Истребитель, спроектированный под руководством голландского авиаконструктора Фредерика Колховена (Frederic Koolhoven) на фирме ВАТ (British Aerial Transport) получил игровое название «Бэнтэм». Машина, работа над которой велась в инициативном порядке, представляла собой цельнодеревянный одностоечный биплан с фюзеляжем типа полумонокок с работающей фанерной обшивкой (обшивка крыла и оперения — полотняная). Самолет отличался небольшой массой и чистыми аэродинамическими формами. Для улучшения обзора верхнее крыло было опущено почти до уровня фюзеляжа, а голова пилота возвышалась над ним. Такое решение было весьма опасным: в случае капотирования летчика почти неминуемо ждала гибель. Избежать подобных неприятностей можно было путем установки противокапотажной рамы, но на «Бэнтэме» она отсутствовала.
В качестве силовой установки Колховен выбрал 7-цилиндровый стационарный звездообразный мотор воздушного охлаждения ABC «Уосп» (170 л.с). Поскольку этот двигатель ещё находился на ранних стадиях доводки, в качестве подстраховки была предусмотрена возможность установки менее мощного ротативного мотора.
Фирма изготовила шесть предсерийных экземпляров под обозначением FK.22, три из которых получили моторы «Уосп», а три — ротативные «Гном» «Моносупап» (100 л.с.) или «Рон» (110 л.с). Первым в январе 1918 г. вышел на испытания образец с «Моносупапом», а в мае начались полеты машин с «Уоспами». FK.22 с ротативным мотором ничем не выделялся на фоне других британских истребителей, а вот с «Уоспом» показал гораздо более высокие летные характеристики. Несмотря на проблемы с «сырым» мотором, военные заказали небольшую партию из 12 истребителей.
Серийные самолеты, получившие обозначение FK.23 и название «Бэнтэм», отличались от предсерийных самолетов увеличенным размахом крыла, измененным вертикальным оперением и наличием вооружения. Первый серийный экземпляр вышел на испытания 23 июля 1918 г. Построили лишь 9 машин, от достройки ещё трех, равно как и от дальнейших заказов, отказались ввиду проблем с двигателем и окончания Первой мировой войны.
Основная модификация BAT Bantam
FK.23 «Бэнтэм» — двигатель ABC «Уосп» I (170 л.с), на последнем экземпляре — «Уосп» II (200 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «Виккерс», установленных под двигателем. Экипаж — 1 человек.
Летно-технические характеристики самолёта БАТ «Бэнтэм»
- Двигатель: ABC «Уосп» I
- мощность, л.с.: 170
- Размах крыла, м.: 7,62
- Длина самолета, м.: 5,61
- Высота самолета, м.: 2,06
- Площадь крыла, кв. м.: 17,19
- Масса, кг:
- пустого самолета: 378
- нормальная взлетная: 599
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 206
- Крейсерская: 172
- Время набора высоты 3000 м., мин.: 7 минут 12 секунд
- Скороподъемность, м/с: 6,35
- Потолок, м.: 6095
- Продолжительность полета, ч.: 2,5
Боевое использование истребителей BAT Bantam в годы Первой мировой
Ввиду весьма ограниченного количества выпушенных самолетов, «Бэнтэм» не попал в строевые части, используясь только для испытаний. Один самолет для этих же целей передали США, ещё один — Франции. Одна машина после войны была перевезена Колховеном в Нидерланды, где летала с гражданской регистрацией. Остальные «Бэнтэмы» закончили свою карьеру в качестве гоночных самолетов.
Для судьбы «Бэнтэма» роковой оказалась недоведенность силовой установки. Однако именно этот истребитель во многом предвосхитил облик британских истребителей 20-х годов — бипланов со стационарными моторами воздушного охлаждения.
Оставьте свой отзыв