Борис Сергиевский, выдающийся лётчик — испытатель, авиационный инженер — конструктор и общественный деятель, родился 7 февраля 1888 года в Царском Селе под Санкт — Петербургом, в семье инженера путей сообщения. Отец, Василий Сергеевич и мать (девичья фамилия — Екатерина Томашевская, закончила Смольный институт Благородных девиц), происходили из старых русских дворянских родов.
Вскоре семья переехала в Одессу, где Сергиевский закончил в 1906 году реальное училище Святого Павла и вскоре поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. Ещё, будучи школьником, Сергиевский был награждён медалью за спасение утопающего. С детства увлекался спортом — плаванием, коньками, велосипедными гонками. Последнему виду он обязан знакомством со знаменитым велогонщиком Сергеем Уточкиным. Тем самым, что стал одним из первых российских лётчиков.
Сергиевский стал активным членом созданного в институте студенческого воздухоплавательного кружка, где познакомился с Игорем Сикорским. Под руководством одного из первых русских лётчиков — Сергея Уточкина — в 1912 году начал учиться летать на самолёте. Уже после 3-х учебных полётов, Борис поднялся в небо самостоятельно на «Фармане», это случилось 3 марта 1912 года.
В том же году, отбывая воинскую повинность, Сергиевский сдал экзамен на прапорщика запаса. После защиты в 1913 году институтского диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии для него не хватило и, демобилизовавшись, Сергиевский стал работать в Киеве инженером-мостостроителем.
С началом Первой мировой войны Сергиевский был призван в армию в 125-й Курский пехотный полк. В одном из боёв, несмотря на полученное ранение, принял командование ротой, за что был произведён в поручики. Часть, в которой он воевал, сражалась против Австро-Венгерских войск в Карпатах. Сергиевского наградили орденом Святого Георгия — высшей военной наградой в российской армии. В марте 1915 года он был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.
В начале 1916 года была объявлена запись добровольцев в авиацию. Сергиевский сразу же подал прошение. После непродолжительной службы офицером-наблюдателем на самолёте «Вуазен», Бориса откомандировали в Севастопольскую военную авиационную школу для обучения на различных типах боевых машин. Сдав весной 1917 года экзамен на «военного лётчика», Сергиевский поступил во 2-й истребительный авиаотряд, организатором и первым командиром которого стал выдающийся русский лётчик Е. Н. Крутень. На вооружении отряда состояли французские истребители «Ньюпор» с ротативным двигателем «Рон».
Сергиевский оказался превосходным лётчиком-истребителем. Он разработал собственную тактику ведения воздушного боя с двухместными машинами противника. Она заключалась в том, чтобы сближаться с неприятелем на встречных курсах, находясь выше него, затем выполнять быструю «бочку» и атаковать снизу — сзади с близкой дистанции. Используя этот метод, Сергиевский сбил несколько вражеских самолётов.
Другой свой метод он применял для уничтожения привязных аэростатов наблюдения. Подлетал к ним на большой высоте, чтобы обезопасить себя от зенитной артиллерии. Когда же она открывала огонь, делал вид, что сбит, и начинал снижаться, беспорядочно кувыркаясь в воздухе. Немцы прекращали огонь. На высоте аэростата, Сергиевский внезапно выравнивал самолёт и, выпустив в шар очередь зажигательных пуль, пикируя на большой скорости, уходид из — под обстрела. Так он уничтожил 3 аэростатных поста наблюдения. Однажды вражеский снаряд всё же «достал» его самолёт. Но пилоту удалось посадить повреждённую машину.
Сергиевский быстро стал одним из лучших российских лётчиков — истребителей. В 55 воздушных боях он уничтожил 11 вражеских самолётов и 3 аэростата, за боевые заслуги был награждён орденами Святой Анны 2, 3, 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, представлен к чину штабс-капитана, назначен командиром отряда истребителей. Но блестящую карьеру талантливого лётчика оборвала революция.
В ноябре 1917 года Революционный комитет издал приказ о прекращении всех боёв на фронте. Но немцы продолжали полёты разведчиков над расположениями наших войск. Однажды Сергиевский не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий самолёт, последний из своих 11. За нарушение приказа Бориса арестовали и приговорили к… расстрелу. Но ему удалось бежать. Добрался до Киева, вступил в отряд белогвардейской авиации, выполнял разведывательные полёты.
После тягот военных и революционных лет жизнь в Англии казалась спокойной и приятной. Однако начавшаяся в следующем году Гражданская война заставила его вернуться назад, в Россию. В конце 1919 года Сергиевский командовал эскадрильей в армии Юденича, а в следующем году формировал на территории Польши авиацию 3-й армии Врангеля. За свою службу в Белой армии лётчик был награждён орденом Святого Николая 4-й степени с мечами и бантом. После прекращения боевых действий Сергиевский работал в Польше в комиссии по военнопленным, и, обладая хорошим голосом, зарабатывал на жизнь также исполнением оперных арий.
В 1923 году Сергиевский вместе со своей 2-й женой и сыном эмигрировал в США, где первое время работал строителем, но, узнав об организованной на Лонг-Айленде собственной фирме Игоря Сикорского, устроился там инженером и лётчиком-испытателем. Сергиевский внёс большой вклад в разработку S-35 и других первых американских самолётов Сикорского.
С 1926 по 1928 год Борис Сергиевский на гидросамолёте конструкции Игоря Сикорского служил в нефтеперерабатывающей компании в Колумбии, потом вернулся шеф-пилотом на фирму Сикорского в Стратфорд. Он являлся испытателем почти всех амфибий и летающих лодок этой фирмы, установил на них с 1930 по 1936 год 18 мировых рекордов, совершил в 1931 году уникальный перелёт из Нью-Йорка в Сантьяго, а в 1933 году принял участие в трансафриканской экспедиции. Сергиевский заслуженно считается одним из самых выдающихся лётчиков Америки и лётчиком №1 среди русских эмигрантов. Он продолжал летать на собственной амфибии до глубокой старости, не раз пересекая Атлантику.
В 1935 году Сергиевский женился на дочери нью-йоркского миллионера Г. Б. Хохчайлд, от которой имел дочь. В имении жены под Нью-Йорком он прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства Сергиевский использовал для поддержки различных начинаний русских эмигрантов.
В 1938 году он в качестве вице — президента и лётчика — испытателя вошёл в возглавлявшуюся известным русским ученым и конструктором Г. А. Ботезатом фирму «Helicopter Corporation of America». Им были испытаны вертолёты GB-2 и GB-5 оригинальной, соосной схемы. Вскоре, после смерти Ботезата в 1940 году, фирма прекратила своё существование, а Сергиевский в годы Второй Мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й Американских Воздушных армий.
В послевоенные годы Сергиевский некоторое время летал на чартерных линиях, руководил лётной школой на Лонг — Айленде, а также занимался большой общественной деятельностью, возглавлял и принимал участие во многих русских обществах и культурных мероприятиях. Он был бессменным председателем Общества бывших русских лётчиков в США и почётным председателем всех объединений русских лётчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо — русским союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других.
Умер великий русский лётчик и патриот в 1971 году, в Нью-Йорке.
Оставьте свой отзыв