Самолет RAF FE.8 (в отечественных источниках встречаются наименование РАФ ФЕ-8) был разработан конструкторским бюро RAF под руководством Джона Кенуорти (John Kenworthy). Созданный уже после ухода знаменитого авиаконструктора Джоффри де Хэвилленда (Geoffrey de Havilland) на фирму «Эйрко» (Airco), FE.8 представлял собой ту же линию развития, что привела к появлению DH.2: превращение двухместных бипланов с толкающими винтами в одноместные.
Кенуорту удалось создать более совершенную в аэродинамическом отношении конструкцию. В итоге, FE.8 несколько превосходил по летным качествам Де-Хэвилленды DH.2. Характерной чертой FE.8 было широкое применение металла: из стальных труб были изготовлена хвостовая ферма и набор гондолы, а обшивалась последняя дюралевыми листами. Крыло самолета было обычной для того времени цельнодеревянной конструкции.
Первый прототип FE.8, оборудованный 9-цилиндровым мотором «Гном» «Моносупап» (100 л.с), впервые поднялся в воздух 15 октября 1915 г. Испытания показали, что машина превосходит DH.2 в скорости и скороподъемности, но имеет худшую маневренность. Также военных не устраивали недостаточная, по их мнению, продолжительность полета и неудачная подвижная стрелковая установка. Но, несмотря на указанные недостатки и аварию первого прототипа, разбившегося ровно месяц спустя после первого полета, самолет приняли на вооружение, рекомендовав применить неподвижную установку пулемета.
Второй прототип испытывался с начала декабря 1915 г. Заказы на серийное производство FE.8 выдали фирмам «Даррак» и Виккерс», но обе были загружены другими работами. В итоге поставки серийных машин начались лишь в мае 1916 г.
В общей сложности было выпущено 295 самолетов RAF FE.8: 50 заводом «Виккерс» в Вейбридже и 245 — фирмой «Даррак» (по другим данным, фирме «Даррак» было заказано 220 FE.8, из них изготовлено только 178).
Основная модификация
- RAF FE.8 — двигатель «Гном» «Моносупап» (100 л.с); на отдельных экземплярах — «Рон» 9J (110 л.с.), либо «Клерже» 9Z (110 л.с.). Вооружение — один 7,7-мм пулемет «Льюис» (боекомплект — 5 дисков по 47 патронов). Экипаж — 1 человек.
Летно-технические характеристики биплана RAF FE-8
- Двигатель: «Гном» «Моносупап»
- мощность, л.с.: 100
- Размах крыла, м.: 9,60
- Длина самолета, м.: 7,21
- Высота самолета, м.: 2,79
- Площадь крыла, кв. м.: 20,25
- Масса, кг:
- пустого самолета: 406
- нормальная взлетная: 611
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 151
- Крейсерская: 137
- Время набора высоты 2000 м., мин.: 9’10»
- Потолок, м.: 4420
- Продолжительность полета, ч.: 2,5
Боевое использование бипланов-пушеров РАФ ФЕ-8
Второй прототип FE.8 был отправлен в 5-ю эскадрилью во Францию для войсковых испытаний в конце декабря 1915 г. Поставки серийных машин велись с большими задержками — первые 10 FE.8 фирма «Даррак» сдала лишь в мае-июне 1916 г.
В июне 1916 г. шесть бипланов FE.8 получила 29-я эскадрилья, летавшая на DH.2. Уже 22 июня отмечена первая боевая потеря, а к началу августа 29-я эскадрилья лишилась (по боевым или техническим причинам) всех своих FE.8. Одновременно в Великобритании осуществлялось формирование 40-й эскадрильи — первой, полностью вооруженной FE.8. Её звенья отправлялись на фронт по мере комплектования: звено А — 2 августа, а В и С — в течение последующих трех недель. В середине октября на фронт прибыла 41-я эскадрилья, также полностью вооруженная FE.8.
Вид сбоку на биплан РАФ ФЕ-8: обратите внимание на двигатель и лёгкие металлические фермы фюзеляжа.
Ввод в бой FE.8 задерживался в связи с необходимостью внесения некоторых изменений в конструкцию с тем, чтобы улучшить штопорные характеристики самолета и увеличить продолжительность полета. Первая победа на самолете этого типа была одержана 22 октября 1916 г. капитаном Д.О. Малхолландом (D.O. Mulholland) из 40-й эскадрильи, сбившим моноплан Fokker E.III. 26 октября он отправил на землю второго «Фоккера», а 4 декабря пополнил свой боевой счет «Альбатросом» D.II. В последнем бою сбил «Альбатроса» и ведомый Малхолланда, лейтенант Э.Л. Бенбоу (E.L. Benbow). Бенбоу стал наиболее успешным пилотом FE.8, сбившим на самолете этого типа восемь машин противника.
В 41-й эскадрилье первая победа была одержана сержантом С.С. Тумсом (C.S. Tooms), сбившим утром 24 января 1917 г. одного «Альбатроса» и повредившим другого. Однако в своем следующем вылете в тот же день сам Тумс был сбит и погиб. В общей сложности до середины июня 1917 г. пилоты 41-й эскадрильи записали на свой счет 18 воздушных побед. 40-я эскадрилья, воевавшая на FE.8 до середины марта 1917 г., одержала 23 победы.
«Черным днем» для бипланов-пушеров РАФ FE.8 стало 9 марта 1917 г. В тот день из девяти самолетов 40-й эскадрильи, вылетевших на патрулирование, в бою с восьмеркой «Альбатросов» D.III из Jasta 11 было сбито пять машин, а ещё четыре совершили вынужденные посадки. Стало очевидно, что, несмотря на некоторые преимущества (хороший обзор и отсутствие необходимости синхронизации оружия), время истребителей с толкающими винтами прошло. Уже к концу марта 40-ю эскадрилью перевооружили «Ньюпорами» XVII. 41-я эскадрилья летала на FE.8 несколько дольше — её перевооружение на Airco DH.5 началось в середине июля 1917 г. Последней боевой задачей 41-й эскадрильи на FE.8 стали штурмовки немецких позиций в ходе битвы у Мессине в июле 1917 г.
В частях ПВО Великобритании служили лишь считаные экземпляры FE.8. Известно об эксплуатации одного такого самолета в 61-й эскадрилье. Несколько боевых вылетов на перехват немецких бомбардировщиков совершили самолеты FE.8, находившиеся в 7-м и 8-м авиапарках.
33 экземпляра FE.8 (25 в 1916 г. и 8 в 1917 г.) было передано в тренировочные эскадрильи, где они эксплуатировались до конца Первой мировой войны.
Самолет RAF FE-8 в целом превосходил другого британского одноместного «толкача» — DH.2 — по своим летным и эксплуатационным характеристикам. Однако FE.8 появился на фронте на добрых полгода позже DH.2, когда время истребителей с толкающими винтами безвозвратно прошло. По сути, машина устарела уже к моменту начала поставок в строевые части, что и определило достаточно ограниченное и непродолжительное использование FE.8 в годы войны.
Оставьте свой отзыв