составе ВВС БФ в годы войны было два полка с таким номером. Один из них 18 января 1942 г. был преобразован в 4-й гвардейский ИАП ВВС БФ.
21 ноября 1942 г., в соответствии с приказом НК ВМФ, на базе 13-й ОИАЭ ВВС БФ в г. Саранск, на аэр. Рузаевка, на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ был развёрнут 13-й истребительный Краснознамённый авиационный полк трёхэскадрильного состава. На вооружение полк получил самолёты Як-7б (1-я и 3-я АЭ) и ЛаГГ-3(2-яАЭ).
Освоение новой авиатехники в полку сопровождалось высокой аварийностью:
— 27 декабря 1942 г., при выполнении маршрутного полёта парой потерпел катастрофу самолёт заместителя командира полка по лётной подготовке ГСС капитана Константина Владимировича Соловьёва. В СМУ самолёты К.В.Соловьёва и ведомого сержанта В.Ротача столкнулись в воздухе и упали на землю в 3 км от ст. Абросово. Капитан К.В.Соловьёв погиб, а сержант В.Ротач остался жив, хотя и получил травмы различной тяжести;
— во время полёта парой, в условиях снегопада, два истребителя Як-7б, пилотируемые мл. лейтенантом С.И.Косенко и сержантом Н.Манерко, из-за потери ориентировки и полной выработки топлива, совершили вынужденную посадку с убранным шасси в поле. Лётчики не пострадали, самолёты получили повреждения;
— сержант В. Григоренко совершил посадку с неверным расчётом, в результате чего самолёт скапотировал и получил повреждения винтомоторной группы;
— сержант А.Белоусов в полёте перегрел мотор самолёта ЛаГГ-3, что привело к его заклиниванию. При вынужденной посадке были разбиты два И-15бис на стоянке и самолёт Белоусова;
— сержант В.Григоренко при полёте в СМУ потерял ведущего и, после полной выработки горючего, совершил вынужденную посадку вне аэродрома. Самолёт получил значительные повреждения, пилот не пострадал;
— в полёте по кругу на самолёте Як-7б у сержанта Н.Манерко произошла остановка двигателя. Пилот при вынужденной посадке разбил самолёт;
— при заходе на посадку на самолёте Як-7б сержанта А.Лашкевича также произошла остановка мотора. Пилот совершил вынужденную посадку на лес. Самолёт получил повреждения, пилот не пострадал;
— после взлёта у самолёта, пилотируемого сержантом Титом Бутрамьевым, отказал мотор. Пилот попытался развернуть самолёт на обратный курс для посадки на поле. При этом самолёт упал с высоты 80 метров и разбился, лётчик погиб.
В марте 1943 г. из состава полка несколько лётчиков было направлено в другие части ВВС БФ, а сам полк был направлен на аэр. Новинки Новгородской области. К 20 марта программа обучения на аэр. Новинки была завершена.
В середине апреля 1943 г., по завершении переучивания и переформирования, 13-й ИАП перебазировался на аэр. Борки в Ленинградской области. По воздуху туда перелетели 5 Як-7б и 6 ЛаГГ-3. Кроме них, в полку имелся учебный самолёт Як-7в. Основная часть полка перебазировалась наземным эшелоном. Всего в Борки прибыло 25 пилотов, ещё 4 лётчика продолжали переучивание на аэр. Богослово Новгородской области. На новом месте полк вошёл в состав вновь сформированной 9-й штурмовой авиабригады ВВС БФ. На него была возложена задача прикрытия в воздухе штурмовиков 7-го гв. ПШАП дивизии. С первого же дня пребывания на фронте полк включился в боевую работу, сопровождая и прикрывая штурмовики Ил-2. Кроме этого, самолёты полка вели воздушную разведку над Финским заливом в районе островов Гогланд, Большой и Малый Тютерс.
14 мая 1943 г. от зенитного огня погиб лётчик полка Владимир Жигач. Это была первая потеря после прибытия 13-го ИАП на фронт.
В середине мая из-за недостатка самолётов в полку лётчики 1-й АЭ были переданы в другие подразделения. Теперь 13-й ИАП воевал составом двух эскадрилий.
20 мая в воздушном бою в районе Шепелевского маяка погиб лётчик полка Вячеслав Ефимов.
