В октябре 1914 г. Игорь Сикорский разработал проект цельнодеревянного одностоечного одномоторного биплана С-16, отвечавшего концепции «кавалерийского» самолета — легкой, относительно скоростной машины, предназначенной для ведения воздушной разведки. В какой-то мере прообразом при проектировании послужил самолет английского конструктора Томаса Сопвича «Таблоид», прославившийся в то время на международных соревнованиях (в том числе в состязаниях гидросамолетов на кубок Шнейдера) своими прекрасными скоростными характеристиками. Но в отличие от «Таблоида», поперечное управление на С-16 обеспечивалось, как на всех аппаратах Сикорского, элеронами, а не «гошированием» (перекашиванием крыльев), иным было сделано крепление и капотирование двигателя.
Постройка трех опытных экземпляров С-16 на Воздухоплавательном отделении Русско-Балтийского вагоностроительного завода началась в ноябре 1914 г. Первый экземпляр был готов в январе следующего года. Первые два самолета получили ротативные моторы «Гном» (80 л.с.), третий — «Калеп» (60 л.с.). Последняя машина отличалась увеличенным размахом верхнего крыла. В 1915 г. самолет С-16 рассматривался прежде всего как тренировочный, предназначенный для подготовки пилотов бомбардировщиков «Илья Муромец» Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). С этой целью вместо обычной «истребительной» ручки на самолете установили штурвал, более типичный для тяжелых аэропланов. Оформление контракта на серийные С-16 затянулось — заказ на 18 самолетов (включая и три прототипа) был выдан лишь в октябре 1915 г.
Серийные машины имели бипланную коробку, подобную третьему прототипу. Они были сданы заказчику в первой половине 1916 г. и использовались не только как учебные, но и в качестве истребителей. В феврале 1917 г. РБВЗ закончил сборку второй партии из 15 самолетов, но из-за задержек с поставками двигателей на фронт Первой мировой войны они так и не попали.
Основная модификация
- C-16 — ротативный двигатель «Гном» (80 л.с); на отдельных экземплярах — «Рон» (80 л.с.), либо «Гном» «Моносупап» (100 л.с). Вооружение — один 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» либо один 7,62-мм пулемет «Кольт» или «Льюис» над верхним крылом. Экипаж (в истребительном варианте) — 1 человек.
Летно-технические характеристики истребителя Сикорский С-16
- Двигатель: «Гном»
- мощность, л.с.: 80
- Размах крыла, м.: 8,80
- Длина самолета, м.: 7,0
- Высота самолета, м.: 2,78
- Площадь крыла, кв. м.: 25,36
- Масса, кг:
- пустого самолета: 420
- нормальная взлетная: 690
- Максимальная скорость, км/ч: 125
- Время набора высоты 1000 м, мин.: 12
- Потолок, м.: 3500
Боевое использование С-16
Поставлявшиеся с завода самолеты С-16 поступали в ЭВК, где получали вооружение с расчетом применить их для ПВО аэродромов базирования бомбардировщиков. В феврале 1916 г. было
решено передать 6 С-16 во фронтовую авиацию. Первый из них прибыл в 33-й корпусной авиаотряд (КАО) в конце марта, но уже во втором вылете был по ошибке обстрелян русскими зенитками и серьезно поврежден. Остальные 5 С-16 распределили между двумя истребительными авиаотрядами — 7-м АОИ (три самолета) и 12-м (два).
В 7-м авиаотряде истребителей, действовавшем в Галиции, первые боевые вылеты С-16 состоялись 15 апреля 1916 г. В большинстве случаев пилоты летали вместе с летнабами — по привычке, унаследованной от разведывательной авиации. В нескольких полетах состоялись воздушные бои с австрийскими самолетами. Карьера биплана С-16 в 7-м АОИ оказалась короткой. 27 апреля 1916 г. экипаж в составе пилота Юрия Гильшера и летнаба Квасникова одержал на С-16 воздушную победу (вероятно, единственную для самолетов этого типа), сбив австрийский «Авиатик» В.III. Однако при возвращении на аэродром С-16 разбился из-за заклинивания управления элеронами (экипаж уцелел). После этого был сделан вывод о непригодности С-16 как истребителя. Уцелевшие самолеты этого типа из 7-го АО И, равно как и обе машины 12-го АОИ (в нем на С-16 успели совершить лишь несколько тренировочных вылетов), были изъяты. В дальнейшем С-16 служили в ЭВК в качестве тренировочных.
После революции несколько скаутов С-16 служило в ВВС Украинской Народной Республики, в Добровольческой армии, но большинство (в т.ч. все машины второго заказа) попало к большевикам. В ВВС РККА они использовались как учебные до лета 1921 г.
Самолет С-16 оказался самолетом, малопригодным для роли истребителя: по скорости он проигрывал другим самолетам этого класса несколько десятков км/ч, крайне плохой была скороподъемность, низким потолок. В итоге этот биплан Сикорского не получил большого распространения.
Оставьте свой отзыв