Насыщенный событиями 1911 год в воздухоплавательной истории России начался с первой международной выставки и научного съезда в Петербурге.
Эти знаковые в истории отечественного воздухоплавания мероприятия были организованы по инициативе VII (Воздухоплавательного) отдела Императорского русского технического общества (ИРТО), постановившему на заседании в октябре 1910 г.:
«…Ввиду быстроты развития авиации и того интереса, который вообще возбуждает воздухоплавание, организовать Всероссийский Съезд Воздухоплавания и вместе с тем выставку летательных аппаратов. Время съезда намечено на Паcхальную неделю (4-5 дней), в это же время должна состояться и выставка (10-15 дней).»
Уже в декабре 1910 г. были выработаны подробные «Положение» и «Программа» выставки и съезда соответственно.
Организаторы планировали показать «что делается заграницей в области авиации, и что имеется у нас», распределив все экспонаты по 12-ти отделам – аэростаты, аэропланы, аэросани, двигатели, материалы, приборы, литература и т.д.
Открытие выставки состоялась 23 (10 апреля – по ст. стилю) 1911 г. в Михайловском манеже и сопровождалось впечатляющими световыми эффектами: тысячи электрических лампочек были скрыты в моделях аэростатов и аэропланов, развешаны гирляндами в зале и снаружи, вспыхнув после торжественного объявления. Над главным входом на выставку были установлены подсвеченные модели аэроплана и аэростата.
Выставка проходила с широким размахом: на 131 стенде были представлены достижения 74 наиболее известных европейских авиационных фирм и отечественные предприятий, и среди них 19 аэропланов различных систем.
Русско-Балтийский вагоностроительный завод (РБВЗ) выставил лицензионный биплан «Соммер» собственного производства, гидроаэроплан инженера Гаккеля, и аэроплан инженера князя Кудашева, сильно напоминающий «Блерио»;
Фирма «В.А. Ломач и Ко» представляла отечественный «портативный аппарат «ПТА» и конструкции иноземных заводов – РЕП, «Гупи», «Бреге», «Ньюпор», «Блерио»;
Варшавская фирма «Авиата» – лицензионные немецкие биплан «Авиата» и моноплан «Этрих-Таубе»;
Интерес посетителей выставки вызвали как «Фарманы» производства немецкого завода «Альбатрос», так и оригинальный моноплан Harlan с двойным управлением.
На выставке была представлена обширная коллекция моторов: Гном, Россель-Пежо, Рено, РЕП, Виаль, и пропеллеров. Посетители выставочных павильонов могли познакомиться со структурой авиационных мастерских и подготовкой авиационных кадров, с достижениями студенческих воздухоплавательных кружков и авиационной литературой.
Фирма «Воссидло» представила изделия из нового металла «Дуралюмин», обладающим сопротивлением стали при низком удельном весе. Этому сплаву многими конструкторами прозорливо отводилось большое будущее в авиации.
Очень полно и интересно выставлены экспонаты Офицерской воздухоплавательной школы: модели приборов собственного изготовления, корзина воздушного шара и стальная гондола дирижабля.
Посетивший выставку авиаконструктор Дмитрий Григорович отмечал, что публикой вовсе «не был замечен один наиболее интересный уголок выставки: стенд Политехнического института и Института инженеров путей сообщения, представивших сравнительные таблицы, графики и модели поверхностей – результат изучения свойств и законов воздушной среды.»
29 (16) апреля выставку удостоил посещением император Николай II и великие князья Кирилл Владимирович и Дмитрий Павлович со свитой. Экскурсия затянулась на два часа, а пояснения по экспонатам давали авиатор В.А. Лебедев, полковники В.Ф. Найдёнов и С.А. Ульянин.
Поздним вечером 3 мая (22 апреля) на выставке выступал всемирно известный авиатор-конструктор Луи Блерио с докладом на французском языке «о современном положении авиации и её ближайших задачах, а так же о впечатлениях о перелёте через Ла-Манш и других полётов». Половина сбора от доклада была перечислена в пользу семьи штабс-капитана Б.В. Матыевича-Мацеевича, разбившегося вместе с братом на «Блерио-XI 2bis» в Севастополе буквально на днях – 1 мая (18 апреля).
Успех выставки был настолько велик, что её пришлось продлить до 10 мая (27 апреля), устроители даже выплатили 10 000 рублей отступных организаторам следующего по графику мероприятия (выставки собак) за нарушение сроков.
Экспертную комиссию из 70 человек, призванную объективно оценить экспонаты выставки, возглавил декан кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского Политехнического института профессор К.П. Боклевский.
Выставку посетили более 100 000 человек, а материальный успех составил 25 тысяч рублей чистого дохода.