21 мая в воздушном бою в районе о. Лавенсаари погибли лётчики мл. лейтенант Хафис Хайбулин и сержант Павел Волох. В эти же дни в том же районе погиб лётчик 2-й АЭ сержант Алексей Просвирин.
26 мая, в результате налёта немецких истребителей-бомбардировщиков на аэродром Борки, были повреждены 6 самолётов полка.
2 июня 1943 г., при попытке посадить повреждённый в бою самолёт, погиб командир 3-й АЭ 14-го гиап капитан Александр Михайлович Иванов. Это была шестая потеря среди лётчиков 13-го ИАП с начала боевых действий. Кроме лётчиков, было потеряно 7 самолётов и ещё два — разбиты при вынужденных посадках. За это же время лётчики выполнили 404 боевых вылета и заявили об уничтожении 17 самолётов противника.
10 июня 1943 г. в воздушном бою, прикрывая наши корабли в море, был сбит ЛаГГ-3, пилотируемый лётчиком Волковым. Пилот погиб.
В первой половине июня 1943 г. из-за участившихся налётов противника на аэр. Борки 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП был перебазирован на аэр. Бычье Поле на о. Котлин, но уже 12 июня оба полка вернулись на прежний аэродром. В этот же день над своим аэродромом был сбит немецкими истребителями и погиб лётчик 3-й АЭ Николай Хромов. Спустя несколько дней над аэр. Борки разгорелся бой двух ЛаГГ-3 и одного Як-7б с восемью немецкими FW-190. Самолёт ЛаГГ-3, пилотируемый сержантом Иваном Вышниковым, был подбит, а лётчик убит в воздухе. Второй ЛаГГ-3, пилотируемый мл. лейтенантом Александром Губиным, также был подбит. Пилот попытался посадить его на аэр. Бычье Поле, но при посадке самолёт разбился, а Губин погиб.
К середине июня 1943 г. потери полка составили 14 пилотов. В полку оставалось только 7 исправных истребителей и 7 пилотов. Для восполнения потерь, в начале июля в полк прибыло молодое пополнение из ВМАУ им. И.В.Сталина, в количестве 7 лётчиков.
22 июля 1943 г. полк получил задачу частью сил перебазироваться на аэр. Каменка и прикрывать оттуда штурмовики Ил-2 35-го ШАП, наносящие удары по противнику в ходе операции по расширению коридора в районе Синявинских высот. Остальной состав полка с аэр. Борки прикрывал Ил-2 7-го гв. ПШАП на Синявинском направлении и на морских коммуникациях в Финском заливе. На период Синявинской операции в боевом составе полка имелось 19 Як-7б, 2 ЛаГГ-3 и 17 боеготовых лётчиков. В это время тружениками Урала полку был подарен именной самолёт «Уральский алюминщик».
С конца июля 1943 г. 1-я АЭ полка была восстановлена. Командование ею было возложено на капитана А.В.Кувшинникова.
31 августа 1943 г. в воздушном бою над Выборгским заливом, прикрывая штурмовики Ил-2 7-го гв. ПШАП, был сбит Як-7б, пилотируемый Иваном Корниловым. Пилот приводнился в районе п-ова Койвисто и был взят в плен.
В ходе Синявинской операции самолёты Як-7б полка для нанесения бомбо-штурмовых ударов стали применять осколочные бомбы АО-25.
В октябре 1943 г. в боевом составе 13-й ИАП был уже 41 лётчик. За полгода боевой работы полк выполнил 2208 боевых вылета, из них 1391 —на прикрытие и сопровождение ударной авиации ВВС БФ. Лётчиками полка заявлено об уничтожении 60 вражеских самолётов.
10 ноября 1943 г. в воздушном бою погиб командир звена 1 -й АЭ лейтенант Василий Иванович Бородин. В поединке с финским истребителем он таранил последнего, но и сам не уцелел в столкновении. Имя лётчика было увековечено на борту именного самолёта «Василий Бородин», который в декабре был передан его ведомому—лётчику 1 -й АЭ М.Соловьёву.
Поздней осенью 1943 г., в ходе подготовки к операции по прорыву блокады Ленинграда, одной из главных задач 13-го ИАП стала воздушная разведка оборонительных сооружений и системы ПВО противника в полосе 2-й ударной армии. Несмотря на сложные метеоусловия в этот период года, лётчиками полка выполнялось по 3-4 разведывательных вылета в день.
