Первым представителем линейки полуторапланов знаменитого «Ньюпора» стал самолет «Ньюпор» 10 (используется так же и обозначение Nieuport X).
Аэроплан разрабатывался с начала 1914 г. авиаконструктором Густавом Деляжем (Gustave Delage). За основу был взят фюзеляж моноплана «Ньюпор» 4, который Деляж снабдил несущими поверхностями оригинальной полуторапланной схемы с очень узким нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Конструкция планера — цельнодеревянная. Изначально самолет создавался для участия в гонках на приз Гордон-Беннета, однако начало войны и призыв на военную службу Деляжа замедлили доводку машины.
Лишь в начале февраля 1915 г. опытный образец «Ньюпора» 10 прошел официальные испытания и был рекомендован для принятия на вооружение в качестве разведчика. Его полуторапланная схема позволяла сочетать хороший обзор, присущий монопланам-парасолям, с высокой прочностью несущих поверхностей, характерной для бипланов.
Серийный выпуск «Ньюпора» 10 и его модификаций начался весной 1915 г. Практически одновременно с поставками французской морской авиации начались поставки таких самолетов для великобританской RNAS. Позже самолеты «Ньюпор» 10 выпускались по лицензии в Италии (фирмой «Ньюпор-Макки» — 240, а по другим данным — 260 единиц), в России (авиазавод «Дукс» выпустил порядка 100 самолетов), а «Ньюпор» 12 — в Великобритании (фирма «Бердмор», 50 единиц). Общее количество построенных машин семейства «Ньюпор» 10/12 оценивается примерно в 1000 экземпляров.
Основные модификации Nieuport X (Ньюпор XII)
- «Ньюпор» 10AV — двухместный самолет-разведчик с расзещением в передней кабине наблюдателя. Двигатель — 9-цилиндровый ротативный «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение первоначально отстутствовало, но некоторые самолеты получили пулемет над верхним крылом (огонь из него вел наблюдатель стоя). В России эта модификация обозначалась «Ньюпор» 9.
- «Ньюпор» 10AR — самолет, аналогичный предыдущей модификации, но с размещением в передней кабине пилота. Официальное французское обозначение — Nie.10A2.
- «Ньюпор» 10С1 (Nie.10C1) — одноместный истребитель, вооруженный 1 7,7-мм пулеметом «Льюис», устанавливавшимся над верхним крылом (встречались и другие варианты вооружения). Первоначально переделывались из «Ньюпоров» 10AV (при этом передняя кабина зашивалась), во второй половине 1915 г. выпускались сразу в одноместном варианте. Большинство «Ньюпоров» 10 производства завода «Дукс» также изготовлено в одноместном варианте.
- «Ньюпор-Макки» 10.000 — модификация итальянского производства, отличающаяся некоторыми деталями.
- «Ньюпор» 12 (Nie.12A2) — 9-цилиндровый ротативный двигатель «Клерже» 9Z (110 л.с.) либо «Рон» 9J (110 л.с), на некоторых машинах британского производства — «Гном-Моносупап» (100 л.с). Несколько увеличены размеры планера, межкрыльевые стойки установлены с развалом наружу. Вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Льюис» на турели в задней кабине, иногда — ещё один такой же пулемет над верхним крылом. Часть «Ньюпоров» 12 британской постройки вооружались один синхронным пулеметом «Виккерс».
- «Ньюпор» 12bis (Nie.12bisC2) — аналог «Ньюпора» 12 с двигателем «Клерже» 9С (130 л.с.) и несколько улучшенной аэродинамикой. Вооружение соответствовало «Ньюпору» 12. Самолет позиционировался как двухместный истребитель.
- «Ньюпор» 20 — аналог «Ньюпора» 12bis с мотором «Рон» 9J (110 л.с). Выпущено 30 самолетов для RFC (Royal Flying Corps).
