Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Начальники ВВФ Российской империи

Граф Эдуард Иванович ТотлебенИнженер-генерал граф ТОТЛЕБЕН Эдуард (Франц) Иванович [8(20).05.1818 — 19.06(1.07).1884]

Председатель Комиссии для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям (1869-1876).

Российский военный деятель, военный инженер, граф, генерал-адъютант (1855), инженер-генерал (1869). Учился в Главном инженерном училище.

С 1840 г. служил поручиком в учебном саперном батальоне, занимался разработкой трубной контрольной системы для борьбы с подземными минными галереями противника. В 1847-1849 гг. участвовал в боевых действиях на Кавказе, затем адъютант начальника инженеров армии Н.К.Шильдера в Варшаве, с 1851 г. начальник инженеров Гвардейского и Гренадерского корпусов в Санкт-Петербурге. Участник Восточной (Крымской) войны (1853-1856): организатор инженерного обеспечения обороны гг. Севастополя и Николаева (1854-1855), руководил строительством укреплений Кронштадта (с 1855).

С 1858 г. директор Инженерного департамента в Военном министерстве. В 1863-1877 гг. заместитель генерал-инспектора военных инженеров, фактически руководил инженерными войсками русской армии; разработал систему инженерных укреплений государственных границ России, инициатор обучения саперному делу личного состава пехоты, кавалерии и артиллерии. Председатель Комиссии для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям (1869-1876). Под его руководством были заложены основы военного воздухоплавания в России. В 1873 г. член Особого совещания по реорганизации армии, в 1874 г. руководил реорганизацией инженерных войск. Участник русско-турецкой войны (1877-1878): помощник начальника Западного отряда (с 09.1877), затем руководил осадными работами при блокировании Плевны (Плевен, Болгария), командовал Рущукским отрядом, позднее — действующей армией (04.1878-01.1879). Одесский генерал-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа, с 1879 г. член Государственного совета, с 1880 г. виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор и командующий войсками Виленского военного округа. Автор двухтомного труда «Описание обороны г. Севастополя».

Награды: Золотое оружие (1849); ордена Св. Андрея Первозванного (1879), Св. Владимира 1-й, 2-й (1849) и 4-й ст. с бантами (1851), Св. Александра Невского (1871), Белого Орла, Св. Георгия 2-й (1879), 3-й (1855) и 4-й ст. (1854), Св. Анны 3-й ст. (1847), 2-й ст., 1-й ст., Св. Станислава 3-й ст. (1842), 1-й ст.; императорская корона к Св. Анне 2-й ст. (1853), бриллиантовые знаки к ордену Святого Апостола Андрея Первозванного (1883).

***

Александр Матвеевич КованькоГенерал-лейтенант КОВАНЬКО Александр Матвеевич [4(16).03.1856 — 20.04.1919]

Первый руководитель штатной воздухоплавательной команды в русской армии (1885-1887).

Российский военачальник, генерал-лейтенант (1913), один из создателей и организаторов Военного воздушного флота в России, воздухоплаватель, изобретатель и конструктор. Окончил Николаевское инженерное училище (1878, по 1-му разряду) и Офицерскую гальваническую школу (1879, по 1-му разряду). Проходил службу в лейб-гвардии 4-м саперном батальоне. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). Заведующий учебной гальванической командой лейб-гвардии саперного полка (1879-1880). Делопроизводитель «Комиссии по применению воздухоплавания к военным целям» (с 1884), с марта 1885 г. начальник первой в России кадровой воздухоплавательной команды, с июля 1890 г. — командир учебного воздухоплавательного парка.

Совершил первый в России пилотируемый полет на военном аэростате (10.1885). Участник русско-японской войны (1904-1905): командир Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона привязных аэростатов. В начале 1906 г. вновь вступил в командование учебным воздухоплавательным парком, преобразованным в августе 1910 г. в Офицерскую воздухоплавательную школу. Руководил подготовкой кадров для Военного воздушного флота.

