Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Азаров Пётр Лукьянович

Азаров Пётр Лукьянович

Родился 14 августа 1922 года в деревне Зиновино, ныне Угранского района Смоленской области, в семье крестьянина. В 1930 году вместе с семьёй переехал в Москву. Образование получил неполное среднее, окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал на заводе слесарем-механиком. Окончил аэроклуб. С ноября 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С 11 ноября 1942 года в действующей армии. В составе 86-го бомбардировочного авиационного полка (позднее преобразован в 134-й Гвардейский БАП) сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

К марту 1945 года старший лётчик 134-го Гвардейского бомбардировочного Таганрогского Краснознамённого ордена Александра Невского авиационного полка (6-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии лейтенант П. Л. Азаров произвёл 158 боевых вылетов, из них 133 — одиночным самолётом на разведку войск, фотографирование оборонительных сооружений и аэродромов противника. В групповых воздушных боях с участием его экипажа уничтожено 8 истребителей противника.

19 апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года — в запас. Умер в 1954 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды); медалями.

* * *

Боевая жизнь лётчика Петра Азарова фактически началась в августе 1941 года, когда их военная авиационная школа пилотов была эвакуирована в Заволжье. Руководитель полётов предложил Азарову вылететь в район учебного полигона для отработки подхода и захода на бомбометание. Получив приказ, Пётр ещё раз уточнил задание и поднял в небо свой бомбардировщик СБ. Руководитель полёта, наблюдавший за набором высоты и чёткостью выхода на курс, остался доволен выучкой курсанта.

Придя в заданный район, Азаров умело сделал несколько атак на «цель» и уже приготовился идти домой, как вдруг увидел справа пару «Мессершмиттов». Немецкие лётчики, видимо, также заметили одинокий советский бомбардировщик. Оценив обстановку, Азаров бросил машину в крутое пике и, маскируясь, взял курс на свой аэродром. Такой маневр для противника оказался неожиданным, и они потеряли из виду одинокий самолёт, который мог стать для них довольно лёгкой добычей.

Выслушав доклад курсанта, командир эскадрильи объявил ему благодарность. Смелые действия комсомольца Азарова стали вскоре известны всей школе. Его находчивость при неожиданной встрече с врагом приводили в пример другим. Написали об этом и в его служебной характеристике.

А в июле 1942 года в выпускной аттестации Петра Азарова появилась новая запись: «Летает с большим желанием. Техника пилотирования отличная. Достоин присвоения воинского звания «сержант». Может быть использован в скоростной бомбардировочной авиации». С этим заключением Азаров и прибыл в 3-й запасной авиационный полк. Однако вместо долгожданных боевых вылетов на разгром гитлеровских захватчиков, к чему так настойчиво готовился Пётр, ему предложили снова засесть за учебники. Предстояло переучиться на новый пикирующий бомбардировщик «Петляков-2».

Как-то просматривая газеты, Петр встретил сообщение о том, что завершился оборонительный период Сталинградской битвы. Советские войска, остановив наступление врага, сорвали его стратегический план по захвату Сталинграда и прорыву в Закавказье, к источникам советской нефти.

— Вот, прочитал эту заметку и как-то неловко стало, — поделился Азаров своими мыслями с товарищами. — С одной стороны, радостно, что бьют гитлеровцев. А с другой? Того и гляди под Сталинградом без нас доколотят фашистов.

Желание комсомольца Петра Азарова на этот раз сбылось. В декабре 1942 года он уже обрушивал на своем пикирующем бомбардировщике смертоносный груз на головы противника. По 2 — 3 вылета в день совершал его экипаж, обретая мастерство, увеличивая свой боевой счёт, приближая победу над фашистскими войсками, окружёнными у стен Сталинграда.

К весне 1943-го о Петре Азарове с похвалой отзывались уже не только в 86-м бомбардировочном авиаполку, но и в других частях. Ему присвоили офицерское звание. Экипаж младшего лейтенанта не только наносил прицельные удары по врагу, но и не раз отличался в выполнении разведывательных полётов, добывая ценные сведения о противнике. Так, 30 мая 1943 года, в составе группы Пе-2, он вылетел на бомбардировку вражеского аэродрома в районе Донбасса. Несмотря на сильный обстрел, наши лётчики, соблюдая противозенитный маневр, действовали уверенно. Младший лейтенант, находясь в ударной группе, нанёс бомбовый удар по цели. Было отчётливо видно, как взвились вверх огненные смерчи от вспыхнувших на аэродроме вражеских машин. Повторяя один заход за другим, бомбардировщики уничтожили 16 самолётов противника. Кроме того, в схватках с немецкими истребителями наши лётчики подожгли 5 «Мессершмиттов». Это была замечательная победа. О ней в те дни много писали фронтовые газеты.

