Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Выборные органы управления ВВФ

Советское правительство приняли меры к ликвидации центрального и местного аппарата управления воздушным флотом, унаследованного от царского режима и Временного правительства, и к замене его новыми, советскими органами управления.

При решении этой задачи рабоче-крестьянская власть проявила творческий подход. По отношению к Авиаканцу, который являлся насквозь реакционным; она применила самый радикальный метод слома — роспуск, полную ликвидацию. В ее практическом осуществлении большую роль сыграли авиаторы-большевики А. В. Сергеев, Я. Т. Конкин, B. Л. Мельников, командированные по решению Советского правительства в Могилев, где находилась старая Ставка, с целью расформирования Авиаканца и приема его дел.

Иным был подход к Увофлоту. После победы Октябрьской революции его аппарат, состоявший в основном из высших и старших офицерских чинов, также встал на контрреволюционные позиции, саботировал распоряжения Советской власти. Однако по отношению к нему был избран путь не ломки, а демократизации, реорганизации, обновления и приспособления к новым условиям и задачам, устранения в его структуре негодных и использования работоспособных и налаженных звеньев.

Первым шагом на этом пути явилось установление над Увофлотом политического контроля путем направления туда полномочных представителей Коммунистической партии и Советской власти — политических комиссаров К. В. Акашева, С. Е. Андреева, А. В. Можаева и др.На основании решения Советского правительства от 19 ноября 1917 г. Увофлот, как и все военное министерство, подвергся чистке. Из его аппарата были удалены враждебные и ненадежные элементы. Вместо царского генерала Д. В. Яковлева начальником был назначен популярный русский летчик C. А. Ульянин, полковник старой армии, лояльно настроенный по отношению к Советской власти. К работе в Увофлоте привлекались преданные делу революции авиаспециалисты из строевых частей, рабочие авиазаводов.

20 декабря 1917 г. приказом Народного комиссариата по военным и морским делам во главе Увофлота была поставлена Всероссийская коллегия. В ее состав вошли К. В. Акашев (председатель), А. Д. Анощенко, Е. И. Ахматович, Ф. И. Бычков, П. С. Дубенский, 3. Я. Ландау, А. П. Онуфриев, А. В. Сергеев, М. П. Строев.

Управление морской авиации приказом РВС Республики от 18 декабря 1918 г. преобразовывалось в авиационный отдел морского ведомства. Приказ рассматривался Советским правительством. На подлиннике имеется надпись: «Утверждено. 19.XII. Ленин».

Для руководства авиационными частями на местах организовывались окружные коллегии. Они должны были заменить различные органы, созданные в местах расположения авиационных частей революционным творчеством масс в бурные октябрьские — ноябрьские дни 1917 г. В Петрограде таким органом являлось Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, в Москве — Военно-революционный комитет по авиации при штабе Московского военного округа.

В первые дни революции петроградское Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания предпринимало попытки утвердиться в качестве полномочного общероссийского органа. С этой целью оно в ноябре 1917 г. дважды входило в петроградский Военно-революционный комитет столицы с просьбой о разрешении заказать официальную печать и штамп для бланков, мотивируя это «расширяющейся деятельностью бюро, куда обращаются с тыла, а главным образом с фронта».

После переезда Увофлота в Москву Бюро комиссаров пыталось подменить Петроградскую окружную коллегию. В целях ликвидации параллельной власти Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом призвала все авиационные и воздухоплавательные части Петроградского военного округа «дружно сплотиться вокруг окружной коллегии и считаться только с ее распоряжениями, помня, что, независимо от общих тяжких условий, спасение и развитие воздушного флота Республики тормозится многовластием и беспорядочными действиями самочинных организаций и отдельных лиц в самом воздушном флоте». Эту позицию поддержал Народный комиссариат по военным делам, издавший 26 апреля 1918 г. приказ, в котором говорилось: «Авиационных организаций и комиссаров, не утвержденных Всероссийской коллегией Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота, не признавать. По всем вопросам авиации и воздухоплавания обращаться к окружной коллегии воздушного флота или к особоуполномоченным Всероссийской коллегии». Вскоре после этого петроградское Бюро комиссаров было расформировано.

В начале 1918 г. на заседаниях Всероссийской коллегии неоднократно обсуждался план создания Народного комиссариата Воздушного Флота. На одном из них говорилось: «В будущем авиация не видит для себя ничего хорошего, если ей не дадут возможности и средств развиваться самостоятельно, без давления опекунов, связанных чуждою ей военною или иною специальностью; требование создания самостоятельного комиссариата Воздушного Флота — общий голос авиационных низов». Коллегия решила «предпринять все меры перед соответствующими властями для создания самостоятельного авиационного ведомства…», довести это решение до сведения В. И. Ленина, Н. И. Подвойского и П. Е. Дыбенко. Были подготовлены соответствующие документы: отношение в СНК, проекты декрета СНК, штатов наркомата, схемы его организационной структуры и т. д.

