|
О проектеТермин «лётчик-ас» появился во время Первой мировой войны — а именно во Франции, летом 1916 года — во время ожесточённых боёв над Верденом. Автором нового определения стал барон Де Розе — командующий авиацией 2-й Французской армии, первым признавший необходимость строгого индивидуального учёта воздушных побед. Лётчик, сбивший не менее 5 самолётов, получал титул «Аса» (что в переводе с французского означает «Туз» ). Со временем подобную систему переняли и другие страны, при этом число побед для получения почетного звания часто варьировалось от 5 до 10. В нашей стране система учёта воздушных побед значительно отличалась от других стран. Большинство сбитых в Испании, Китае, на Халхин-Голе, во время советско-финляндской (т.н. «Зимней») войны, да и в начальный период Великой Отечественной войны самолётов отражалось в отчётах чаще всего как «групповые победы». Вероятно, сторонники разделения побед на «личные» и «групповые» опасались, как бы «зловредный» индивидуализм не подорвал среди пилотов «здорового духа» коллективизма. Между тем ход сражений в воздухе убедительно доказал, что успех лётчика зависит не только от его профессиональной выучки, но и от личной инициативы, творческой индивидуальности. Поэтому, со второй половины 1943 года, когда «коллективный» подход к оценке боевой деятельности наших лётчиков был призван ошибочным, слово «Ас» в ВВС СССР обрело наконец истинный смысл. Достаточно сказать, что о боевых заслугах лётчиков — истребителей, особенно при их представлении к званию Героя Советского Союза, стали судить уже только по числу личных побед. В различных официальных источниках — и отечественных, и зарубежных, приводятся различные, зачастую противоречивые данные о числе воздушных побед, одержанных нашими лётчиками. Вашему вниманию предлагается многолетний труд по данному вопросу. В поисках этих данных было пристально изучено огромное количество книг, журнальных и газетных статей, а также множество ресурсов Интернета. На страницах нашего проекта, носящего название «Красные соколы нашей Родины», будут публиковаться статьи о лётчиках истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации (в первую очередь — имеющих победы в воздушных боях), асах морской авиации СССР. При этом, в скобках указана сумма личных и групповых побед. Данные требующие уточнения помечены знаком вопроса — ( ? ). Будут и статьи о лётчиках, летавших на именных машинах, а так же бортстрелках и штурманах. Мы постараемся проследить преемственность боевых традиций от русских авиаторов и лётчиков Российской Империи времён Первой мировой войны до прославленных советских пилотов Великой Отечественной войны и более позднего периода — вплоть до начала XXI века. Кроме десятков известных имен, на страницах проекта можно найти информацию по боевой деятельности советских ВВС и ПВО в локальных конфликтах, например, малоизвестных довоенных: действия ВВС РККА по освобождению Бессарабии, освободительном походе на Польшу; в послевоенное время — война в Корее, участие в арабо-израильском конфликте на стороне Египта, гражданская война КНР против Тайваня, во Вьетнаме, на Кубе времен Карибского кризиса и конечно Афганистане. Составить полный список лучших летчиков-асов — задача практически невыполнимая. Следует помнить, что по нашей системе учёта до конца 1942 года на личные счета заносились победы, одержанные лишь над нашей территорией, подтверждённые участниками данного боя и обязательно наземными наблюдателями ВНОС. К тому же многие наши лётчики часто не вносили в свои послужные списки самолёты, уничтоженные в группе с новичками-ведомыми, предоставляя им право пополнить свой боевой счёт и тем самым как бы самоутвердиться, поверить в свои силы. Таких «подарков» порой было до 5 и более (например, у И. Н. Кожедуба, И. И. Клещёва, Б. Ф. Сафонова и других). Определенное значение имели и личные отношения пилота с вышестоящим командованием (лучшим примером тому может служить история с Александром Покрышкиным или Фёдором Архипенко). Перечень этот, разумеется, не претендует на абсолютную достоверность и мы будем очень признательны всем, кто поможет внести в него соответствующие поправки. Сердечно благодарим Павла Левшова и Мирослава Морозова за любезно предоставленные материалы. Спасибо авторам авиационных сайтов: Дмитрию Срибному, Владиславу Архипову, Михаилу Юрьевичу Быкову, Олегу Александровичу Шушакову, художнику Александру Казакову, чья информация использовалась в процессе нашей работы. Выражаем признательность авторам всех других сайтов, кому не могли передать свою благодарность лично. За более чем 10 лет своего существования проект «Красные Соколы» сменил несколько доменов и хостингов. Вариант, который вы наблюдаете — третья модификация (но не будем зарекаться). Всё течёт, все изменяется, так же меняется и наш проект, какие-то направления становятся второстепенными и получают развитие в рамках новых сайтов, какие-то, наоборот, приобретают больший вес. Коллаж шапки сайта использует известное групповое фото женщин советских лётчиц-истребителей, на котором изображены Галина Бурдина, Татьяна Памятных, Валерия Хомякова, В.Кислицына, аэродром Анисовка, сентябрь 1942 г. Поскольку наша работа носит творческий характер (из множества просмотренных материалов десятка источников делается одна обобщённая, с добавлением различных рисунков и фотографий), просим уважать наш труд — при использовании материалов с данного сайта следует делать на него соответствующую ссылку. Просьба ко всем исследователям, историкам, потомкам авиаторов, да и просто неравнодушным, имеющим дополнительную информацию по данной тематике (различные статьи, фотографии, рисунки), и желающим помочь в дальнейшем совершенствовании данного проекта, связаться с нами посредством Формы обратной связи. Так же мы будем признательны за любые замечания и отзывы по удобству пользования сайтом, указания на ошибки и недостатки. С уважением и признательностью, А. Лукьянов |