В конце 1917 г. уволен с военной службы и прикомандирован к Управлению ВВФ на должность члена Технического комитета. В мае 1918 г. по состоянию здоровья окончательно отправлен в отставку. Почетный член ряда иностранных аэроклубов.

Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. (1893), Св. Анны 2-й ст. (1895), Св. Владимира 3-й ст. (1901), мечи к ордену Св. Владимира 3-й ст. (1905), Золотое оружие (1907); ордена Св. Станислава 1-й ст. (19Щ Св. Анны 1-й ст. (1916); 2 золотые медали Всемирных воздухоплавательных выставок.

***

Михаил Матвееввич БоресковГенерал-лейтенант БОРЕСКОВ Михаил Матвеевич [19.04(1.05).1829 — 17.02(1.03).1898]

Председатель Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям (1885-1891).

Российский военачальник, военный инженер, электротехник и воздухоплаватель, ученый, генерал-лейтенант (1887). Окончил Николаевское инженерное училище (1849). Проходил службу в составе 5-го саперного батальона (1850-1852). В ходе Крымской войны (1853-1856) отвечал за устройство минных заграждений на Дунае, в Днепровском лимане и на р. Буг между гг. Очаков и Николаев, а также за разрушение взрывами гг. Килин и Измаил.

Участвовал в организации минной обороны в Кронштадте. В 1865 г. командир Динабургского инженерного арсенала, в 1871 г. командир 3-го понтонного батальона. В ходе русско-турецкой войны (1877-1878) руководил минной частью действующей армии на Дунае. В 1880 г. помощник заведующего техническим гальваническим заведением, с 1887 г. гальванической частью (переименованной в 1891 г. в электротехническую часть Главного инженерного управления). Председатель «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям» (1885-1891).

Осуществлял руководство формированием кадров воздухоплавательных команд и обеспечением их материальной частью. Действительный член Русского технического общества, почетный член Русского физико-химического и Минералогического обществ, член Общества германских электротехников.

Награды: Золотое оружие «За храбрость»; ордена Св. Станислава 1-й ст. (1879), Св. Анны 1-й ст. (1882), Св. Владимира 2-й ст. (1885); медали.

***

Семковский Викентий АнтоновичГенерал-майор СЕМКОВСКИЙ Викентий Антонович [3(15).12.1862 — 02.1943]

Начальник воздухоплавательного отдела Инженерного ведомства (1902-1912).

Российский военачальник, военный воздухоплаватель, генерал-майор (1917). На военной службе с 1880 г. Окончил Полоцкую военную гимназию (1880), Павловское военное училище (1882), курс Офицерского гальванического класса (1888), курс воздухоплавания и голубиной почты Учебного кадрового воздухоплавательного парка (1889).

Проходил службу в 4-м саперном батальоне (1882-1884), с 1885 г. — начальник гальванической команды, с июля 1888 г. — в составе Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям, заведующий складом, шаровой и сетевой мастерскими, с января 1889 г. заведующий почтово-голубиной и метеорологической станциями. С августа 1890 г. в составе учебного воздухоплавательного парка: офицер (08.1890-07.1894), и.д. старшего офицера по заведыванию технической частью парка, учебными пособиями, складами и мастерскими (07.1894-01.1895), заведующий офицерским классом (01.1895-02.1898), командир роты (с 02.1898). В апреле 1889 г. утвержден корреспондентом Николаевской Главной физической обсерватории, с ноября в составе комиссии по пересмотру штатов и табелей воздухоплавательных частей. В марте 1902 г. назначен и.д. начальника воздухоплавательного отдела управления электротехнической частью Инженерного ведомства, с марта 1908 г. утвержден в занимаемой должности. В апреле 1909 г. избран группой землевладельцев Могилевской губернии в члены Государственного Совета России представителем от русского населения. С 1910 г. принимал непосредственное участие в организации авиационной службы, размещении аэродромов, в разработке штатов и табелей первых авиационных отрядов, составлении планов организации школ для подготовки летчиков и наблюдателей, по снабжению отрядов аэропланами и прочим авиационным имуществом. С марта 1913 г. зачислен в запас инженерных войск по Санкт-Петербургскому военному округу

