В 1926 году газеты писали: «Испытанный водитель агитсамолетов Авиахима, один из верных работников по смычке города и деревни с помощью самолета, и химической промышленности летчик Авиахима Копылов с механиком Клочко совершили перелет из Москвы в Омск (свыше 2450 км)». Перелет производился с таким расчетом, чтобы, вылетев из Москвы на рассвете 24 июня, доставить до 8 часов утра 25 числа американцев Уэллса и Эванса на транссибирский экспресс, идущий на Восток. Прибыв в Москву с самолетом «Дерулуфта» 23-го вечером, американцы опоздали на экспресс Москва — Манчжурия. Копылову нужно было наверстать это запоздание в срок, который не только для СССР, но и для многих иностранных перелетов являлся рекордным. Прошлогодняя экспедиция в Пекин и японские летчики этот большой маршрут прошли в несколько приемов. Ботвед прошел от Омска до Москвы в два дня с несколькими часами третьего дня. Пельтье Дуази прошел этот же маршрут в один день с несколькими часами второго дня.
Летчик Копылов совершил этот перелет на протяжении 28 часов (с двух часов утра 24 июня до 6 часов 15 минут утра 25 июня), пробыв в воздухе всего 20 часов 15 минут. Выйдя из Москвы на самолете «Все в Авиахим» «Ю-13» с мотором в 185 сил, имея на борту, кроме бортмеханика, двух пассажиров, Копылов пробыл в воздухе без посадки 11 часов, делая первую часть своего пути из Москвы в Красноуфимск (с 2 до 13 часов 24 июня). В 9 часов вечера Копылов был уже в Кургане.
Летчик В. Копылов. 1920 г. Фото из архива семьи Копылова
На пассажирском самолете Копылов сделал то же самое, что и Пельтье Дуази на одном из лучших военных самолетов с мощным мотором в 450 л. с, т. е. в один день Москва — Курган. На рассвете 25-го тов. Копылов вылетел из Кургана и в 6 часов 15 минут утра он был у цели. В то время об этом перелете писали: «Исключительная выдержка, необыкновенное напряжение внимания и сил, огромная сила воли вообще присущи нашим красным пилотам, но перелет Копылова показывает, что и на пассажирских машинах, с менее мощным мотором и меньшей скоростью, но за счет колоссального напряжения нервов, наш красный летчик может сделать то, чему накануне многие скептики не верили. Представитель американских путешественников в Москве получил ночью на 25-е телеграмму из Кургана от американцев, которые сообщили ему, что в лице тов. Копылова они «встречают впервые такого превосходного пилота, которому они по своей практике не знают равного»».
В Президиум ВЦИК ушло следующее ходатайство:
«Бюро Президиума Союза Авиахим СССР в своем заседании от 28-го июня отметило выдающиеся заслуги тт. Копылова и Клочко, летчика и бортмеханика Союза Авиахим СССР, членов Союза Транспортных рабочих в деле укрепления и развития Советской авиации.
Десять лет самоотверженной летной работы у руля и мотора советского самолета, годы большой общественной и агитационной работы на мирном фронте, бережное и любовное отношение к своему делу, исключительная скромность и энергичность, выносливость и четкость выполнения возложенных заданий, дают возможность считать тт. Копылова и Клочко, вышедших из крестьянских низов, — героями авиационного труда.
Закончив успешную борьбу на гражданских фронтах против Деникина, Врангеля, белополяков и в Туркестане, они, начиная с 1924 г., уже налетали 40000 км в ряде зимних и летних агитоблетов по нашему Союзу, подвергнув Воздушным Октябринам более 3000 рабочих и крестьян.
116 посещенных пунктов от Москвы до Архангельска, от Уфы до Чердыни, до 200 пудов агитлитературы сброшенной с самолета и розданной по пройденному маршруту — все это свидетельствует о неутомимой работе т.т. Копылова и Клочкова, не имевших за все время своей работы ни одной аварии и вынужденной посадки.
Полет в Сибирь (Омск) для проведения агитоблетов и попутно с этим блестяще выполненное задание по срочной доставке двух американских путешественников в кратчайший срок из Москвы в Омск (2400 км) дало нашей гражданской авиации право гордиться новым достижением, так как т.т. Копылов и Клочко пробыли без спуска в воздухе 11 часов, а весь путь от Москвы до Омска проделали за 20 летных часов из 28 часов времени, что является рекордом, который займет почетное место в истории нашей авиации.
Все вышеизложенное побудило бюро Президиума просить Президиум ВЦИКа о награждении товарищей Копылова и Клочко орденами Трудового Красного Знамени. Товарищи Копылов и Клочко в прошлом награждались неоднократно грамотами и подарками от десятков организаций и многих тысяч рабочих в благодарность за трудную и полезную работу.
В настоящее время товарищи Копылов и Клочко продолжают свой агитоблет по глухим углам далекой Сибири.
Просьба вопрос провести в спешном порядке, чтобы к празднику КВФ и Авиахима — 14 июля наградить указанных товарищей орденами.
Председатель Уншлихт И.С.
Начальник ВВС Баранов П.И.
Секретарь Фельдман И.А.».[1]
Это ходатайство 7 июля поддержал Президиум Губотдела Союза Транспортных рабочих: «Учитывая специфическую работу летного состава, а также исключительные заслуги членов нашего Союза тов. В.Б. Копылова и бортмеханика Х.С. Клочко в течение 10-летней работы на авиационном фронте,
Президиум Губотдела Союза транспортных рабочих поддерживает ходатайство Президиума Союза Авиахима СССР и местного комитета о награждении товарищей летчика Копылова и бортмеханика Клочко Трудовым орденом Красного Знамени».
Данные ходатайства поддержал Секретариат ЦИК СССР. Летчик В.Б. Копылов и бортмеханик Х.С. Клочко «за выдающиеся заслуги в деле укрепления и развития советской авиации» Постановлением ЦИК от 12 июля 1926 г. были награждены орденами Трудового Красного Знамени РСФСР. (Подробнее о наградах смотрите здесь: awards.wiki/ordena_sssr.html)
В Грамоте к ордену, подписанной Председателем ЦИК М.И. Калининым и исполняющим обязанности Секретаря Я. Полуяном 9 августа 1926 г., отмечалось: «Трудовой подвиг тов. Копылова выразился в том, что он достиг блестящих успехов в деле укрепления и развития советской авиации. Награждая в лице тов. Копылова настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства республики, дабы ряды сознательных, самоотверженных борцов за великое дело укрепления и развитие коммунистического строя ширились и множились с каждым днем».
Авиатор Борис Россинский с орденом Трудового Красного Знамени.
Это был второй случай награждения летающих авиаторов трудовым орденом РСФСР. Первым орденом Трудового Красного Знамени РСФСР 19 ноября 1923 г. был награжден заслуженный пилот-авиатор, летчик-сдатчик завода Б.И. Россинский «за особо энергичную и преданную работу по созданию КВФ».
Источник: Красные авиаторы в небе 1920-х годов / Конев В.Н., Зиновьев Н.Н. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2018. — 276 с.: 318 илл.
ПРИМЕЧАНИЯ- ГАРФ Ф. Р-1235. Оп. 136. Д. 9866 [↩]
Оставьте свой отзыв