Цельнодеревянный истребитель Первой мировой войны Bristol M-1 Bullet представлял собой расчалочный моноплан с высокорасположенным крылом и тянущим винтом. Разрабатывался под руководством английского авиаконструктора Ф. Барнуэлла как реакция на появление на фронте немецких истребителей-монопланов «Фоккер».
Машина имела обтекаемый фюзеляж коробчатого сечения с лонжеронами, к которым крепились поперечные накладки в виде сегментов, создававшие круглое поперечное сечение. Кабина пилота была расположена под противокапотажными дугами, которые служили также для крепления верхних расчалок крыла; нижние несущие расчалки были прикреплены к нижним лонжеронам фюзеляжа. Силовая установка состояла из ротативного мотора «Клерже», заключенного в плотный капот, с большим полусферическим обтекателем втулки винта. Такая компоновка мотоустановки была опробована на одном из «Скаутов» D.
Проект, получивший обозначение M-1 и первоначальное название «Скаут Моноплэйн», разрабатывался в инициативном порядке — военные в то время отдавали предпочтение бипланам. Прототип впервые поднялся в воздух 14 июля 1916 г., показав в ходе испытаний прекрасные летные данные: максимальная скорость достигала 206 км/ч, а высоту 3050 м набирал за 8 мин 30 с. По результатам испытаний было заказано 4 предсерийных самолета, сданных в декабре 1916 г. — марте 1917 г., а затем — 125 серийных машин.
Принятие «Буллита» на вооружение затягивалось из-за позиции военных, тяготевших к более привычным для них бипланам. В итоге первая серийная машина была выпущена только 19 сентября 1917 г. До конца февраля 1918 г. изготовили 90 самолетов, после чего выпуск прекратили.
Основные модификации Бристоль М-1 Буллит
- М.1А (тип 10) — невооруженный прототип с рототивным мотором «Клерже» (110 л.с).
- М.1В (тип 11) — 4 предсерийных экземпляра, два из которых оборудовались моторами «Клерже» (110 л.с), третий — двигателем той же фирмы, но мощностью 130 л.с, а четвертый — ротативным «Бентли» A.R.1 (150 л.с).
- М.1С (тип 20) — серийный вариант с мотором «Клерже» (110 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Экипаж — 1 человек. Выпущено 90 единиц.
Летно-технические характеристики истребителя-моноплана Bristol M.1 Bullet
- Двигатель: «Клерже» 9Z
- мощность, л.с.: 110
- Размах крыла, м.: 9,37
- Длина самолета, м.: 6,24
- Высота самолета, м.: 2,37
- Площадь крыла, кв. м.: 13,47
- Масса, кг:
- пустого самолета: 406
- нормальная взлетная: 612
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 209
- Крейсерская: 187
- Время набора высоты 2000 м., мин.: 5’30»
- Скороподъемность, м/с: 6,4
- Потолок, м.: 6100
- Продолжительность полета, ч.: 1,75
Боевое применение самолетов «Бристоль»
Ещё на стадии испытания предсерийных машин «Буллит» был признан непригодным для применения на Западном фронте из-за слишком высокой (по меркам того времени) посадочной скорости (80 км/ч), требовавшей довольно больших аэродромов. Поэтому все 32 «Буллита», попавшие в боевые эскадрильи, служили на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Греции, где полевые аэродромы были более просторными. Бристоль «Буллитами» частично вооружили 14-ю и 111-ю эскадрильи в Палестине, 72-ю в Месопотамии, 47-ю и 150-ю — на Македонском фронте.
К моменту окончания Первой мировой войны Королевский авиационный корпус располагал 47 самолетами Bristol M1.C, из них 16 находилось в боевых эскадрильях и 31 — в тренировочных частях и авиапарках. В течение короткого времени все они были списаны.
12 самолетов модификации М1.С во второй половине 1918 г. передали Чили в рамках расчетов за два дредноута, строившихся в Великобритании и конфискованных после начала Первой мировой войны. На одном из них лейтенант Годой (Godoy) 12 декабря 1918 г. совершил перелет из Сантьяго в Мендозу (Аргентина) — первый авиаперелет через Анды. В военной авиации Чили «Буллиты» эксплуатировались до середины 20-х гг.
Аэроплан времен Первой мировой войны «Бристоль» М.1 выгодно отличался от аналогов низкой массой, высокой скоростью и скороподъемностью. Обзор из кабины был отличный. Однако горизонтальная маневренность считалась недостаточной — она была хуже, чем у истребителей-бипланов.
Оставьте свой отзыв