С началом операции советских войск по полному снятию блокады Ленинграда, с 14 января 1944 г. истребители полка прикрывали штурмовики 7-го гв. ПШАП, наносящие удары по позициям противника. Кроме того, истребители сами использовали свое бортовое оружие для штурмовки вражеских объектов.
22 января 1944 г. капитану Константину Федотовичу Ковалёву, первому из лётчиков полка с начала боевых действий, было присвоено звание Героя Советского Союза.
К февралю 1944 г. 2-я АЭ полка полностью переучилась на самолёты Як-7б и Як-1.
11 февраля 1944 г. огнём зенитной артиллерии в районе порта Кунда были сбиты и погибли лётчики лейтенант Исаак Ворохов, Михаил Глазков, а также мл. лейтенант Константин Пята.
13 февраля 1944 г. 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП перелетел на новое место дислокации — аэр. Котлы Ленинградской области. За этот месяц полк произвёл 573 боевых вылета, из них больше половины — на штурмовку позиций противника. Остальные вылеты выполнялись на прикрытие штурмовиков, воздушную разведку и прикрытие своих войск. В воздушных боях было сбито 12 самолётов противника. Потери полка составили два лётчика: командиры звеньев Владимир Мошкалов и Виктор Никитин.
К марту 1944 г. на вооружение полка поступили истребители Як-9.
В марте 1944 г. лётчики полка выполнили 560 вылетов на сопровождение штурмовиков, наносящих удары по кораблям противника в Финском заливе. В воздушных боях было уничтожено 19 вражеских самолётов. В них полк потерял двух лётчиков: лейтенант Василий Шабунин, при вынужденной посадке 7 марта на вражеской территории, был убит, а мл. лейтенант Николай Жевнов, совершивший 23 марта вынужденную посадку на территории противника, попал в плен.
В связи с тем, что аэр. Котлы раскис и стал непригоден к использованию, в конце марта 1944 г. 13-й ИАП и 7-й гв. ШАП были перебазированы на аэр. Гора-Валдай, где имелась прочная полоса. Однако дежурное звено истребителей оставалось ещё некоторое время на старом месте базирования.
В начале апреля 1944 г. заместителю командира эскадрильи ГСС капитану К.Ф.Ковалёву был вручён именной истребитель Як-7б, построенный на личные средства знаменитого профессора-парапсихолога Вольфа Мессинга. На его борту были надписи «За победу!» и «Подарок от советского патриота профессора В.Г.Мессинга — балтийскому лётчику Герою Советского Союза К.Ковалёву». На его счету к этому времени было 16 лично сбитых самолётов противника и ещё 15 — в группе. На именном самолёте К.Ковалёв сбил ещё 4 вражеских самолёта.
В начале мая 1944 г. аэр. Котлы вновь стал пригоден к эксплуатации, и 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП вернулись на своё старое место дислокации. В полку 6 самолётов Як-9 были оборудованы плановыми фотоаппаратами АФАИ-27 и выделялись для ведения воздушной разведки и контроля результатов ударов штурмовиков.
16 мая 1944 г. 9-я ШАД всем составом, совместно с 12-м гв. ПБАП и 1-й гв. ИАД ВВС Балтийского Флота, участвовала в операции по разгрому немецкого отряда боевых кораблей в Нарвском заливе. В воздушных боях с истребителями противника, прикрывающими корабли, 13-й ИАП потерял троих лётчиков: ст. лейтенанта Василия Самохвалова, мл. лейтенантов Ивана Чуяшова и Николая Гладкевича.
В ходе подготовки к Выборгско-Петрозаводской операции советских войск, самолёты Як-9 полка, оборудованные аэрофотоаппаратами, вели разведку ВМБ Котка и аэродрома Утти.
За июнь 1944 г. лётчиками 13-го ИАП было выполнено 620 боевых вылетов. В воздушных боях, по заявлениям пилотов, было уничтожено 3 самолёта противника. Потерь своих самолётов и лётчиков полк не имел. К этому времени пять лётчиков полка были подготовлены к выполнению полётов ночью.
