В начале 1914 г. Леон и Робер Мораны (Leon, Robert Morane) совместно с Раймоном Солнье спроектировали новый одноместный моноплан, задумывавшийся как скоростная гоночная машина. От предыдущих моделей фирмы самолет отличался прежде всего фюзеляжем не квадратного, а многогранного, почти круглого сечения. В то время такая конструкция именовалась «Монокок», хотя позже этот термин закрепился за конструкциями с несущей обшивкой (у «Морана» «Монокока» фюзеляж имел традиционный деревянный набор и обычную полотняную обшивку). Крыло — высокорасположенное. Управление осуществлялось путем гоширования – т.е. искривления крыла.
Прототип машины с фирменным обозначением «Моран-Солнье» тип N был испытан 21 июля 1914 г. С лета 1915 г. такие самолеты, оборудованные курсовыми пулеметами и отражателями пуль, стали применяться в качестве истребителей на фронтах Первой мировой. Самолет выпускался до июня 1916 г. В общей сложности изготовлено более 100 экземпляров различных модификаций.
Основные модификации Morane-Saulnier «Monocoque»
- «Моран-Солнье» N (также обозначался Nm –от французского слова «Militaire», т.е. «военный»; официальное французское официальное обозначение — MoS.5; британское название — «Буллит») — 9-цилиндровый ротативный мотор «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение — один 8-мм пулемет «Гочкис» либо 7,7-мм «Льюис». Экипаж — 1 человек. Выпущено 73 экземпляра, в т.ч. 49 для Франции и 24 для Великобритании (по другим данным, всего 49 машин — британские самолеты в этом случае включены во французский заказ).
- «Моран-Солнье» I (первоначально выступал под наименованием Nbis; французское официальное обозначение — MoS.6) — 9-цилиндровый мотор «Рон» 9J (110 л.с). Вооружение — один 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Прототип испытывался в марте 1916 г. Заказано 12 самолетов для Англии и 20 (по другим данным — 50) для России, но Англии поставлено лишь 4 аэроплана, а России — 12.
- «Моран-Солнье» V (MoS.22) — вариант «Моран-Солнье» I с увеличенным размахом крыла и большей продолжительностью полета. Для Англии изготовлено 12 единиц.
Летно-технические характеристики самолета Моран-Солнье «Монокок»
Модификация | N | I | V |
Двигатель: | «Рон» 9С | «Рон» 9J | |
мощность, л.с. | 80 | 110 | |
Размах крыла, м. | 8,15 | 8,24 | 8,75 |
Длина самолета, м. | 5,83 | 5,81 | |
Высота самолета, м. | 2,25 | 2,50 | |
Площадь крыла, кв. м. | 11,0 | 11,0 | |
Масса, кг: | |||
пустого самолета | 288 | 334 | |
нормальная взлетная | 444 | 510 | |
Скорость, км/ч: | |||
максимальная | 144 | 168 | 165 |
крейсерская | 124 | ||
Время набора высоты 2000 м., минут. | 10 | ||
Скороподъемность, м/с | 3,33 | ||
Потолок, м. | 4000 | 4700 | |
Продолжительность полета, ч. | 1,5 | 1,3 | 3 |
Боевое использование Моран-Солнье «Монокок»
Первым в бою опробовал «Моран-Солнье» N сержант Э. Жильбер, друг попавшего в плен Ролана Гарро. На борту его «Монокока» имелась надпись «Le Vengeur» — «Мститель». 6 и 7 июня 1915 г. Жильбер провел два безрезультатных воздушных боя, а 11 июня сбил немецкий двухместный самолет (правда, эту победу ему не засчитали). Ещё одна победа была одержана Жильбером 17 июня — но в том бою и его машина получила серьезные повреждения.
«Моран-Солнье» N использовался ещё рядом будущих французских асов — в частности Жаном Наварром (Jean Navarre) и Пеллетье д’Ози (Pelletier d’Oisy), однако довольно скоро «Монококи» были вытеснены «Ньюпорами». Самолеты «Моран-Солнье» I, по всей видимости, в составе французской военной авиации в боях не участвовали, хотя она получила как минимум одну такую машину.
В сентябре 1915 г. начались поставки «Моран-Солнье» N англичанам — в том месяце первую машину получила 3-я эскадрилья королевских авиаторов RFC. Первый бой с участием британских «Буллитов» был отмечен 28 ноября. В январе 1916 г. «Моран-Солнье» N появились в 1-й эскадрилье, а затем — в 60-й. Именно последняя часть, базировавшаяся в Сен-Омере, эксплуатировала наибольшее число «Буллитов». Также несколько таких самолетов летом 1916 г. попало в 24-ю эскадрилью. В 60-й эскадрилье воевали и «Моран-Солнье» I и V. Однако в октябре 1916 г. все истребители-монопланы «Моран» в RFC были объявлены устаревшими и выведены в учебные части.
Весной 1917 г. самолеты «Моран-Солнье» I появились в составе русской авиации. Первые такие машины поступили в 4-й корпусной авиаотряд (КАО), входивший в состав 1-й боевой авиагруппы (БАГ). По состоянию на март один самолет этого типа находился на Северном фронте, три — на Западном, 6 — на Юго-Западном и два — на Румынском. В частности, «Моран-Солнье» I имелись в 7-м авиаотряде истребителей и 19-м КАО (входившем в состав 1-й БАГ). Вероятно, часть своих побед одержал на «Моране» русский летчик-ас Иван Смирнов, служивший в 19-м КАО и закончивший войну с 12 воздушными победами. К июню 1917 г. в строю оставалось 11 «Моранов»-«Монококов» — все на Юго-Западном и Румынском фронтах. (Забавная подробность: русские самолетостроители называли эти истребители сокращенно «Мормон»)
Истребители «Моран-Солнье» N/I/V нельзя признать удачными машинами — первая модификация характеризовалась низкой энерговооруженностью, а вторая и третья были маломаневренны и сложны в пилотировании. По-настоящему массовыми истребителями Первой мировой они так и не стали.
Оставьте свой отзыв