того, ещё 8 истребителей И-153 (И-15бис) базировались на аэр. Новая Ладога.
В марте 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Бычье Поле в Кронштадте. В этом месяце в полк была передана 1-я АЭ 11-го ИАП ВВС БФ на самолётах И-16.
В апреле 1942 г. командование БФ было озабочено усилившимися налётами немецких бомбардировщиков на корабли флота, стоящие на Неве (операция «Айсштосс»). Для снижения эффективности воздействия противника, были спланированы и выполнены ответные удары авиации БФ и Ленинградского фронта по аэродромам немецкой бомбардировочной авиации. В рамках этого, 18 апреля 12 И-153 71-го ИАП нанесли бомбо-штурмовой удар по аэр. Красногвардейск (Гатчина). По сообщениям лётчиков, на аэродроме было уничтожено 15 самолётов Ju-88 и Ju-87, при потере двух своих самолётов.
28 апреля 1942 г. в воздушном бою с самолётами противника в район о. Большой Тютерс погиб командир полка подполковник А.В.Коронец.
В мае-июне 1942 г. основной задачей 71-го ИАП была борьба с немецкими самолётами-миноносцами Хейнкель Хе-111, осуществлявшими по ночам скрытное минирование фарватеров и подходов к Кронштадтской и Островной ВМБ. Для противодействия этим налетам, в конце мая основные силы полка перебазировались с аэр. Бычье Поле на аэр. Лавенсаари. В полку имелось только четыре лётчика (включая командира Корешкова и комиссара Сербина), подготовленных к полётам ночью. Поэтому на них ложилась большая нагрузка — выполнять по 2-3 боевых вылета за ночь. Для уменьшения времени подготовки к повторному вылету, на аэродроме держали по 2 полностью снаряженных истребителя И-16 или И-153 на каждого пилота.
Осенью 1942 г. подразделения полка базировались на аэр. Борки и Бычье Поле.
22 октября 1942 г. 5 самолётов И-15бис полка с аэр. Новая Ладога принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере. В воздушном бою против 6 самолетов Люфтваффе Мессершмитт Bf-109, разгоревшемся над островом, был сбит один самолёт противника, при потере двух своих.
23 октября 1942 г., за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные мужество и героизм, 71-й ИАП награждается орденом Красного Знамени. С начала Отечественной войны лётчики полка сделали 15962 самолётовылета, из них 3715 — на штурмовку. В воздушных боях было уничтожено 143 самолёта противника. На земле бомбоштурмовыми ударами было уничтожено и выведено из строя: 31 танк, 40 танкеток, более 700 автомашин с войсками и грузами, разбито 37 зенитных орудий, 3 паровоза, 58 вагонов, более 200 зенитно-пулемётных точек, сожжено и взорвано 10 складов с горючим и боеприпасами, потоплено 14 мелких кораблей противника, сбито 5 аэростатов заграждения.
С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. 71-й ИАП входил в состав вновь сформированной 9-й истребительной авиационной бригады ВВС БФ. После переформирования её в штурмовую бригаду полк вновь вернулся в 61-ю ИАБ и оставался в её составе (с июля 1943 г. — 1-я гв. ИАД) практически всё время, вплоть до своего расформирования.
В феврале 1943 г. полк принимал участие в Красноборской наступательной операции советских войск.
По состоянию на 14 мая 1943 г., полк имел в боевом составе 12 И-15бис, 9 И-153 и 7 И-16.
Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях немецко-фашистскими захватчиками, 71-й ИАП был преобразован в 10-й гвардейский истребительный авиационный полк 61-й ИАБ ВВС БФ.
начале июля 1943 г. основная часть личного состава полка была направлена в тыл, на аэр. Новая Ладога, для переучивания на самолёты Ла-5. В то же время, около 10 самолётов И-153 из состава полка базировались на взлётной площадке о. Лавенсаари (были заменены самолётами Як-1 из состава 3-го гв. ИАП). Кроме того, ещё не менее 20 самолётов И-15бис, И-153 и И-16 дислоцировались на аэр. Бычье Поле в Кронштадте. К осени 1943 г. самолёты старых типов постепенно были заменены Ла-5.
В начале октября 1943 г. 10-й гв. ИАП, вооружённый самолётами Ла-5, перебазировался всем составом на аэр. Бычье Поле.
В апреле 1944 г. полк базировалась на о. Лавенсаари. В нём в это время имелось всего 15 самолётов Ла-5.
В июне 1944 г. полк в составе 1-й гв. ИАД принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом за 12 суток непрерывных воздушных боёв потерь в самолётах и лётчиках не имел.
По состоянию на 1 июля 1944 г., в полку имелось на вооружении 35 Ла-5. К 1 ноября 1944 г. их число увеличилось до 43 Ла-5. С начала 1945 г. и вплоть до конца войны в Европе в составе 10-го гв. ИАП числилось 40 самолётов Ла-5.
С 1946 г. 10-й гв. ИАП 1-й гв. ИАД (с 1948 г. — 24-й гв. ИАД) входил в состав ВВС Южно-Балтийского флота (4-го ВМФ), дислоцируясь на аэр. Хайлигенбайль (ныне — Мамоново). Вскоре после войны самолёты Ла-5 были списаны, и полк перевооружился на истребители США Р-39 «Аэрокобра» (а позднее — на Р-63 «Кингкобра»).
В 1949 г. полк вновь перевооружился на отечественные истребители Ла-9 и Ла-11.
С июня 1950 г. личный состав 10-го гв. ИАП, первым в ВВС ВМФ, получил на вооружение реактивные истребители МиГ-15, позднее заменённые МиГ-17.
1 декабря 1957 г., в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/4/30250 от 20.07.1957 г., полк был переведён на штат № 15/709 и стал числиться частью 2-й линии. В это время полк базировался на аэр. Мамоново в Калининградской области.
Летом 1959 г. 10-й гвардейский ИАП, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», был расформирован. Часть личного состава полка перевели на аэр. Коса (бывш. Нойтиф). Там они пополнили 4-й гв. ИАП и 246-й гв. ИАП своей дивизии. Остальных лётчиков и техников раскидали по разным полкам ВВС БФ, ЧФ и СФ: на самолёты Бе-6, Ли-2, МиГ-17, МиГ-19 и Як-25. Часть личного состава полка была обращена на формирование 413-го ОВП ВВС БФ, где бывшим истребителям пришлось осваивать вертолёты Ми-4.
На вооружении полка состояли самолёты: И-15бис, И-153, И-16, Як-1, Як-7, Ла-5, Ла-9, Ла-11, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-17.
Командиры 10-го гиап ВВС ВМФ в разные годы:
- А.В.Коронец (1941 г. — апрель 1942 г., погиб)
- П.И.Бискуп (апрель 1942 г., ВрИО)
- B.C.Корешков (апрель-декабрь 1942 г.)
- К.Г.Теплинский (декабрь 1942 г. — апрель 1943 г.)
- И.М.Рассудков (апрель-ноябрь 1943 г.)
- Т.А.Усыченко (ноябрь 1943г. — январь 1945г.)
- ГСС Д.М.Шаров (январь 1945 г. — октябрь 1947 г.)
- А.Е.Тульский (октябрь 1947 г. — март 1949 г.)
- И.П.Караваев (март 1949 г. — ноябрь 1951 г.)
- Малиновский (1957-1959 гг.).
Наименование авиаполка в разные годы:
- 10-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк
- 71-й истребительный авиационный полк
- 94-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья
- 30-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья
- 30-й отдельный истребительный авиационный отряд
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!).
- Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, № 2.
Оставьте свой отзыв