В годы Первой мировой войны в составе Главного военно-технического управления: и.д. начальника воздухоплавательного отделения (1914-05.1916), и.д. начальника воздухоплавательно-автомобильной части технического отдела (05.1916-03.1917), помощник начальника технического отдела (03-09.1917), и.д., затем начальник того же отдела (с 09.1917).

В годы Гражданской войны в России: начальник технического отдела (до 01.1919), помощник начальника ГВТУ (с 04.1919), с июня 1920 г. — постоянный член Инженерного комитета, одновременно по июль 1921 г. председатель технической секции технического комитета Центрального управления снабжения. С 1 августа 1922 г. уволен в бессрочный отпуск по сокращению штата.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1888) и 2-й ст. (1899), Св. Анны 3-й ст. (1892) и 2-й ст., Св. Владимира 4-й ст. (1906) и 3-й ст. (1910); медали; памятные знаки.

Летом 1912 г. Главное Инженерное Управление передало все вопросы организации воздухоплавания и авиации сухопутных войск в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУГШ), в составе которого приказом по Военному ведомству от 12 августа 1912 г. №397 сформирована специальная воздухоплавательная часть (начальник — генерал-майор М.И.Шишкевич). В последующем эта дата (12 августа) указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. за №949 была официально установлена как День Военно-воздушных сил России.

***

Шишкевич Михаил ИвановичГенерал-лейтенант ШИШКЕВИЧ Михаил Иванович [4(16).02.1862 — после 1918]

Начальник воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба (08.1912-01.1914).

Российский военачальник, генерал-лейтенант (1917). Окончил Сибирскую военную гимназию (1880), Михайловское артиллерийское училище (1883), Михайловскую артиллерийскую академию (1888) и Николаевскую академию Генерального штаба (1893, по 1-му разряду).

На военной службе с сентября 1880 г. Службу проходил в полевой артиллерии, затем на штабных и командных должностях: начальник строевого отдела Бендеровской крепости (11.1893-12.1895), обер-офицер для поручений штаба 8-го армейского корпуса (12.1895-01.1897), в штабе Одесского ВО (01.1897-02.1902), начальник штаба 2-й Сводно-казачьей дивизии (02.1902-03.1905). Командовал пехотными полками: 42-м Якутским (06.03-05.04.1905), 129-м Бессарабским (05.04.1905-20.07.1907), 101-м Пермским (20.07.1907-16.07.1910). В августе 1910 г. приступил к исполнению должности генерал-квартирмейстера штаба Московского военного округа.

С передачей вопросов воздухоплавания из инженерного ведомства в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) с 21 августа 1912 г. возглавлял воздухоплавательную часть ГУГШ до ее расформирования. В этой должности обобщил результаты опытов стрельб из винтовок и пулеметов, проведенных в 1912 г. по воздушным шарам, а также стрельб из гондол управляемых аэростатов. В 1913 г. принимал участие в организации опытов по стрельбе и бросанию бомб с самолетов.

С января 1914 г. генерал-квартирмейстер Одесского военного округа, затем возглавляет штабы 7-й армии (с 11.1914), 11-й армии (с 04.1915), Дунайской армии (10-11.1916), Румынского фронта (12.1916-04.1917), командир 7-го армейского корпуса (04.1917). Отчислен по болезни в резерв (г. Одесса), в августе 1917 г. переведен в резерв чинов при штабе Московского военного округа. Уволен в отставку в декабре 1917 г.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1896), Св. Анны 3-й ст. (1899), Св. Станислава 2-й ст. (1901), Св. Анны 2-й ст. (1906), Св. Владимира 4-й ст. (1907), Св. Владимира 3-й ст. (1912), Св. Георгия 4-й ст. (1916).

