Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Junkers D.I

Фото первого в мире металлического истребителя Юнкерс Д-1

Фото первого в мире металлического истребителя Юнкерс Д-1

Самолет, в котором в полной мере проявился конструкторский талант Гуго Юнкерса (Hugo Junkers), — это первый в мире цельнометаллический истребитель Junkers D.I, построенный к тому же по прогрессивной схеме свободнонесущего моноплана. Проработка самолета такого назначения началась в январе 1917 г. Два предварительных проекта — низкоплан J5 и моноплан-парасоль J6 — остались только на бумаге. Летом 1917 г. Юнкерс вернулся к схеме низкоплана, создав проект J7. Целью его было построить легкий, скоростной и маневренный боевой самолет из металла, переубедив тем самым многочисленных скептиков, не веривших, что такое возможно. Набор крыльев, фюзеляжа и оперения выполнили из тонкостенных дюралюминиевых профилей и труб, обшив их тонкими гофрированными листами того же металла. Обшивка воспринимала на себя часть силовой нагрузки, а гофр придавал ей дополнительную жесткость. Фюзеляж состоял из нескольких рамных шпангоутов, стрингеров и работающей обшивки. Крыло относительно толстого плосковыпуклого профиля с легким ажурным каркасом. Для удобства транспортировки консоли крыла выполнили отъемными. Они пристыковывались на болтах к трубчатым лонжеронам центроплана, проходившим сквозь фюзеляж. В остальном же вся заводская сборка производилась на заклепках. Самолет получил обычный для немецких истребителей того времени двигатель «Мерседес» D.III (160 л.с).

Летные испытания J7 начались 17 сентября 1917 г. Впоследствии J7 неоднократно переделывали, устраняя выявленные в ходе испытаний недостатки, а также отрабатывая различные элементы конструкции. В январе 1918 г. J7 принимал участие в первом конкурсе истребителей, показав отличную скороподъемность. Но 23 января во время одного из конкурсных полетов двигатель «Юнкерса» заглох, и пилотировавшему машину Антони Фоккеру (бизнес-партнеру Г. Юнкерса) пришлось сажать самолет на планировании, повредив его. После ремонта испытания J7 возобновились. Параллельно велась постройка второго прототипа, получившего обозначение J9. От предыдущего образца эта машина отличалась удлиненным фюзеляжем, что благотворно сказалось на продольной устойчивости. В конструкцию внесли и некоторые другие изменения, а также установили вооружение — 2 синхронных пулемета. Силовая установка состояла из форсированного мотора «Мерседес» D.IIIau. Первый полет прототипа J9/1 состоялся 12 мая 1918 г. Мощности даже форсированного «Мерседеса» явно не хватало, поэтому на самолете J9/2 установили 8-цилиндровый мотор «Бенц» Bz.IIIa (195 л.с). Однако именно недоведенность мотора (представлявшего собой воспроизведение трофейной «Испано-Сюизы») помешала представить J9/2 на второй конкурс истребителей, проходивший в июне 1918 г., — в нем участвовал лишь первый прототип.

По итогам конкурса был выдан заказ на партию в 100 экземпляров истребителя, получившего обозначение «Юнкерс» D.I. Серийный выпуск должны были выполнять заводы «Юнкерс» и «Фоккер». Первый из них выпустил 28 самолетов, второй — лишь 12. Таким образом, в общей сложности построили 40 «Юнкерсов» Д-1, причем 31 из них — уже после окончания боевых действий. Последние машины были выпущены уже в феврале 1919 г.

Основная модификация истребителя

  • «Юнкерс» D.I — двигатель «Мерседес» D.IIIau (180 л.с.) или (на большинстве машин) BMW IIIa (185 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.

Летно-технические характеристики Junkers Д-1

  • Двигатель: BMW IlIa
  • мощность, л.с.: 185
  • Размах крыла, м.: 9,08
  • Длина самолета, м.: 7,25
  • Высота самолета, м.: 2,6
  • Площадь крыла, кв. м.: 14,80
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 654
  • нормальная взлетная: 840
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 225
  • Крейсерская: 202
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 2′ 18″
  • 2000 м.: 5’8″
  • 3000 м.: 6’30»
  • 5000 м.: 12’30»
  • Потолок, м.: 6000
  • Продолжительность полета, ч.: 1,5

Боевое применение первого металлического моноплана Юнкерса

По результатам испытаний в ходе конкурса истребителей было определено, что из-за сравнительно неважной горизонтальной маневренности и плохого обзора вниз «Юнкерс» D.I не годится для боя с истребителями Антанты. В то же время самолет имел и положительные качества — высокую скороподъемность и живучесть, обеспечиваемую цельнометаллической конструкцией. В связи с этим «Юнкерс» D.I позиционировался как специализированный истребитель для борьбы с аэростатами наблюдения — трудными целями, как правило, прикрываемыми многочисленными зенитными средствами. Предполагалось, что его конструкция позволит выдержать больше пулевых пробоин, чем другие истребители тех времен.

Первые три «Юнкерса» D.I прибыли на фронт Первой мировой во Фландрию в августе 1918 г., в октябре к ним присоединились ещё три самолета. Однако подробности об их боевом применении неизвестны. Более широко «Юнкерсы» применялись уже после окончания Первой мировой войны. Они (наряду с самолетами других типов) поступили на вооружение боевой эскадры Заксенберга (Kampfgeschwader Sachsenberg), поддерживавшей добровольческий корпус фон дер Гольца, воевавший против большевиков в Прибалтике. Почти за восемь месяцев пребывания на фронте, с февраля по сентябрь 1919 г., немцы не провели ни одного воздушного боя — по причине отсутствия воздушного противника. Зато им пришлось многократно летать на разведку, штурмовку и бомбардировку советских войск, не раз подвергаясь ружейно-пулеметному обстрелу. «Юнкерсы» в таких условиях показали отличную эксплуатационную живучесть, бесперебойно отработав несколько месяцев в полевых условиях, без ангаров, когда обычных деревянных машин с полотняной обшивкой хватало всего на две-три недели. В сентябре 1919 г. по требованию Антанты немецкие войска были выведены из Прибалтики.

Истребитель «Юнкерс» D.I, несмотря на противоречивые оценки его боевых возможностей именно как истребителя, вне всякого сомнения, стал этапным самолетом в развитии военной авиации как в технологическом отношении (цельнометаллическая легкосплавная конструкция с металлической же обшивкой), так и в аэродинамическом (свободнонесущий низкоплан).

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image