Указом Президиума ВС СССР от 23.07.1944 г. и приказом НК ВМФ СССР №343 от 29.07.1944 г., за мужество и героизм, проявленные личным составом в ходе Выборгско-Петрозаводской операции, 13-й ИАП был преобразован в 14-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк. Командир полка майор А.А.Мироненко был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему также было присвоено звание подполковника. Лётчиками полка в ходе операции было сбито 9 вражеских самолётов. Собственные потери составили два лётчика: командир эскадрильи капитан С.Ф.Данилко и Р.П.Тебеньков.
С 19 июля по 13 августа 1944 г. 14-й гв. ИАП принял участие в уничтожении штурмовиками 9-й ШАД плавсредств противника на Чудском озере. Самолёты полка перед началом операции произвели разведку в районе эстонского побережья, а при нанесении ударов прикрывали штурмовики.
30 июля 1944 г., прикрывая штурмовики в воздушном бою, погиб мл. лейтенант Николай Сергеев.
С 16 по 18 августа полк обеспечивал боевую деятельность кораблей Чудской ВФ при высадке десанта на о. Пийриссаар.
С 24 по 26 августа 1944 г. полк принимал участие в прорыве советскими войсками Нарвского оборонительного рубежа противника.
К концу лета 1944 г. на вооружении полка остались только истребители Як-9.
В сентябре линия фронта откатилась далеко на запад, за Нарву, и 20 сентября 14-й гв. ИАП , вместе с 12-м гв. ПБАП 8-й МТАД ВВС БФ, перебазировался на аэр. Клопицы и Копорье. Оттуда полк принял участие в Таллинской операции:
— 21 сентября 1944 г. 12 истребителей Як-9 полка, вместе с 12 Як-9 12-го ИАП, прикрывали штурмовики Ил-2 7-го гв. ИАП и 35-го ШАП, наносящие удары по Купеческой гавани ВМБ Таллин;
— 23 сентября полк, составом 30 Як-9, прикрывал удар 27 Пе-2 12-го гв. ПБАП по Таллину.
В конце сентября 1944 г. приказом командующего ВВС БФ 14-й гв. ИАП из 9-й ШАД был передан в состав 8-й МТАД.
Теперь его главной задачей стало прикрытие торпедоносцев и пикировщиков дивизии при нанесении ими ударов по кораблям противника в море.
23 сентября 1944 г., после ликвидации немецкой группировки «Нарва», 14-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Паневежис в Литве. Там уже дислоцировались остальные полки 8-й МТАД: 1-й гвардейский МТАП, 51-й МТАП, 12-й гв. ПБАП и 21-й ИАП. С этого аэродрома он осуществлял истребительное прикрытие пикировщиков и торпедоносцев дивизии над морем.
Боевые вылеты в море начались 1 октября 1944 г. против крупного конвоя противника в Рижском заливе. В этот день 36 Як-9 прикрывали 12-го гв. ПБАП. В воздушном бою погиб лётчик 2-й АЭ мл. лейтенант Мансур Хафизов.
10 октября полк всем составом (36 Як-9) прикрывал удар пикировщиков 12-го гв. ПБАП по Либаве. В воздушном бою погиб командир звена ст. лейтенант Николай Кузьмич Репин. Лётчики полка заявили об уничтожении 5 вражеских самолётов.
26 октября 1944 г. 14-й гв. ИАП получил на вооружение 35 истребителей Як-9м.
30 октября 1944 г. 25 истребителей Як-9 полка прикрывали 27 советских пикировщиков Пе-2 12-го гв. ПБАП в ударе по Либаве. Немецкими истребителями и зенитной артиллерией было сбито не менее 9 пикировщиков.
5 ноября 1944 г. указом ПВС СССР, за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Прибалтике, 14-й гв. ИАП был награждён вторым орденом Красного Знамени, а начальник штаба полка майор Дмитрий Михайлович Шаров удостоен звания Героя Советского Союза.
За ноябрь полк совершил 52 боевых вылета, в которых было уничтожено 5 вражеских самолётов. Всего за период с января по ноябрь 1944 г. полк потерял 19 лётчиков погибшими и ещё 7 — ранеными.
19 декабря 1944 г. огнем зенитной артиллерии кораблей противника был сбит Як-9, пилотируемый лейтенантом Александром Слесаревым. При вынужденной посадке на лес самолёт перевернулся и лётчик, накрытый им, погиб.