С началом Первой мировой войны, в сентябре 1914 г. соответствующим приказом Верховного главнокомандующего (ВГ) военная авиация отделялась от воздухоплавания «…на время боевых действий».

Это, как показала боевая практика, оказалось полезным для ВВФ, так как к тому времени очевидной была необходимость учета специфики возможностей авиации и при постановке ей боевых задач, и при осуществлении всестороннего обеспечения ею боевых действий.

Структурно авиация действующей армии была разделена между двумя вновь созданными фронтами — Северо-Западным и Юго-Западным — и решала преимущественно разведывательные задачи в интересах сухопутных войск. Для управления воздушными силами решением Ставки Верховного главнокомандующего (СВГ) были учреждены должности «заведующего организацией авиационного дела в армиях» Северо-Западного (генерал от кавалерии барон А.В.Каульбарс) и Юго-Западного (вице-адмирал великий князь Александр Михайлович) фронтов. Право старшинства закреплялось за великим князем.

***

Авиадарм Александр Михайлович РомановАдмирал Великий князь Александр Михайлович РОМАНОВ [1(13).04.1866 — 26.02.1933]

Заведующий организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта (10.1914-01.1915).
Заведующий организацией авиационного дела в действующей армии (01-09.1915).
Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии (09.1915-12.1916).
Полевой генерал-инспектор ВВФ при ВГ (12.1916-03.1917).

Российский военный деятель, адмирал (1916). На военной службе от рождения (1866): числился в лейб-гвардии полках (стрелковом, гусарском), в артиллерийской бригаде, в гвардейском экипаже.

Принимал участие в заграничных военных плаваниях. Окончил Морское училище (1885). В 1892 г. принял командование миноносцем «Ревель». Старший офицер на эскадренном броненосце «Сисой Великий» (03.1895-06.1896) и броненосце береговой охраны «Генерал-Адмирал Апраксин» (01.1899-04.1900), командир броненосца «Ростислав» (05.1900-01.1903), начальник Главного управления мореплавания и портов России (11.1902-10.1905), одновременно младший флагман Черноморского флота (01.1903-08.1905), младший флагман Балтийского флота (08.1905-07.1909). Шеф 73-го пехотного Крымского полка. Почетный член Николаевской морской и Николаевской инженерной академий, института инженерных путей сообщения Императора Александра и Императорского Московского общества поощрения рысистых конезаводов.

С 1910 г. принял активное участие в создании и развитии отечественной авиации и воздухоплавания, покровитель школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба. В феврале 1910 г. по его инициативе при «Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования» организован Отдел воздушного флота, затем школа летчиков этого отдела. В октябре 1914 г. заведующий организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта. С января 1915 г. по март 1917 г. руководитель ВВФ действующей армии (Авиадарм), заведующий организацией авиационного дела в действующей армии (01-09.1915), заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии (09-1915-12.1916), Полевой генерал-инспектор ВВФ при ВГ (12.1916-03.1917).

С марта 1917 г. в отставке, с 1918 г. в эмиграции. Почетный председатель Союза русских военных летчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа, покровитель Национальной организации русских разведчиков.

Награды: ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Белого орла, Св. Анны 1-й ст. (1866), Св. Станислава 1-й ст. (1866), Св. Владимира 4-й ст. (1893), 3-й ст. (1906), 2-й ст. (1913); иностранные ордена и медали.

***

барон КаульбарсГенерал от кавалерии барон КАУЛЬБАРС Александр Васильевич [11(23).05.1844 — 1929]

Заведующий организацией авиационного дела в армиях Северо-Западного фронта (10.1914-11.1915).

Российский государственный и военный деятель, барон, генерал от кавалерии (1901). Окончил Николаевское училище гвардейских юнкеров (1861) и Николаевскую академию Генерального штаба (1868, по 1-му разряду). Член Военного совета при Военном министре (1909-1916) На военной службе с июня 1861 г.

