Развитие немецкой истребительной авиации, постепенно обретшей способность эффективно противостоять разведывательным и бомбардировочным рейдам союзников, поставило на повестку дня вопрос создания специализированного эскортного истребителя, поскольку продолжительность полета имеющихся французских и английских истребителей не позволяла им сопровождать свои самолеты достаточно глубоко в тыл врага. Одной из первых попыталась создать такую машину фирма «Мартинсайд», где работы велись под руководством Энтони Флетчера (Anthony Fletcher). Под его руководством был разработан проект G.100 — одномоторный цельнодеревянный двухстоечный биплан.
В отличие от большинства других самолетов подобного назначения эскортный истребитель «Мартинсайд» был не двухместным, а одноместным. Необходимость обеспечить продолжительность полета не менее пяти часов обусловила достаточно солидные габариты машины, получившей прозвище «Слон».
Прототип аэроплана, оборудованный мотором «Аустро-Даймлер» (120 л.с), купленным фирмой «Мартинсайд» ещё до войны, был готов в августе 1915 г. По результатам испытаний была заказана серийная партия, поставки которой начались в первые месяцы 1916 г. Серийные бипланы отличались от прототипа силовой установкой британского производства. В общей сложности с учетом прототипа построили 271 «Элефант».
Летно-технические характеристики Martinsyde Elephant
Модификация | G.100 | G.102 |
Двигатель: | «Бердмор» 120 л.с. | «Бердмор» 160 л.с. |
Размах крыла, м. | 11,59 | |
Длина аэроплана, м. | 8,07 | |
Высота, м. | 2,95 | |
Площадь крыла, кв.м. | 38,09 | |
Масса пустого самолета, кг. | 816 | 813 |
Масса нормальная взлетная | 1102 | 1115 |
Скорость максимальная, км/ч | 155 | 167 |
Скорость крейсерская, км/ч | 135 | |
Время набора высоты 2000 м. | 10 минут | |
Время набора высоты 3050 м. | 19 минут | 15 мин. 55 сек. |
Потолок, м. | 4270 | 4875 |
Продолжительность полета, ч. | 5 | 4,5 |
Основные модификации Мартинсайд «Элефант»
- G.100 — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Бердмор» (120 л.с). Вооружение — один 7,7-мм пулемет «Льюис» над верхним крылом. Часть самолетов получила второй такой пулемет на шкворневой установке по левому борту, теоретически позволяющий отстреливаться от вражеских истребителей, атакующих сзади. Однако ввиду сложности обслуживания такой установки и практической невозможности прицеливания при огне из неё второй пулемет обычно снимали. Возможна подвеска до 150 кг бомб. Экипаж — 1 человек. Выпущено 100 самолетов.
- G.102 — двигатель «Бердмор» (160 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны G.100. Некоторые самолеты получили один синхронный пулемет «Виккерс». Изготовлено 170 аэропланов.
Боевое использование Martinsyde G.100 (G.102) Elephant в годы Первой мировой
В соответствии с изначальным предназначением самолеты «Элефант» поставлялись по две-три единицы в разведывательные эскадрильи. В общей сложности во Франции, в Греции и на Ближнем Востоке такие машины эксплуатировались в 12 эскадрильях, но лишь одна из них была полностью вооружена «Элефантами». Ею стала 27-й эскадрилья — первая часть, получившая G.100 в феврале 1916 г. Уже 1 марта она, располагая 10 самолетами, прибыла во Францию. Первый опыт 27-я эскадрильи с новыми машинами был неудачным — 8 апреля во время тренировочного полета на одном G.100 сломались лонжероны фюзеляжа.
Машина, потерявшая хвостовую часть, упала с высоты 1800 м, пилот погиб. По результатам расследования этого случая в конструкцию строившихся «Элефантов» внесли изменения, увеличив сечение указанных лонжеронов.
Попытки использовать G.100 как истребители сопровождения предпринимались с мая 1916 г. В частности, 31 мая два «Элефанта» из 23-й эскадрильи сопровождали пятерку RAF FE.2b. Над Камбрэ группа была атакована тремя «Фоккерами». Один британский разведчик был сбит, а все другие самолеты получили повреждения. Но и пилотам G-100 удалось сбить один истребитель противника.