Золотые медали выставочный комитет вручал от имени Министерства торговли и промышленности России и ИРТО. Их получили: французские самолетостроительные и моторостроительные фирмы Луи Блерио, Луи Бреге, Анри и Мориса Фарман, «Гном», «РЕП», английская «Бристоль», немецкая «Альбатрос». Из числа отечественных фирм «золото» было присуждено РБВЗ (Рига) — за производство аэропланов; Петербургскому товариществу авиации (ПТА) — за конструкцию складного военного аэроплана проекта C.А. Ульянина и производство пропеллеров; Товариществу «Авиата» (Варшава) — за организацию производства аэропланов; акционерному обществу «Дукс» (Москва) — за конструкцию аэросаней и организацию производства аэростатов и аэропланов. Серебряной медали были удостоены: французская фирма «Ньюпор» — за производство скоростных аэропланов; инженер Я.М. Гаккель (Петербург) — за оригинальную конструкцию гидроплана; инженер А.С. Кудашев (Киев) — за конструкцию моноплана с оригинальным шасси из гнутых брусьев.
После окончания выставки многие аэропланы были куплены Отделом воздушного флота и частными лицами, а затем перевезены на Комендантский аэродром для испытания в полёте. Шесть аэропланов купило военное ведомство для Офицерской воздухоплавательной школы, их доставили в Гатчину.
Как отмечали многочисленные журналисты: «выставка показала, что мы, хотя и медленными, но верными шагами продвигаемся к созданию собственного воздушного флота, построенного в России и из русских материалов; публика имела возможность детально рассмотреть все основные системы, а занимающиеся конструированием могли найти решение многих вопросов и уберечься от ошибок».
Спустя два дня после начала выставки, в 2 часа пополудни 25 (12) апреля 1911 г. великим князем Александром Михайловичем в здании Соляного Городка по ул. Пантелеймоновской, 2 был торжественно открыт Первый Всероссийский воздухоплавательный съезд.
В работе первого российского научно-воздухоплавательного конгресса приняли участие 353 делегата, представлявших 21 организацию – почти все существовавшие в то время в России организации воздухоплавания, что позволило именовать съезд «Всероссийским».
Среди участников были как крупнейшие отечественные учёные-теоретики и специалисты-практики того времени Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.М. Кованько, С.А. Немченко, В.Ф. Найдёнов, Н.А. Рынин, К.П. Боклевский, В.А. Семковский, Д.М. Сокольцов, Н.И. Утешев, так и не известные никому поручик из Владикавказа П.Н. Нестеров и студент рижского политеха Ф.А. Цандер.
Всего было заявлено 45 докладов, экскурсионная программа включала в себя посещение Воздухоплавательной выставки, Павловской Константиновской обсерватории, Политехнического института, Офицерской Воздухоплавательной школы, завода Первого Российского товарищества воздухоплавания и завода Айзенштейна.
В приветственной речи организатор съезда – председатель ИРТО В.И. Ковалевский «подчеркнул два важных вопроса, стоящих на очереди: учреждение всероссийского воздухоплавательного союза и организацию периодических воздухоплавательных съездов».
Председатель съезда Н.Е. Жуковский в своей речи констатировал «колоссальный прогресс воздухоплавания за истекшие 15 лет», прошедших с первых заседаний воздухоплавательной секции под его руководством на съездах естествоиспытателей и врачей предыдущих лет.
Идею Всероссийского воздухоплавательного союза активно продвигали ИРТО, Московское общество воздухоплавания и Одесский аэроклуб. Предполагалось, что союз станет высшей воздухоплавательной инстанцией страны «не стесняя самодеятельности отдельных входящих в его состав организаций, оказывать возможное содействие развитию их деятельности, а так же защищать права союзных организаций и их членов в России и за границей.»
Всероссийский аэроклуб в лице председателя графа И.В. Стенбок-Фермора считал новый союз лишним, полагая что для решения этих вопросов «достаточно созыва время от времени воздухоплавательных съездов».
Несмотря на выработанный во время работы первого съезда устав Всероссийского воздухоплавательного союза, утверждённый в 1912 году, практического воплощения эта идея так и не получила.
Вторую же основную задачу из повестки удалось реализовать – такие конференции специалистов стали регулярными и всероссийские съезды проводились в 1912 и 1914 гг.
Успех первых воздухоплавательных мероприятий 1911 года наглядно продемонстрировал громадный интерес публики и научных кругов России к авиации и воздухоплаванию в целом.
Положительный импульс, заданный в начале года ИРТО, был подхвачен и усилен последовавшими вскоре в тот же год Выставкой воздухоплавания (в Москве и Харькове), Первой выставкой последовательного хода работ (С.-Петербург) и авианеделями в Петербурге, Москве, Киеве и Царском Селе.
© А.Лукьянов, 2021.
Оставьте свой отзыв