В январе 1945 г. 14-й гв. ИАП принимал активное участие в боях по взятию советскими войсками г. Мемель (ныне — Клайпеда). 28 января город был взят, а 29 января в приказе ВГК полку, среди других частей и соединений, была объявлена благодарность.
16 февраля 1945 г. полк, вместе с остальными частями 8-й МТАД (1-м гв. МТАП и 12-й гв. ПБАП), перебазировался на аэр. Грабштейн в Восточной Пруссии (ныне — Грижай в Литве).
В связи с тем, что данный аэродром был не приспособлен к обеспечению такого большого количества самолётов, 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП 21 февраля перебазировался на аэр. Дрессен.
Приказом ВГК №056 от 01.04.1945 г., за большой вклад, внесённый в освобождение г. Мемель, 14-й гв. ИАП было присвоено почётное наименование «Клайпедский».
В начале апреля полк начал перевооружаться на самолёты Як-9у. Часть из них была получена в Москве, а часть из 3-й ВА.
Из-за весенней распутицы аэр. Дрессен стал также не пригоден к использованию и 7 апреля 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП перелетели на аэр. Аглонен.
9 апреля 1945 г., прикрывая штурмовики и пикировщики ВВС БФ при ударе по ВМБ Пиллау, от огня зенитной артиллерии погиб командир 1-й АЭ капитан Иван Ильич Голосов. Это была последняя потеря полка в Великой Отечественной войне.
8 мая 1945 г. полк выполнил вылет на прикрытие пикировщиков 12-го гв. ПБАП, наносящих удар по кораблям противника в районе Либавы. Всего в этот день было выполнено 70 самолётовылетов. Лётчики заявили об уничтожении 14 вражеских самолётов.
С начала войны 14-й гв. ИАП выполнил 11201 боевой вылет. В воздушных боях было уничтожено 273 самолёта противника.
Уже после окончания боевых действий 24 мая 1945 г. указом ПВС СССР полк был награждён орденом Ушакова 2-й степени.
Данный полк, один из немногих в Авиации ВМФ, получил на вооружение несколько истребителей Як-3. Именной самолёт от моряков Амурской Военной Флотилии получил лётчик полка С.Роговой.
После войны полк получил истребители Белл P-63 «Кингкобра» американского производства, которые оставались на вооружении до мая 1951 г.
С 11 декабря 1948 г., на основании директивы НГШ ВМФ №0056 от 10.04.1948 г., 14-й гв. ИАП был переименован в 246-й гвардейский истребительный Клайпедский Краснознамённый авиационный полк, входящий в состав 8-й МТАД ВВС 4-го ВМФ. Полк базировался на аэр. Нейкурен (ныне — Пионерский, Калининградская область).
В мае 1951 г. полк, первым в ВВС БФ (и, предположительно, первым в ВВС ВМФ), перевооружился на реактивные истребители МиГ-15.
Полк находился в составе 8-й МТАД до 1953 г., впоследствии его передали 24-й гв. ИАД ВВС 4-го ВМФ, с перебазированием на аэр. Коса (бывш. Нойтиф).
К октябрю 1960 г. 246-й гв. ИАП 24-й гв. ИАД, вооружённый самолётами МиГ-17, на аэр. Коса был. расформирован, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР».
На вооружении 14-го гвардейского истребительного авиаполка состояли самолёты: ЛаГГ-3, Як-3, Як-7б, Як-7в, Як-9, Як-9м, Як-9т, Як-9у, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-17.
Командиры авиаполка в разные годы:
- Г.М.Шварев (ноябрь 1942 г. — май 1943 г., снят)
- ГСС А.А.Мироненко (июнь 1943 г. — июнь 1945 г.)
- М.К.Башкиров (декабрь 1945 г. — ноябрь 1947 г.)
- В.П.Жарников (ноябрь 1947 г. — январь 1949 г.).
Наименования авиаполка в разные годы
- 14-й гвардейский истребительный Клайпедский дважды Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк
- 246-й гвардейский истребительный Клайпедский
- дважды Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк
- 13-й истребительный Краснознамённый авиационный полк
- 13-я отдельная Краснознамённая авиационная эскадрилья
- 38-я истребительная авиационная эскадрилья 42-го ИАП
- 38-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!).
- Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, № 2.
Оставьте свой отзыв