Следует отметить, что не все части и соединения, включённые в эту статью, начинали свою историю как минно-торпедные или бомбардировочные. Так случилось с 4-й авиационной бригадой ВВС Балтийского моря, которая была сформирована в 1929 г. из трёх разведывательных авиачастей (62-й ОМРАЭ, 62-го ОМРАО и 66-го ОМРАО). Но в апреле 1932 г. 4-я АБ была переименована в 505-ю (бомбардировочную) авиационную бригаду, а входившие в её состав части стали именоваться 121-й МТБАЭ, 122-й МТБАЭ и 19-й МРАЭ. На их вооружении состояли летающие лодки и поплавковые самолёты S-626hc, ТБ-1а, МР-1, МР-6. В 1933 г. это соединение стало именоваться 105-й МТАБ.
В конце 1936 г. на Балтике формируется первое соединение колёсных бомбардировщиков — 139-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада. Скоростной она числилась только по наименованию, так как её эскадрильи (46-я 47-я СБАЭ) на тот момент не имели ни одного современного бомбардировщика.
Весной 1938 г., в ходе реорганизации Морской Авиации в составе ВВС БФ, из этих бригад были сформированы две авиационные части нового типа — 15-й морской бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами МБР-2 и ДБ-3, и 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами СБ. Ещё одна часть — 1-й минно-торпедный авиационный полк, был тогда же сформирован на базе 27-й МТАЭ ВВС БФ, которая, в свою очередь, была создана в конце 1936 г. На его вооружении состояли самолёты ДБ-3б.
В апреле 1939 г. 1-й МТАП, 15-й МБАП и 57-й СБАП были сведены в новую авиабригаду, которая получила наименование — 8-я бомбардировочная авиационная бригада. Тогда же из разведывательных эскадрилий ВВС БФ была сформирована 9-я (разведывательная) авиационная бригада. Это соединение просуществовало всего несколько месяцев, и осенью того же года было расформировано. Части, входящие в его состав, были обращены на формирование новой бригады — 10-й АБ ВВС БФ, которая стала дислоцироваться в Эстонии[1]. Первоначально она также содержала только части лодочной разведывательной авиации (12-я, 43-я и 44-я ОМРАЭ). В этом же году 15-й МБАП был переформирован в отдельный разведывательный полк, передав свои самолёты ДБ-3 в 1-й МТАП.[2]
Таким составом (1-й МТАП и 57-й СБАП) бомбардировочная и торпедоносная авиация БФ в ноябре 1939 г. подошла к Зимней войне с Финляндией. В ней насчитывалось 111 самолётов (60 ДБ-3 и 51 СБ).
В ходе войны 10-я АБ была переформирована в смешанную, куда, кроме разведчиков, включили подразделения истребителей и бомбардировщиков.
В середине 1940 г. на базе трёх АЭ 57-го СБАП и двух отдельных СБАЭ 10-й авиабригады была сформирована новая авиационная часть — 73-й БАП, вооружённый самолётами СБ.
К началу Великой Отечественной войны бомбардировочная и торпедоносная авиация ВВС БФ насчитывала 172 самолёта ДБ-3, СБ и Ар-2[3]. Несмотря на тяжёлые потери в самолётах и личном составе в первом периоде войны, части бомбардировочной и минно-торпедной авиации сохранились. Более того, весной 1942г. они пополнились двумя ночными бомбардировочными эскадрильями — 25-й и 52-й НБАЭ, вооружёнными самолётами У-2б. И только в июне того же года 57-й БАП стал пикировочно-штурмовым полком и выбыл из состава БА и МТА. На его вооружении состояли самолёты Ил-2 и Пе-2.
За мужество и героизм, проявленные личным составом частей МТА и БА в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 1-й МТАП в январе 1942 г. и 73-й БАП в январе 1944 г. были преобразованы в 1 -й гв. МТАП и в 12-й гв. ПБАП соответственно.
В начале 1943 г. 1-й гв. МТАП получил на вооружение, в дополнение к Ил-4 (ДБ-3ф), американские самолёты Дуглас А-20 «Бостон».
В ноябре 1943 г. началось формирование ещё одной части МТА— 51-го МТАП, также вооружённого самолётами А-20 «Бостон». На это был обращен ряд частей ВВС БФ, в том числе, 25-я и 52-я эскадрильи.
К 9 мая 1945 г. в составе частей МТА и БА ВВС БФ насчитывалось около 125 самолётов Ил-4, А-20 «Бостон» и Пе-2.
В 1947 г. минно-торпедная авиация БФ пополнилась 19-й МТАД, переданной из подчинения ГК ВМФ. Её полки (66-й и 68-й МТАП) были вооружены самолётами А-20 «Бостон». В это же время на вооружение частей МТА стали поступать торпедоносцы Ту-2.
В 1950 г. произошло весьма странное переформирование 575-го гв. ДБАП (бывш. 12-й гв. ПБАП) в штурмовой полк на самолётах Ил-10. Тогда же из ВВС Советской Армии была принята 4-я гв. БАД на самолётах Пе-2. Её полки — 119-й гв., 124-й гв. и 126-й гв. БАП, прославились в годы Великой Отечественной войны. После принятия в состав Морской авиации ВМФ сама дивизия и её полки были переименованы в 587-ю гв. МТАД, 1531-й гв., 1532-й гв. и 1533-й гв. МТАП соответственно.
В течение 1951-1952 гг. минно-торпедная авиация БФ перевооружилась на самолёты Ил-28, однако поршневые самолёты ещё некоторое время использовались в учебных целях, после чего были либо списаны, либо переданы в подразделения буксировочной авиации.