- «Ньюпор» 80, 81 и 83 (Nie.80E2, 81Е2 и 83Е2) -учебные модификации. Первые две созданы на базе «Ньюпора» 12, оборудованного мотором «Рон» 9С и отличались наличием органов управления в обеих кабинах (Nie.80E2) или только в задней (Nie.81Е2). Nie.83E2 — учебный вариант «Ньюпора» 10.
Лётно-технические характеристики самолетов Ньюпор-10 (-12)
Модификация/характеристика: | Niе.10C1 | Nie.12A2 |
Двигатель: | «Рон» 9С | «Клерже» 9Z |
мощность, л.с. | 80 | 110 |
Размах крыла, м. | 7,9 | 9 |
Длина самолета, м. | 7 | |
Высота самолета, м. | 2,85 | 2,70 |
Площадь крыла, кв. м. | 18 | 23 |
Масса, кг: | ||
пустого самолета | 440 | 520 |
нормальная взлетная | 690 | 820 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 157 |
Время набора высоты 1000 м. | 7’0″ | 4’50» |
Время набора высоты 2000 м. | 17’0″ | 10’20» |
Потолок, м. | 4570 | 4700 |
Продолжительность полета, ч. | 2 | 3 |
Боевое использование Nieuport X в годы Первой мировой войны
Поставки «Ньюпоров» 10 в строевые части французской военной авиации начались в мае 1915 г., когда была сформирована эскадрилья N.57 – Первая мировая к тому времени уже вовсю полыхала. В августе формируются эскадрильи N.65 и N.67, в сентябре — N.68 и N.69. Кроме того, осенью 1915 г. «Ньюпорами» 10/12 перевооружаются девять эскадрилий, ранее летавших на «Моранах».
Некоторые эскадрильи получили единичные экземпляры «Ньюпоров», сохраняя в качестве основного вооружения самолеты другого типа (например, MSP.12). К тому времени большинство «Ньюпоров» 10 уже было переоборудовано в одноместные истребители. В частности, на бельгийском участке фронта на таких самолетах воевала эскадрилья N.23, в Пикардии — N.3, над Шампанью — N.37, входившая в состав Истребительной группы «Каши». Над Верденом истребители Nie.10C1 сражались в составе эскадрилий N.15 и N.67. Эскадрилья N.65 вошла в состав Истребительной группы «Мальцевилль», сформированной в августе 1915 г. Самолеты Nie.10C1 этой эскадрильи занимались главным образом сопровождением бомбардировщиков группы GB.2, осуществлявших дневные налеты на вражеские объекты. К февралю 1916 г. в строевых частях Западного фронта числилось 120 «Ньюпоров» 10/12, большинство из которых относилось к модификации Nie.10C1. Но к тому времени уже начали поступать новые истребители Nie.11C1, быстро вытеснившие «десятки». Самолеты «Ньюпор» 12 служили дольше — вплоть до середины 1917 г. Помимо использования в качестве разведчиков, они также привлекались для решения истребительных задач — патрулирования в воздухе и сопровождения собственных разведчиков и бомбардировщиков. Часто двухместные «Ньюпоры» 12 служили в одних частях с одноместными «Ньюпорами» 11 — в эскадрильях N.38, N.49, N.77 и ряде других.
Среди наиболее известных пилотов, начинавших свою карьеру на «Ньюпоре» 10, — Жорж Гинемер (Georges Guynemer), служивший в эскадрилье N.3 (впоследствии известная французская эскадрилья «Аисты»). В эскадрилье N.65 с ноября 1915 г. воевал другой будущий ас — Шарль Нунжессер (Charles Nungesser).
Стоит отметить и первого французского аса — известного довоенного мастера высшего пилотажа Адольфа Пегу (Adolphe Pegoud). Открыв свой боевой счет, летая на «Моранах» в эскадрилье MS.49, он в июле 1915 г. получил новый «Ньюпор» 10. На невооруженную машину Пегу установил пулемет, стреляющий вперед-вверх, и 11 июля 1915 г. одержал на этом аэроплане свою шестую победу. Одновременно она стала первой (и единственной) победой, одержанной знаменитым французским асом воздушного пилотажа Пегу самостоятельно, — остальные он делил с бортстрелками своих самолетов. 31 августа 1915 г. Пегу был сбит и погиб.
