Стремясь повысить полезную нагрузку и прочие характеристики своих тяжелых бомбардировщиков Капрони создал один из наиболее экстравагантных серийных самолетов Caproni Ca-4, ставший и самым тяжелым итальянским аэропланом Первой мировой войны. Проектирование его совпало с «бумом трипланов», охватившим авиацию. Как известно, такая аэродинамическая схема показала себя более-менее эффективной в истребительной авиации, а вот Капрони стал единственным конструктором, сумевшим довести до серийного производства тяжелый многомоторный триплан.
Разрабатывая новую машину, Капрони пропорционально увеличил основные размеры самолета Ca.3 и добавил третье крыло, компенсирующее своей подъемной силой возросший взлетный вес аэроплана. В итоге площадь крыла увеличилась вдвое. Гондолу более обтекаемой формы, как и хвостовые балки, он закрепил под средним крылом. Шасси крепилось к нижнему крылу и имело две тележки с восемью колесами каждая. В задних частях хвостовых балок ставились высокие стальные костыли, на которые самолет опирался на стоянке, принимая почти горизонтальное положение. Бомбы подвешивались в вертикальных трубах, обтекаемой форме контейнера, закрепленного по центру нижнего крыла. Расположение двигателей соответствовало Ca.3: один с толкающим винтом в фюзеляжной гондоле и два с тянущими — в носках хвостовых балок.
Прототип нового самолета, получившего военное обозначение Са.4 (как и в случае с ранними моделями «Капрони», трипланы тоже имели по нескольку «псевдонимов») вышел на испытания в июле 1916 г. На машине стояли моторы «Изотта-Фраскини» (200 л.с). После постройки ещё двух прототипов начался выпуск серийных машин, отличавшихся типом силовой установки, отсутствием носовой стойки шасси и размещением пилотов тандемом, а не рядом. Количество построенных машин точно не установлено — в публикациях встречаются цифры, колеблющиеся в пределах 38-61 экземпляров.
Итальянский многомоторный триплан Капрони Ca-4 — единственный серийный самолет Первой мировой подобного рода.
Основные модификации Капрони Ca.4
- Са.4 («Капрони 600 л.с.», Са.41) — 6-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Фиат» А.12 (210 л.с); на части машин — «Изотта-Фраскини» (250 л.с; эта модификация имела неофициальное обозначение «Капрони 750 л.с»). Стрелковое вооружение -6,5-мм пулемета «Фиат-Ревелли» (2 на носовой турели, по одном на турелях в хвостовых балках за крылом). Максимальная масса бомбовой нагрузки, размещаемой в контейнере под нижним крылом и на внешней подвеске на боковых стенках этого контейнера — 1450 кг (часть самолетов не имела такого контейнера). Экипаж — 5 чел. Построен 41 экземпляр.
- Са.4 («Капрони 1200 л.с», Са.42) — 12-цилиндровые V-образные моторы жидкостного охлаждения «Либерти» (400 л.с). Стрелковое вооружение соответствует Са.41. Масса бомбовой нагрузки — до 1775 кг (подругам данным — 1950 кг). Экипаж — 5 чел. На этой модификации вернулись к размещению пилотов рядом и носовой (противокапотажной) стойке шасси. Построено 12 экземпляров, в т.ч. 6 для Великобритании (обозначались Са.52).
По другим данным, построено 38 Са.41 и 23 Са.42; некоторые источники вообще определяют общее количество выпущенных Са.4 всех модификаций только в 38 единиц.
Ряд модификаций остался только в прототипах — например, гидросамолет Са.43 или бомбардировщик Са.51 с моторами «Фиат» А. 14 (400 л.с.) и бипланным хвостовым оперением. Часть самолетов в послевоенное время переоборудовано в пассажирские Са.48, Са.58 и Са.59, что позволило многим любителям воздухоплавания впоследствии получить полет на самолете в подарок.
Гражданское и боевое использование самолетов Капрони Ca-4
Доводка Са.4 велась достаточно долго — хотя прототипы проходили войсковые испытания в 1917 г., в строевые части серийные машины начали поступать только в 1918 г. Самолетами вооружили 181-ю и 182-ю эскадрильи, дислоцировавшиеся в Геди. Крупногабаритные и неповоротливые трипланы являлись легкими целями для истребителей, поэтому применялись Са.4, главным образом, ночью, а интенсивность их боевого применения оставалась невысокой.
Шесть самолетов Са.42 (Са.52) в апреле 1918 г. передали Великобритании. Они поступили в дислоцировавшуюся в Италии 227-ю эскадрилью Королевских ВВС, но ни одного боевого вылета так и не совершили.
Интерес к Caproni Са.4 проявили и США, получившие для испытаний три такие машины. Предполагалось вооружить такими трипланами Северную бомбардировочную группу, действовавшую над Бельгией, однако эти планы не были реализованы.
Несмотря на существенно возросшую по сравнению с предшественниками бомбовую нагрузку, самолеты-трипланы Капрони Са.4 оказались в целом неудачными. Помимо низкой маневренности, на гибкости их боевого применения сказывались и высокие требования к аэродромам базирования.
Оставьте свой отзыв