Службу проходил в должностях: старшего адъютанта штаба войск Семи-реченской области (12.1869-07.1870), офицера для особых поручений при штабе Туркестанского военного округа (07.1870-05.1871). В 1870 г. поставлен во главе русского посольства в Кульдже (Китай). Старший адъютант штаба Туркестанского военного округа (05.1871-02.1874). В 1871 г. участвовал в Кульджинской экспедиции генерал-лейтенанта Г.А.Колпаковского и получил ранение при штурме крепости Чинчаходзи. В 1873 г. участвовал в Хивинском походе. Состоял для поручений при штабе Туркестанского ВО (07.02-10.1874). Совершил ряд научных путешествий по Китаю. За исследования Тянь-Шаня и Аму-Дарьи был награжден Императорским Географическим обществом двумя золотыми медалями. Для ознакомления со строевой службой был прикомандирован к лейб-гвардии Финляндскому полку (08-10.1874), позднее прикомандирован к Главному Штабу.

С июля 1875 г. по январь 1880 г. начальник штаба 8-й кавалерийской дивизии. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). Действовал в со своей дивизией в составе Рущукского отряда. Участвовал в зимнем походе за Балканы. По окончании военных действий состоял в комиссии для определения границ Сербии и Болгарии. В 1880 г. вступил в командование 1-й бригадой 14-й кавалерийской дивизии. В период июля 1882 — ноября 1883 г. являлся военным министром Болгарии. Позднее вновь продолжил военную службу: командир 1-й бригады 1-й кавалерийской дивизии (11.1883-08.1891), начальник 15-й кавалерийской дивизии (08.1891-12.1897), командир кавалерийского корпуса (до апреля 1901). Участник военных действий против Китая (1900-1901). До января 1904 г. являлся помощником командующего войсками Одесского военного округа, затем вступил в его командование. Участник русско-японской войны (1904-1905): командующий 3-й и 2-й Маньчжурских армий. С 1905 по 1909 гг. продолжал руководить войсками Одесского военного округа. Один из основателей Одесского аэроклуба (1907). С января 1910 г. член Военного совета при Военном министре. В годы Первой мировой войны: заведующий организацией авиационного дела в армиях Северо-Западного фронта (10.1914-11.1915).

Внес существенный вклад в дальнейшее развитие Военного воздушного флота. В январе 1916 г. уволен в отставку (с мундиром и пенсией). Одесский генерал-губернатор (1916-1917). В годы Гражданской войны в России: с 15.10.1918 г. в Добровольческой армии (с 2.02.1919 в резерве армии), с 2.07.1919 г. в резерве чинов при штабе главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России. Позднее — в эмиграции (Турция, Болгария, Франция). Являлся почетным председателем Союза русских военных летчиков.

Награды: ордена России: Св. Александра Невского с мечами, Белого Орла, Св. Владимира 1-й, 2-й, 3-й ст. с мечами и 4-й ст. с мечами и бантом, Св. Анны 1-й, 2-й ст., Св. Станислава 1-й, 2-й ст.; Золотая сабля с надписью «за храбрость»; медали; иностранные ордена: Австрии — Железной короны 2-й ст.; Сербии — Такова 1-й ст. с мечами и 3-й ст.; Персии — Льва и Солнца 1-й ст.; Китая — Двойного Дракона 1-й ст.; Болгарии — Золотая медаль с надписью «За заслуги и искусство» и ордена «За военные заслуги» 1-й ст., Св. Александра 1-й ст.; Испании — Большого Креста с надписью «За военные заслуги»; Бухарский «Искандер Салис»; Румынский крест за переправу через Дунай в 1877-1878 гг.; Черногории — Князя Даниила 1-го 1-й ст.; Франции — Почетного легиона Большого Креста; Японии — Восходящего Солнца 1-й ст.