Помимо армейской авиации, четыре «Ньюпора» 12 служили во французской морской авиации — в Эскадрилье сухопутных истребителей (Escadrille de Chasse Terrestre) Центра морской авиации в Дюнкерке. Самолеты поступили в часть в период с января по май 1916 г. и служили до января 1917 г.
В общей сложности более 200 «Ньюпоров» 10/12 (около 60 «Ньюпоров» 10, не менее 84 «Ньюпоров» 12 французской постройки и 50 «Ньюпоров» 12, выпущенных по лицензии) получила, начиная с мая 1915 г., британская морская авиация. Они эксплуатировались в основном 1-м крылом RNAS в Дюнкерке. Самолеты использовались для корректировки огня британских мониторов, разведки, противолодочного патрулирования, а также для решения истребительных задач — в частности, для перехвата немецких дирижаблей, совершавших налеты на Англию. Вероятно, первая достоверная победа на британском «Ньюпоре» 10 была одержана 14 декабря 1915 г., когда экипаж в составе С.У. Грэхема (C.W. Graham) и А.С. Инса (A.S. Ince) сбил немецкий гидросамолет. В бою и сам «Ньюпор» получил повреждения и был потерян при вынужденной посадке на воду (экипаж спасся). Большинство «Ньюпоров» 10 1-го крыла RNAS служило до начала 1917 г. (последняя машина этого типа была списана 30 июня 1917 г.). Около 10 «Ньюпоров» 10 попало во 2-е крыло RNAS, действовавшее над Восточным Средиземноморьем. Туда же поступили и 38 «Ньюпоров» 12 (французской постройки), пять из которых впоследствии передали Румынии.
В составе RFC «Ньюпоры» использовались достаточно ограниченно. В июле—августе 1916 г. Адмиралтейство передало армии 20 «Ньюпоров» 12 (производства «Бердмор»). Самолеты получили «истребительное» вооружение из синхронного 7,7-мм пулемета «Виккерс» и поступили в 46-ю эскадрилью. В ноябре-декабре 1916 г. моряки передали ещё 20 таких же самолетов, но они использовались только как учебные. Осенью 1916 г. поступило 30 «Ньюпоров» 20 французского производства, переданных в 1-ю и 46-ю эскадрильи. На фронте они служили до апреля 1917 г., после чего были заменены истребителями «Сопвич» «Пап» (Sopwith Pup). Уцелевшие «Ньюпоры» 20 передали в учебные части, а два самолета этого типа некоторое время служили в 39-й эскадрилье ПВО.
Применение бипланов Ньюпор-10 в России
В России «Ньюпоры» 10 появились в конце 1915 г. — первоначально импортные французского производства, а затем и лицензионные выпуска завода «Дукс». К весне 1917 г. количество таких самолетов на фронте достигло 30 и в последующие месяцы оставалось примерно одинаковым. В начале 1917 г. появляются и самолеты «Ньюпор» 12/12bis: в апреле на фронте было четыре таких аэроплана, в июне — 10 (4 на Западном фронте и 6 на Юго-Западном и Румынском). В то же время «Ньюпоров» 10 имелось 29 экземпляров: 15 на Юго-Западном и Румынском фронтах, 8 — на Западном и по 3 — на Северном и Кавказском.