Интенсивно применялись «Элефанты» в ходе битвы на Сомме, начавшейся 1 июля 1916 г. Здесь, в частности, активно работала 27-й эскадрилья. Помимо сопровождения собственных разведчиков, её самолеты с первых дней сражения привлекались для «наступательного патрулирования» с целью завоевания господства в воздухе (действуя группами по 4—5 машин), а также наносили бомбовые удары. Например, 1 июля шесть G.100 отбомбились по немецкому штабу в Бапоме. Эффективность применения G.100 в качестве бомбардировщиков значительно возросла после оборудования самолетов осенью 1916 г. перископическими бомбовыми прицелами. С того времени ударные задачи стали основными для 27-й эскадрильи. Но в воздушных боях «Элефанты» также продолжали участвовать. 23 сентября 1916 г. лейтенант Лесли Ф. Форбс (Leslie F. Forbes), расстреляв весь боекомплект, таранил вражеского «Альбатроса». Пилот последнего погиб. Форбс же выжил, сумев посадить поврежденную машину. Впоследствии он дослужился до маршала авиации.
Пулеметное вооружение истребителя Мартинсайд G-100 — один пулемет на верхнем крыле.
В июле 1916 г., в разгар битвы на Сомме, во Францию прибыли первые шесть G.102. Самолеты передали 27-й эскадрилье — как обладающей наибольшим опытом применения «Элефантов». Постепенно они вытеснили самолеты G.100. Как и предшественники, G.102 применялись в основном в качестве бомбардировщиков, участвуя в битвах под Аррасом, Мессином, Ипром и Камбрэ. 27-я эскадрилья воевала на «Элефантах» до конца сентября 1917 г., потеряв за это время 42 самолета и 20 пилотов.
Помимо 27-й и уже упоминавшейся 23-й эскадрилий, во Франции небольшое количество «Элефантов» попало в 6, 18, 20 и 21-ю эскадрильи.
Довольно много «Элефантов» попало в Македонию и на Ближний Восток: в 1916 г. туда было направлено 23 таких самолета, а в 1917 г. — ещё 41. В Македонии их эксплуатировали 17-я и 47-я эскадрильи, в Палестине — 14, 67 (австралийская) и 142, в Месопотамии — 30, 63 и 72-я. В частности, 30-я эскадрилья, получившая не менее 13 «Элефантов», использовала их для сопровождения разведчиков ВЕ.2. Хотя воздушные бои в Месопотамии случались нечасто, пилоты 30-й эскадрильи сумели добиться определенных успехов. Так, Хереуорд де Хэвилленд (Hereward de Havilland, брат Джеффри де Хэвилленда) сбил на «Элефанте» два вражеских самолета — 12 и 14 декабря 1916 г. В Месопотамии G.102 использовались вплоть до ноября 1918 г. В августе 1918 г., после падения революционной бакинской коммуны два «Элефанта» прибыли в Баку, откуда они летали на разведку турецких позиций в Азербайджане вплоть до эвакуации британского гарнизона из города.
В 1916—1917 гг. некоторое количество «Элефантов» попало в эскадрильи ПВО Великобритании — 39-ю и 51-ю. В этих частях они стали объектами доработок, направленных на усиление вооружения: например, одна из машин получила три пулемета «Льюис», установленных в фюзеляже перед кабиной и стрелявших наклонно вперед-вверх (как немецкие установки «шраге музик» времен Второй мировой войны).
Мартинсайд G-100 «Элефант» был прост в управлении и устойчив в полете по всем трем осям, но мощности 120-сильного двигателя не хватало для обеспечения скоростных и маневренных характеристик современного истребителя. Даже модификация G-102 со 160-сильным мотором оказалась неповоротливой для маневренного воздушного боя с немецкими одноклассниками.. Положение усугублялось неважным обзором вперед-вверх, а также малым боекомплектом пулемета в надкрыльевой установке и сложностью его перезарядки. Гораздо более успешным оказалось применение «Элефантов» в качестве легких бомбардировщиков Первой мировой.
Оставьте свой отзыв