Практически с самого начала своей деятельности Всероссийский аэроклуб (ИВАК) озаботился проблемой поиска средств на реализацию своих планов и устремлений по развитию воздушного флота.
Сбором средств на закупку аэропланов и деятельность авиашколы занимался один из основных комитетов — Комитет по сбору добровольных пожертвований на создание воздушного флота. Научно-технический и спортивный комитет в своей деятельности фактически зависели от поступлений пожертвований.
Задача сбора средств на создание Российского воздушного флота впервые была сформулирована на заседании Совета ИВАК 30 30 октября 1908 г., а в последний день этого года была получено высочайшее дозволение на открытие сбора пожертвований.
Фактическая деятельность Комитета по сбору добровольных пожертвований началась 13 февраля 1909 года. Число членов комитета выросло за год с 8 до 47 человек.
Члены Комитета рассылали плакаты и воззвания с призывом жертвовать на создание воздушного флота, организовывали выставки, литературно-музыкальные вечера, дни «народного воздушного флота» с с продажей популярной брошюры «Воздухоплавание», открыток и жетонов. За первые 4 четыре года деятельности (до 1913 г.) было собрано 100 554 рубля. До августа 1914 г. поступило более 210 000 руб. народных пожертвований, которые расходовались строго на закупку аэропланов и обучение летчиков.
Первым главой Комитета стал председатель ИВАК граф И.В. Стенбок-Фермор, которого в 1911 г. сменил граф П.А. Неклюдов. Почетным председателем Комитета по высочайшему соизволению стал великий князь Михаил Александрович, впрочем, его роль была только номинальной — для веса благого начинания.
22 ноября 1910 г. под председательством графа И. В. . Стенбок-Фермора состоялось заседание Комитета, на котором обсуждался вопрос о жетонах и нагрудных знаках для жертвующих на воздушный флот. Предполагалось, что пожертвовавшие свыше 50 рублей получают по проекту серебряный жетон, свыше 200 рублей – золотой и свыше 500 рублей – золотой жетон с драгоценными камнями. Нагрудные знаки двух родов вводились для лиц, пожертвовавших 1000 и 1500 рублей.
И по сию пору какой-нибудь нумизматический аукционный дом выставляет знаки ИВАК той поры.
Жетоны, выдаваемые ИВАК жертвователям на создание воздушного флота, были высочайше утверждены только 9 февраля 1915 года, а образец свидетельства и того позже – 12 мая.
Первый заказ на 10 золотых и 30 серебряных жетонов постановили разместить только в октябре 1915 г. Жетоны с драгоценными камнями поначалу не изготовляли «в виду недостатка рабочих».
Первоначально предположенные размеры пожертвований к ноябрю 1915 года изменились: серебряный жетон получал жертвователь не менее 500 рублей, а жетон золотого достоинства – за 2000 и более рублей сборов.
Оставьте свой отзыв