о начала Великой Отечественной войны в оперативном подчинении коменданту Кронштадтской крепости находилась 58-я отдельная авиационная эскадрилья, вооружённая летающими лодками МБР-2 и базирующаяся в Пейпии на озере Копанском[1].
После начала войны и оставления Балтийским флотом СССР пунктов базирования в Прибалтике, значение Кронштадта для обороны Ленинграда неизмеримо возросло. С 23 апреля 1942 г., для координации действий всех сил, располагающихся на о. Котлин и близлежащих фортах Кронштадтской крепости, была сформирована Кронштадтская военно-морская база.
12 декабря 1942 г., на основании приказа НК ВМФ, Кронштадтская ВМБ была преобразована в Кронштадтский морской оборонительный район. В его состав, помимо Кронштадтской и Островной ВМБ, корабельных частей и соединений, частей БОБРа, были включены также подразделения наблюдения и связи, дивизия ПВО и часть сил ВВС БФ, дислоцирующаяся на аэр. Бычье Поле. Так, уже с сентября 1941 г. на данном аэродроме размещались эскадрильи самолётов И-16, И-15 и И-153 из состава 13-го и 71-го ИАП. Эти силы сразу же включились в боевую работу. Им пришлось отражать массированные налёты немецкой авиации на корабли БФ и крепость. Особенно сильные налёты на Кронштадт противник совершил 21 и 23 сентября. В результате этих налётов, было потоплено и повреждено большое количество боевых и вспомогательных кораблей БФ, в том числе, линкор «Марат». Результаты вылетов балтийских лётчиков на отражение воздушного противника оказались более чем скромными. Несмотря на заявленные десятки уничтоженных и повреждённых немецких бомбардировщиков, реальные их потери исчислялись единицами.
В дальнейшем группировка авиации Кронштадтского МОРа почти не претерпела изменения. Только в 1943 г. на смену устаревшим истребителям на о. Котлин начали поступать более современные Ла-5 и Як-7. Наименования полков тоже стали другими — 4-й гв. ИАП и 10-й гв. ИАП соответственно.
В 1942-1944 гг. главными задачами авиации Кронштадтского МОРа были: ПВО базы на о. Лавенсаари, борьба с самолётами-миноносцами на фарватерах и подходах к базам, прикрытие минно-тральных сил флота на коммуникациях в Финском заливе, а также обеспечение развёртывания подводных лодок БФ в западную часть Финского залива.
В октябре 1943 г. в состав Авиации Кронштадтского МОРа вошла 6-я ОСАЭ на самолётах Ил-2, которая дислоцировалась на о-вах Лавенсаари и Сескар. Согласно приказу НК ВМФ №0800 от 22.10.1943 г., эта эскадрилья подлежала расформированию, но, фактически, ещё к январю 1944 г. она оставалась в боевом составе ВВС БФ и имела 9/8 Ил-2.
В это же время в составе Кронштадтского МОРа числилась 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, на вооружении которой состояли самолёты Ил-2кор, Як-7 и Пе-2.
В середине 1944 г. к этим задачам добавилась ещё одна — прикрытие сил флота в Лужском заливе, где в это время формировалась новая ВМБ. С развитием наступления советских войск в Прибалтике в 1944-1945 гг., значение Кронштадтского МОРа стало снижаться. Он превратился в тыловой район; соответственно, и круг задач авиационной группировки, а также интенсивность вылетов уменьшились.
К 1948 г. Кронштадтский морской оборонительный район был переформирован в Кронштадтскую военно-морскую базу. Входившие в его состав авиационные подразделения вернулись в непосредственное подчинение командующему ВВС 8-го ВМФ.
Авиация Кронштадтской ВМБ в послевоенное время была представлена 481-м и 483-м отдельными буксировочными авиационными отрядами[2], базирующимися на о. Котлин. Данные отряды находились в боевом составе Балтийского флота в 1952-1955 гг. и предназначались для обучения стрельбе по воздушным целям расчётов зенитной артиллерии базы.
Предположительно, в 1960 г. эти отряды были расформированы, как и многие другие мелкие части и подразделения послевоенных ВВС БФ.
По материалам: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ- В различных документах того периода и современной литературе данная эскадрилья именуется также 58-й ОАЭ волнового управления и 58-й ОМРАЭ, но более правильно именовать её просто 58-й отдельной авиационной эскадрильей. [↩]
- Не исключено, что в Кронштадте имелся только один буксировочный авиаотряд, который сменил номер с 481-го ОБУКАО на 483-й ОБУКАО. [↩]
Оставьте свой отзыв