***

Полковник УльянинПолковник УЛЬЯНИН Сергей Алексеевич [13(25).09.1871 — 13.10.1921]

Начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандования (04-06.1917).
Начальник Управления Военного Воздушного Флота (01-03.1918).

Российский военачальник, военный теоретик, воздухоплаватель и летчик, изобретатель и конструктор летательных аппаратов, полковник (1913). Инициатор практического применения аэрофотосъемки в военном деле.

На военной службе с сентября 1890 г. Окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус (1890), 3-е Александровское военное училище (1892, по 1-му разряду), Офицерский класс учебного воздухоплавательного парка (1895, по 1-му разряду), авиационную школу Фармана во Франции (1910).

Проходил службу в 111-м Донском пехотном полку, в переменном составе учебного воздухоплавательного парка, Варшавской крепостной артиллерии. Проводил эксперименты с воздушными змеями для подъема корректировщиков огня артиллерии (наблюдателей-телефонистов) в крепостях. Создал «змейковый поезд», менее уязвимый от огня неприятеля, чем воздушные шары. С 1905 г. начальник Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения. В 1909 г. разработал проект 2-моторного биплана. С сентября 1910 г. начальник авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы. В 1911 г. создал проект разборного военного биплана, оборудованного закрытой кабиной летчика и искровым телеграфом.

С сентября 1914 г. начальник военной авиационной школы в Гатчине. С осени 1914 г. по 1915 г. руководимая им школа обеспечивала воздушную разведку и воздушную оборону Петрограда, подчиняясь командующему 6-й армией. В 1915 г. сформировал Особый авиаотряд для воздушной обороны императорской резиденции в Царском Селе. Помощник начальника Управления Военного Воздушного Флота с зачислением по инженерным войскам (08.1916-04.1917). В 1916-1917 гг. в заграничной командировке по заготовке авиационного и воздухоплавательного имущества во Франции. Начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе ВГ (с 04.1917).

С июня 1917 г. по собственной просьбе назначен помощником начальника УВВФ по школьной части, с августа — помощник начальника УВВФ, с января 1918 г. — начальник Управления Военного Воздушного Флота. Добровольно перешел на сторону советской власти. В марте 1918 г. направлен в заграничную командировку в Англию, откуда не вернулся.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1899), Св. Анны 3-й ст. (1905); Св. Анны 2-й ст. (1910), Св. Владимира 4-й ст. (1913), Св. Владимира 3-й ст. (1915); Высочайшее благоволение (1916).

***

Немченко Сергей АпполоновичПолковник НЕМЧЕНКО Сергей Апполонович [14(26).09.1871 — ?]

И.о. начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандования (09.04.1917 -06.1917).

Российский военачальник, военный инженер и военный теоретик, воздухоплаватель, изобретатель, полковник. На военной службе с сентября 1890 г. Окончил Киевский кадетский корпус (1890), 3-е военное Александровское училище (1892, с отличием), Военную электротехническую школу (1894), Офицерский класс учебного воздухоплавательного парка (1898), Николаевскую инженерную академию (1904, с дополнительным курсом).

Службу начал в составе 4-го саперного батальона пехотного полка, в августе 1897 г. принял участие в Севастопольском десантном маневре. С ноября 1898 г. в постоянном составе учебного воздухоплавательного парка, в августе-сентябре 1899 г. участвовал в подвижном сборе войск Киевского военного округа. С июня 1904 г. в распоряжении начальника инженеров Туркестанского военного округа. В период русско-японской войны (1904-1905) в составе Российского общества Красного Креста. С июня 1907 г. в Кушкинском крепостном инженерном управлении, делопроизводитель по строительной части. В январе 1908 г. прикомандирован к воздухоплавательному отделу управления электротехнической части Главного инженерного управления. С 1910 г. в должности делопроизводителя отдела электротехнической части инженерного ведомства.