Первый красногвардейский авиаотряд сформирован 28 октября 1917 г. для борьбы против мятежных войск Керенского — Краснова, которые пытались захватить Петроград и свергнуть Советскую власть. Петроградский ВРК по прямому указанию В. И. Ленина отдал приказ: «…авиационным частям привести в боевую готовность все боевые аппараты, четырем аэропланам на рассвете быть на Корпусном аэродроме и ждать распоряжений. Остальным быть готовыми в резерве…». Этот отряд явился «первой ласточкой», возвестившей о зарождении Советского Воздушного Флота.

***

Можаев Александр ВасильевичМОЖАЕВ Александр Васильевич [1888 — после 1935]

Председатель Бюро комиссаров авиационных и воздухоплавательных частей Петроградского гарнизона (11.1917-01.1918).

Советский военный руководитель, инженер-механик, военный летчик.

На военной службе с 1914 г. Окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при военной школе летчиков-наблюдателей (1925), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1931). До 1914 г. слесарь на авиационном заводе «Дукс» (г. Москва).

В годы Первой мировой войны проходил службу в воздухоплавательных и авиационных частях, прапорщик (1917). Председатель Бюро комиссаров авиационных и воздухоплавательных частей Петроградского гарнизона (первого советского органа управления Красным Воздушным флотом, 10.11.1917-01.1918).

В годы Гражданской войны в России: комиссар-инструктор по авиации 1-го корпуса РККА, председатель правительственной комиссии по организации эвакуации из портов Северной области авиационной военной техники и имущества, командир Архангельской авиагруппы, начальник авиационно-автомобильного отдела штаба командующего Северным фронтом, начальник авиаотдела Авиадарма, командир 1-й Воронежской авиагруппы, начальник отряда авиационного и автомобильного транспорта по добыче и доставке горючего и смазочных материалов с Каспийско-Кавказского побережья, командир 3-го артиллерийского авиаотряда.

В период 1921-1929 гг. на различных летных и командных должностях в РККВВФ (ВВС). С 1932 г. старший инспектор НИИ ВВС РККА.

Награды: орден Красного Знамени; Почетное революционное оружие; часы и грамота.

***

Акашев Константин ВасильевичАКАШЕВ Константин Васильевич [22.10(3.11).1888 — 9.04.1931]

Председатель Всероссийской коллегии по управлению Воздушным Флотом Республики (01-05.1918).

Советский военный руководитель, конструктор, военный летчик. Окончил Двинское реальное училище, летную школу при Итальянском аэроклубе (1911), высшее училище аэронавтики и механики (1914) и военную авиационную школу во Франции (1915). Профессиональный революционер. С лета 1909 г. в эмиграции.

В годы Первой мировой войны рядовой летчик-доброволец французской авиации (1914-1915). По возвращении в Россию: конструктор и летчик-испытатель на авиазаводе (г. Петроград), комиссар Михайловского артиллерийского училища (с 08.1917), член Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (с 11.1917).

В годы Гражданской войны в России: председатель Всероссийской коллегии по управлению Воздушным Флотом Республики (01-05.1918). Под его руководством осуществлен подбор кадров в состав РККВВФ, проведена большая работа по сохранению имущества и материальных ценностей авиационных частей. С мая 1918 г. — комиссар, с июля — военком Главного управления РККВВФ.

Оставаясь в прежней должности, с августа 1918 г. на фронтах Гражданской войны: командующий воздушным флотом 5-й армии Восточного фронта, начальник авиации и воздухоплавания Южного фронта. Возглавлял авиагруппу особого назначения, созданную для борьбы с белым конным корпусом, действовавшим в тылу войск Южного фронта Красной Армии (08-09.1919). Начальник Главного управления РККВВФ (03.1920-02.1921).

С весны 1921 г. в заграничной командировке по организации заказов и приемке самолетов и авиационного оборудования. Участник международных авиационных конференций в Лондоне и Риме, эксперт по Воздушному Флоту на международной Генуэзской конференции (1922). Торговый представитель СССР в Италии, позднее — на руководящих должностях в Авиатресте, на авиазаводах в Ленинграде и Москве, преподаватель Военно-Воздушной Академии РККА им. проф. Н.Е.Жуковского. Необоснованно репрессирован (1931). Реабилитирован (1956, посмертно).