В 1955 г. МТА БФ пополнилась ещё одним прославленным соединением бомбардировочной авиации — 57-й ТБАД (170-й гв. и 240-й гв. ТБАП), вооружённой самолётами Ту-4. В этом году многие части ВВС ВМФ, в том числе, БФ в очередной раз сменили свои номера (578-я МТАД стала именоваться 128-й МТАД, а её полки — 920-м гв., 921 -м гв. и 923-м гв. МТАП), но данной дивизии и её полков это не коснулось. Вскоре на вооружение её полков стали поступать самолёты Ту-16, сначала в бомбардировочном, а в 1957 г. — в ракетоносном варианте. Сама же дивизия стала именоваться 57-й МТАД ДД (170-й гв. МТАП ДД и 240-й гв. МТАП АД).
К началу «хрущёвского» сокращения Советской Армии минно-торпедная авиация БФ успела пополниться ещё одной авиационной частью — 12-м тяжёлым авиационным полком на самолётах Ту- 16кс, переданным из состава ВВС Советской Армии. В Морской Авиации он стал именоваться 12-м МТАП ДД.
К 1960 г., когда начались основные мероприятия «военной реформы», минно-торпедная авиация БФ насчитывала три дивизии торпедоносцев Ил-28: 8-ю МТАД, 19-ю МТАД и 128-ю гв. МТАД (бывш. 587-я гв. МТАД), в составе которых имелось семь полков. Кроме того, имелось три полка ракетоносцев Ту-16кс, два из которых входили в 57-ю МТАД ДД и ещё один полк — 12-й ОМТАП ДД, был отдельным.
К концу 1960 г. соединения торпедоносцев Авиации БФ были полностью расформированы, несмотря на их прошлые боевые заслуги, а полки, вооружённые ракетоносцами, сохранены.
В 1961 г. управление 57-й МТАД ДД и 240-й МТАП ДД были повторно переданы в состав ВВС Советской Армии, но в июле 1963 г. их окончательно вернули морякам. К этому времени появилось новое наименование — морская ракетоносная авиация, и теперь дивизия и её полки стали именоваться 57-й МРАД, 170-м гв. МРАП и 240-м гв. МРАП. Ракетоносным стали 12-й авиаполк.
В середине 1961 г. на Балтике было сформировано новое соединение — 384-я МТАД, управление которой разместилось на аэр. Скультэ. Очевидно, командование ВМФ, хотя и запоздало, но всё же поняло поспешность ликвидации торпедоносной авиации. В 384-ю МТАД вошли два новых полка на самолётах Ил-28 (759-й и 846-й МТАП). Вскоре полкам передали награды и почётные наименования от расформированных годом ранее 51-го МТАП и 1-го гв. МТАП. Но спустя три года управление дивизии было расформировано, а её полки стали отдельными.
В 1971 -1972 гг. минно-торпедные полки на Балтике окончательно прекратили своё существование (759-й МТАП был расформирован, а 846-й гв. МТАП сначала переформирован в противолодочный, а позднее — в штурмовой полк). В это же время с Севера на аэр. Остров был перебазирован прославившийся ещё в годы Великой Отечественной войны 9-й гв. МРАП на самолётах Ту-16кс (бывш. 24-й МТАП ВВС СФ).
До 1974 г. в составе МРА БФ имелась 57-я МРАД на аэр. Быхов (170-й гв. МРАП и 240-й гв. МРАП) и два отдельных полка на аэр. Веретье (12-й ОМРАП и 9-й гв. ОМРАП). Но в том же году 9-й гв. МРАП был расформирован.
С 1976 г. 240-й гв. МРАП, первым в составе Авиации БФ, начал перевооружаться на сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22м2 с АКР Х-22. Двумя годами позднее на них перевооружился и второй полк — 170-й гв. МРАП. Это позволило существенно расширить ударные возможности дивизии. Кроме этих самолётов, в составе МРА остались ракетоносцы Ту-16к и постановщики помех Ту-16спс.
В 1989 г. «быховская» дивизия перевооружилась на ракетоносцы Ту-22мЗ, а 12-й ОМРАП, вооружённый самолётами Ту-16, в том же году расформирован. Его авиатехника была частично поставлена на хранение, а частично передана в третьи эскадрильи полков 57-й МРАД.
Но спустя всего два года произошёл развал Советского Союза, и по его Вооружённым Силам прокатилась волна сокращений. Новое руководство страны посчитало, что на Балтике не нужны ударные самолёты стратегического назначения.
В свете этого управление 57-й МРАД было переформировано в управление 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии и перебазировано на Север, а её полки расформированы[4]. Так завершилась почти 60-летняя история бомбардировочной, минно-торпедной и морской ракетоносной авиации на Балтике.
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Авторам не удалось найти в документах вразумительного объяснения такой «рокировки» 9-й и 10-й АБ. [↩]
- Имеется информация о кратковременном существовании в составе ВВС БФ 10-го СБАП, который был сформирован и расформирован в 1939 г. [↩]
- Боевая деятельность Авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 -1945 гг. — М.: Воениздат, 1963. — Стр. 12 (другие источники называют несколько другие цифры: 211 или 188 самолётов). [↩]
- Полки 57-й МРАД передали свои награды и почётные наименования полкам 132-й БАД, принятой в 1989 г. в состав ВВС БФ, но в том же году эта дивизия на самолётах Су-24 была переименована в штурмовую [↩]
Оставьте свой отзыв