Принимал активное участие в формировании нового облика Военного воздушного флота. В 1910-1911 гг. руководил приемкой на вооружение русской армии военных дирижаблей. Один из конструкторов разведывательного дирижабля «Кобчик» (1912), автор ряда трудов по военному воздухоплаванию. С сентября 1912 г. в Главном управлении Генерального штаба начальник технического отделения воздухоплавательной части, в июне — августе 1913 г. врид начальника воздухоплавательной части. В январе 1914 г. переведен в Главное военно-технического управление на должность начальника воздухоплавательного отделения.

В период Первой мировой войны: штаб-офицер для делопроизводства и поручений по авиации Управления дежурного генерала Верховного главнокомандующего (08.1914-04.1917), и.о. начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе ВГ (04-06.1917). С сентября — штаб-офицер для поручений Управления дежурного генерала, с октября 1917 г. в заграничной командировке с последующей эмиграцией.

Награды: Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст.; медали; Бухарский орден серебряной звезды 1-й ст.

***

Авиадарм ТкачевПолковник ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич [24.09(6.10).1885 — 25.03.1965]

Исполняющий дела начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандования (21.06.1917 — 12.1917). Инспектор авиации войск Кубанской рады (1919-04.1920).
Начальник авиации ВСЮР (04.1920).
Начальник авиации Русской армии (04-11.1920).

Российский военачальник, военный теоретик и историк, военный летчик, генерал-майор (1919). На военной службе с сентября 1904 г. Окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус (1904), Константиновское артиллерийское училище (1906), Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота (1912).

Проходил службу во 2-й и 5-й Кубанских казачьих батареях (1906-1910), Одесском кадетском корпусе (1910-1912). С января 1913 г. прикомандирован к 7-й воздухоплавательной роте, по ее расформировании — к 3-й авиационной роте. Командир 20-го корпусного авиаотряда (02.1914 — 02.1916), 11-го авиационного дивизиона (04-09.1916), и.о., затем инспектор авиации армий Юго-Западного фронта (09.1916-06.1917). И.д. начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего (06-12.1917). Разработал первое в России пособие по тактике ведения воздушного боя (1917).

Не согласный с действиями СНК РСФСР по военному вопросу добровольно оставил свой пост и уехал на Кубань. В годы Гражданской войны в России: рядовой белого партизанского отряда полковника Кузнецова (1918), командир 1-го Кубанского авиаотряда (с 03-1919), инспектор авиации войск Кубанской рады, начальник авиации ВСЮР (04.1920), начальник авиации Русской армии (04-11.1920). Провел ряд успешных действий по разгрому кавалерийских дивизий С.М.Буденного и В.М.Думенко (05.1919), кавалерийской ударной группы Д.Л.Жлобы (06.1920).

С ноября 1920 г. в эмиграции (Югославия). С вступлением советских войск на территорию Югославии в октябре 1944 г. арестован органами МГБ СССР и этапирован в Советский Союз. В августе 1945 г. особым совещанием при МГБ СССР осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В феврале 1955 г. был выпущен «с погашением в правах», без права жительства в больших городах. Активно занимался исследованиями в области истории авиации в России, подготовил несколько рукописей военно-исторических трудов.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1910), Св. Анны 3-й ст. (1913), Св. Георгия 4-й ст. (1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1915) Св. Анны 4-й ст. (1915), Св. Анны 2-й ст. с мечами (1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1915); Георгиевское оружие (1911); орден Св. Николая Чудотворца 2-й ст. (1920); французский орден «Военный крест 1914-1918» (1911).

***

Нижевский Виктор ЛьвовичПодполковник (до 12.1917) НИЖЕВСКИИ Виктор ЛЬВОВИЧ [24.10(5.11).1879 — 1938]

И.д. начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе ВГ (12.1917-04.1918).

Российский военный воздухоплаватель, конструктор, подполковник. На военной службе с сентября 1897 г. Окончил Нижегородский кадетский корпус (1897), Николаевское инженерное училище (1900), Офицерский класс учебного воздухоплавательного парка (1903).

