Параллельно с разработкой истребителя М.18 М. Крейцер проектировал машину аналогичного назначения М.17, оборудованную не рядным, а ротативным мотором. Весной 1916 г. испытывался прототип М.17е с одностоечной бипланной коробкой, мотором «Оберурсель» U.0 (80 л.с.) и одним синхронным пулеметом. Самолет признали непригодным для фронтовой службы, и после демонтажа вооружения он использовался как личный аэроплан А. Фоккера.
Более перспективным стал M.17z, отличающийся двухстоечной бипланной коробкой. На этом прототипе, испытания которого начались в апреле 1916 г., установили трофейный двигатель «Рон» мощностью 80 л.с. (моторы «Рон» отличались от «Гномов» и их клонов «Оберурсель» U.0 и U.I лучшими высотными характеристиками). По результатам испытаний в конструкцию внесли некоторые изменения, удлинив фюзеляж и уменьшив размах крыла, после чего самолет приняли на вооружение как «Фоккер» D.II. Военные заказали 132 таких самолета. Их поставки начались в июле 1916 г.
С учетом последующих заказов выпустили 177 (по другим данным — 181) «Фоккер» D.II. В июне 1916 г. начались испытания «Фоккера» D.III, отличающегося более мощным двигателем и усиленным вооружением. Впоследствии выпустили 210 таких самолетов.
Основные модификации
- «Фоккер» D.II — двигатель «Оберурсель» U.I (копия «Гном» «Моносупап») или Ur.I («клон» «Рона») мощностью 100 л.с. Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.
- «Фоккер» D.III (фирменный индекс М.19) — 14-цилиндровый ротативный мотор «Оберурсель» U.III (160 л.с). Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Последние 50 экземпляров вместо гоширования получили элероны на верхнем крыле (по образцу «Фоккера» D.IV). Они имели фирменное обозначение М.19к.
Летно-технические характеристики самолетов Fokker
Модификация | D.II | D.III |
Двигатель | Оберурсель Ur.I | Оберурсель U.III |
Мощность, л.с. | 100 | 160 |
Размах крыла, м. | 8,75 | 9,05 |
Длина самолета, м. | 6,4 | 6,3 |
Высота, м. | 2,55 | |
Площадь крыла, кв.м. | 18,0 | 20,0 |
Масса пустого самолета, кг. | 384 | 430 |
Масса нормальная взлетная, кг. | 575 | 710 |
Скорость максимальная, км/ч | 150 | 160 |
Скорость крейсерская, км/ч | 118 | 123 |
Время набора высоты, мин. | ||
1000 м. | 4 | 3 |
3000 м. | 15 | 12 |
4000 м. | 24 | 20 |
Скороподъемность, м/с | 4,2 | 5,5 |
Потолок, м. | 4000 | 4700 |
Продолжительность полета, ч. | 1,5 | 1,75 |
Боевое использование Fokker D.II и D.III в годы Первой мировой
Поставки «Фоккеров» D.II на фронт начались в августе 1916 г., а вскоре появились и первые серийные самолеты модификации D.III (первые 7 машин были приняты заказчиком к 1 сентября). Оба варианта, как правило, применялись в одних и тех же частях. Одним из первых их получил Jasta 2. В этом отряде на «Фоккере» D.III, в частности, летал Освальд Бельке. Также «Фоккеры» D.II и D.III с сентября 1916 г. служили в Jasta 12. Наиболее успешно на таких машинах воевали Jasta 15 и Jasta 16.
В отряде Jasta 15 на «Фоккере» D.III летал Эрнст Удет, характерной приметой самолета которого был фанерный силуэт «бортстрелка», укрепленный за пилотской кабиной — согласно задумке пилота, он должен был отпугивать вражеские истребители, пытающиеся зайти с хвоста.
Пилоты КЕК «Айнсхейм» (1 ноября 1916 г. на её основе сформировали Jasta 16) и Jasta 15 отличились 12 октября 1916 г., отражая массированный налет вражеской авиации (трех французских эскадрилий 4-й бомбардировочной группы и 26 британских самолетов 3-го крыла RNAS) на завод фирмы «Маузер» в Оберндорфе. В тот день лейтенант Отто Киссенберт (Otto Kissenberth), летавший на «Фоккере» D.II, сбил три вражеских самолета, две победы одержал Эрнст Удет. Однако, несмотря на этот и другие локальные успехи, служба «Фоккеров» D.II/D.III на Западном фронте Первой мировой была непродолжительной.
Максимальное количество одновременно пребывающих в боевых частях самолетов модификации D.II, например, не превышало 68 единиц, а к сентябрю 1917 г. оно сократилось до 10. Некоторое количество «Фоккеров» D.II/D.III служило в Македонии и Турции, большинство же машин завершило свою карьеру в учебных частях.
10 самолетов «Фоккер» D.III (М.19к) в 1917 г. продали Нидерландам. Один самолет «Фоккер» D.II, принадлежавший КЕК «Айнсхейм», совершил вынужденную посадку на территории Швейцарии и впоследствии использовался военной авиацией этой страны.
Летные данные «Фоккеров» D.II/D.III оказались немного выше, чем у машин «Фоккер» D.I и D.IV, но машины с ротативными двигателями страдали от низкой надежности моторов (особенно это было присуще «Фоккерам» D.III). Сказывалась и недостаточная прочность конструкции. В итоге, эти бипланы не смогли выдержать конкуренции с истребителями «Альбатрос».
Оставьте свой отзыв