Большинство российских «Ньюпоров» 10 переоборудовалось в одноместный истребительный вариант (или же сразу выпускалось с завода в таком исполнении). При этом состав вооружения и схемы его размещения были довольно разнообразны, часто отличаясь от принятых во Франции и в Англии. Например, один из самолетов 19-го КАО получил трофейный пулемет «Шпандау» 1MG 08, установленный перед кабиной пилота и стреляющий вперед-вверх под углом 24° (поверх винта). Эта машина использовалась командиром отряда Александром Козаковым вплоть до ноября 1917 г. На ней Козаков сбил пять вражеских самолетов (из общего числа одержанных им 16 побед). Первой жертвой стал двухместный биплан, сбитый 14 июня 1916 г. 16 июля в большом воздушном бою над Двинском, в котором участвовали 12 русских и 12 немецких самолетов, Козаков одержал ещё одну победу. Другой летчик-ас, Иван Смирнов, также служивший в 19-м КАО, летал на двухместном «Ньюпоре» 10, вооруженном «Льюисом». Первую свою победу, одержанную 20 декабря 1916 г. (жертвой был двухместный биплан «Авиатик»), он разделил с наблюдателем П. Пентко.
Эксплуатировались истребители «Ньюпор» 10 и в ряде других частей, например в 7-м авиаотряде истребителей (АОИ). Пилот этого отряда Иван Орлов 13 июня 1916 г. сбил на «Ньюпоре» 10 австрийский «Авиатик» В.III. В 9-м АОИ на «Ньюпоре» 10 начинали свою карьеру летчиков-истребителей будущие асы Григорий Сук и Иван Лойко.
В морской авиации России самолеты «Ньюпор» 10 служили в Школе воздушного боя, получившей до ноября 1917 г. 23 таких самолета.
Несмотря на свою устарелость и изношенность, некоторые российские «Ньюпоры» 10/12 участвовали в гражданской войне.
Современная реплика «Ньюпора»-10.
В итальянской военной авиации первые «Нюпоры-Макки» 10 появились в июле 1915 г., когда пять таких самолетов поступили на вооружение 8-й эскадрильи «Ньюпоров» (в то время в Италии применялась «французская» система, когда наименование эскадрильи указывало на тип самолетов, состоящих на вооружении). Каждый самолет был вооружен двумя пулеметами. Изначально они рассматривались именно как истребители. С конца августа 1915 г. 8-я эскадрилья несла боевое дежурство в системе противовоздушной обороны, прикрывая г. Удине. В октябре она получила ещё 10 «Ньюпоров» 10 – на этот раз французского производства, а 1 декабря была реорганизована в 1-ю истребительную эскадрилью. В феврале 1916 г. «Ньюпорами» 10 вооружили 2-ю истребительную эскадрилью. Её первая боевая операция состоялась 18 февраля, когда три «Ньюпора» вылетели для сопровождения бомбардировщиков «Капрони» в рейде на Любляну.
В апреле 1916 г. система нумерации эскадрилий вновь изменилась: 1-я и 2-я истребительные эскадрильи стали 70-й и 71-й. К тому времени 70-я эскадрилья имела 8 «Ньюпоров» 10 , а 71-я — 5 (и три «Ньюпора» 11). Часть самолетов была переоборудована в одноместный вариант, часть — эксплуатировалась как двухместные. В мае 1916 г. на «Ньюпорах» 10 сформировали ещё две истребительные эскадрильи — 76-ю и 77-ю. Но уже к сентябрю 1916 г. такие самолеты были практически вытеснены «Ньюпорами» 11 и переданы в школы.
Начиная с июня 1915 г. некоторое количество «Ньюпоров» 10 (как в двухместном, так и в одноместном варианте) передали бельгийцам. Самолеты служили в 1-й и 5-й эскадрильях до замены «Ньюпорами»-11.
В послевоенное время целый ряд стран — от Бразилии до Японии — обзавелся учебными вариантами «Ньюпоров» 10/12 — моделей 80, 81 и 83.
В целом самолеты «Ньюпор» 10 (-12) оказались весьма удачными машинами — достаточно скоростными, маневренными, легкими в управлении. Дальнейшее их развитие привело к появлению «Ньюпора»-11 и его модификаций, ставших одними из основных истребителей Антанты в годы Первой мировой войны.
Оставьте свой отзыв