Участник русско-японской войны (1904-1905): младший офицер, затем командир 1-й роты 1-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Неоднократно поднимался на привязных аэростатах для наблюдения за передвижением противника. Совершал полеты на различных летательных аппаратах: аэростатах, дирижаблях и аэропланах. В 1910 г. в составе 10-й воздухоплавательной роты: командир дирижабля «Гриф».

В годы Первой мировой войны в составе воздухоплавательных частей действующей армии. Весной 1917 г. назначен на должность начальника Канцелярии Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАВ) при Штабе Верховного главнокомандующего. Одновременно являлся начальником воздухоплавательного отдела ПУАВ. Исполняющий должность начальника ПУАВ при Штабе Верховного главнокомандующего (12.1917-04.1918).

Добровольно вступил в РККА (с 05.1919). В годы Гражданской войны в России: инспектор по воздухоплаванию Главного управления РККВВФ (05.1919-03.1920), начальник отряда управляемыми аэростатами (03.1920-10.1922). С ноября 1922 г. в составе Высшей военной воздухоплавательной школы: инструктор-аэронавт, начальник отряда аэронавтов, руководитель по воздухоплаванию, старший инструктор 1-го разряда. Непосредственно принимал участие в испытании первых советских дирижаблей: «Красная Звезда», «6-й Октябрь», «Московский химик-резинщик». В качестве командира роты принимал в 1926 г. в Салюзи дирижабль «Норвегия» перед его полетом на Северный полюс. С августа 1926 г. старший инженер научно-опытного воздухоплавательного отдела Военно-воздушной академии РККА.

В соответствии с приказом РВС СССР по личному составу № 401 от 15.10.1927 г. уволен из рядов Красной армии по болезни. Продолжал осуществлять полеты на дирижаблях. 1 мая 1932 г. принимал непосредственное участие в воздушном параде на Красной площади, где вел флагманский воздушный корабль.

***

В организационном отношении воздушный флот не был самостоятельным, а входил в состав инженерных войск и рассматривался как одно из средств разведки и связи. Управление им распределялось между тремя центральными органами.

Управление воздушного флота (Увофлот), подчинявшееся военному министру, ведало авиацией и воздухоплаванием внутренних военных округов, учебными заведениями, техническим снабжением фронтовых частей, размещением заказов на авиационную технику и оружие на заводах страны, заграничными авиационными поставками. Во главе Увофлота стояли генерал-майор Н. В. Пневский, после Февральской революции — профессор Николаевской военно-инженерной академии, военный инженер генерал-майор Д. В. Яковлев.

Морскую авиацию возглавляло Управление морской авиации (УМА), входившее в состав морского ведомства.

Боевым применением авиации на сухопутном театре войны ведала Канцелярия полевого генерал-инспектора авиации и воздухоплавания при Ставке Верховного главнокомандующего — Авиаканц. Полевым генерал-инспектором являлся великий князь Александр Михайлович, после Февральской революции 1917 г. на эту должность был назначен 9 апреля полковник С. А. Немченко, а 21 июня — военный летчик подполковник В. М. Ткачев.

Особое место среди руководящих органов воздушного флота занимал Всероссийский совет авиации (Авиасовет), избранный в сентябре 1917 г. I-м Всероссийским авиационным съездом. Этот общественный орган провозгласил себя «чисто технической организацией, стоящей в стороне от классовой борьбы». В действительности фразы о беспартийности и аполитичности служили целям маскировки контрреволюционных действий большинства членов совета.

Выход Российской империи из Первой мировой войны и последовавшая затем кровопролитная Гражданская война дала истории Отечества новых командующих русской военной авиацией — вначале выборных органов управления ВВФ, а по мере становления авиации СССР и расширения роли авиации как вида вооруженных сил и прославленных Главкомов ВВС Советского Союза и России. Небезынтересно будет так же ознакомиться с Начальниками сил противовоздушной обороны России-СССР (ПВО).