Самолет спроектирован на немецкой фирме «Ганза-Бранденбург» под руководством Эрнста Хейнкеля (Ernst Heinkel) весной 1916 г. Машина, получившая фирменное обозначение KD, представляла собой цельнодеревянный одномоторный одноместный биплан с оригинальными межкрыльевыми стойками — довольно сложными звездообразными конструкциями из деревянных брусьев. Такое решение обеспечивало высокую прочность бипланной коробки и позволило отказаться от расчалок, но несколько увеличило массу планера. У германских военных самолет K.D не вызвал интереса, но Австро-Венгрия, не располагавшая ещё собственными истребителями, в мае 1916 г. заказала 20 самолетов, а вскоре — ещё 30.
Серийные самолеты отличались от прототипа формой фюзеляжа с высоким закабинным гаргротом. Вооружение состояло из одного 8-мм пулемета «Шварцлозе» на верхнем крыле в деревянном контейнере, официально обозначавшемся VK II, а летчиками прозванном «гробиком» (Kindersarg -буквально означает «детский гроб»). В том же контейнере размещался и боекомплект, состоявший из 850 патронов. Часть машин получила пулемет в открытой надкрыльевой установке, а некоторые экземпляры немецкого производства вместо «Шварцлозе» вооружались немецким LMG 08.
Самолет приняли на вооружение под обозначением «Ганза-Бранденбург» D.I. Была также приобретена лицензия на выпуск таких самолетов фирмами UFAG (Будапешт) и «Феникс» (Вена), но реально их строила только последняя, изготовившая в январе—мае 1917 г. 73 самолета. Таким образом, общий объем выпуска «Ганза-Бранденбург» D.I составил 123 единицы.
Основные модификации Hansa Brandenburg D.I
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 65.5 — самолеты немецкого производства. Двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-160 (160 л.с.) с радиатором на верхнем крыле. Вооружение — 1 8-мм пулемет «Шварцлозе». Экипаж — 1 чел. Выпущено 20 единиц.
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 65.7 — самолеты немецкого производства с двигателем «Аустро-Даймлер» Dm-150 (150 л.с.) и лобовым радиатором автомобильного типа. Изготовлено 30 самолетов.
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 28 — самолеты австро-венгерского производства. Двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-185 (185 л.с). Вооружение соответствует машинам немецкого выпуска. Применено новое вертикальное оперение с килем (самолеты немецкого производства имели только руль направления). Выпущено 50 самолетов.
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 28.5 — увеличена площадь крыла, облегчен планер. Изготовлено 23 единицы.
Летно-технические характеристики самолета «Ганза-Бранденбург» D.I серии 28
- Двигатель: «Аустро-Даймлер» Dm-185
- мощность, л.с.: 185
- Размах крыла, м.: 8,50
- Длина самолета, м.: 6,35
- Высота самолета, м.: 2,79
- Площадь крыла, кв. м.: 24,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 714
- нормальная взлетная: 1047
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 185
- крейсерская: 165
- Время набора высоты 1000 м., мин.: 4
- Потолок, м.: 5000
- Продолжительность полета, ч.: 2,5
Боевое применение самолетов Ганза-Бранденбург на фронтах Первой мировой войны
Первые «Ганза-Бранденбург» D.I появились на итальянском фронте в ноябре 1916 г. Их получили истребительные отделения авиарот Flik 12, Flik 19 и Flik 34. В 1917 г. началось формирование специализированных истребительных авиарот. В частности, в январе 1917 г. самолетами «Ганза-Бранденбург» D.I вооружили Flik 41J, а в марте — Flik 42J. С января 1917 г. начинаются поставки самолетов серии 28. В начале 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I поступают в эскадру FLG 1 (где применялись главным образом как учебные), затем — в авиароты Flik 16, Flik 23, Flik 35, Flik 101 и некоторые другие. В этих частях «Ганза-Бранденбург» D.I служили для сопровождения самолетов-разведчиков, в то время как истребительные авиароты предназначались для завоевания господства в воздухе. Именно на этих самолетах начинали свою карьеру такие австро-венгерские асы, как Годвин Брумовски, Франк Линке-Кроуфорд, Адольф Хейровски (Adolf Heyrowsky), Рауль Стойсавлье-вич (Raoul Stojsavljevic).
Одна из первых побед на «Ганзе-Бранденбург» D.I была одержана Годвином Брумовски (совместно с двумя другими пилотами) 3 декабря 1916 г. – у Мавинье они сбили итальянский бомбардировщик «Капрони» Са. 1. Несмотря на поступление с середины 1917 г. более современных истребителей, «Ганза-Бранденбург» D.I оставался любимым самолетом Брумовски. На нем он в течение 9 дней — с 10 по 18 августа 1917 г. — одержал 12 подтвержденных и 6 неподтвержденных воздушных побед. Другой известный ас, Юлиус Ариги, летая в составе эскадры FLG 1, в апреле—мае 1917 г. сбил на «Ганзе- Бранденбург» D.I пять вражеских самолетов. Франк Линке-Кроуфорд Одержал свою первую воздушную победу 21 августа 1917 г., летая на «Ганзе-Бранденбург» D.I в составе Flik 41J.
Несмотря на достаточно неуклюжий вид, «Ганза-Бранденбург» D.I мог на равных сражаться с самыми современными истребителями противника. Например, Бенно Фьяла (Benno Fiala), летавший на такой машине в разведывательной эскадрилье Flik 12, 25 октября 1917 г. сбил у Монте Сан Габриэле итальянский SPAD S.VII.
В 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I в небольшом количестве встречались и на русско-румынском фронте. До середины 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I оставался основным австро-венгерским истребителем, но впоследствии был постепенно вытеснен более совершенными машинами.
Общая оценка истребителя Первой мировой войны Hansa-Brandenburg D.I довольно неоднозначна. С одной стороны, он отличался неплохими скоростными качествами, с другой — был неустойчив (особенно это относилось к самолетам немецкого производства), довольно сложен в пилотировании и имел тенденцию к срыву в штопор. Вследствие аварий на этом типе самолета погибло несколько пилотов, например командир эскадры FLG I Франц Рабиш (Franz Rabitsch). Из-за подобных случаев «Ганза-Бранденбург» D.I получил у пилотов Первой мировой нелестные прозвища «убийца» и «летающий гроб».
Оставьте свой отзыв