Как-то раз в полк поступило сообщение, что в район Калиновки немцы подтянули крупные силы танков и артиллерии. Создалась угроза продвижению наших войск. Требовалось отобрать наиболее подготовленные экипажи для нанесения мощного бомбового удара по скоплению живой силы и техники противника. И на этот раз фамилия младшего лейтенанта Азарова была названа в числе первых. Окрылённый доверием лётчик с особой тщательностью готовился к вылету. Он обговорил с экипажем каждую деталь задания. Обратил внимание штурмана и стрелка-радиста на их действия в особых условиях полёта.

Появление наших бомбардировщиков в районе цели было встречено сильным огнём зенитной артиллерии врага. Однако группа прикрытия, в которой шёл Азаров, немедленно нанесла удар по огневым точкам. Получилось удачно. С первого же захода замолкло несколько зениток. Прицельным оказался и второй заход. А в это время основная группа нанесла бомбовый и штурмовой удары по танкам и мотопехоте врага.

Через 30 минут после этого Калиновка была взята нашими войсками. А вскоре в полк поступила телеграмма командующего наземной армией, в которой он объявлял благодарность всем лётчикам, участвовавшим в выполнении важного задания и обеспечившим продвижение наших войск.

В начале августа 1943 года боевые друзья поздравляли Азарова с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени. Радостно переживал он эту высокую оценку его ратного труда. В ответ на награду Родины ему хотелось сделать ещё больше.

В один из дней поступила команда вылететь на разведку в район станции Харцизск. Азаров первым попросился пойти на эту цель. Командир полка не раз убеждался в отменных качествах этого воздушного следопыта, поэтому согласился с просьбой лётчика без колебаний, но предупредил:

— Знаю, что лёгких боевых заданий не бывает. Но это задание повышенной трудности. Постарайся быть предельно бдительным. Жду с важными сведениями.

Тщательно изучив условия подхода к цели, Азаров решил пойти на хитрость: набрать необходимую высоту, зайти в глубь территории, занятой противником, затем с разворотом на 180 градусов приблизиться к объекту. Так и было сделано. При этом самолёт Азарова издавал звуки, характерные для немецких бомбардировщиков. Всё это позволило Азарову беспрепятственно появиться над станцией, где как на ладони стояли 7 железнодорожных эшелонов с боевой техникой и оружием.

Обнаружив эшелон, Азаров немедленно послал на КП полка радиограмму с точным указанием количества составов. И тут же получил новое задание: отправиться на разведку аэродромов в район Донбасса, куда, по агентурным данным, немцы посадили несколько авиаполков. И здесь Азарову помогла смекалка. Маскируясь рельефом местности, он неожиданно выскочил над аэродромом, на который только что приземлились «Юнкерсы» и «Мессершмитты», ещё не успевшие зарулить на стоянку. Сообщив новые данные в полк, лётчик взял курс домой. Но в это время в наушниках раздался тревожный голос стрелка-радиста Князева:

— Слева с превышением двести метров пара «Фоккеров».

— Приготовиться к отражению атаки, — ответил Азаров.

Немецкие лётчики, тем временем, уже атаковали Пе-2. Однако Князев был начеку. Длинная очередь из пулемёта отрезала путь противнику. Тогда немцы решили, видимо, расстрелять Пе-2 на встречном курсе и сделали переворот через крыло. Азаров разгадал замысел врага. Небольшим доворотом вправо он предоставил возможность штурману Виктору Онищенко выпустить прицельную очередь. «Фоккер» словно наскочил на препятствие, на мгновение застыл на месте, затем, оставляя дымную полосу, пошёл со снижением. Его ведомый поспешно покинул поле боя.

— Молодец, Виктор! — не удержался Азаров от похвалы своему штурману.

Вскоре показалась линия фронта, а затем аэродром. Выслушав доклад Азарова, находившийся в полку командир дивизии объявил экипажу благодарность.

— Мне приятно отметить, — сказал комдив, — что по вашим разведданным уже действуют группы наших штурманов и бомбардировщиков, уничтожая вражеские эшелоны с боевой техникой, нанося бомбовые и штурмовые удары по аэродромам противника…

Бомбардировщик Пе-2 одного из ГБАП

В новый, 1944 год Пётр Азаров вступил опытным командиром. Его повысили в звании. Теперь Гвардии старшему лейтенанту приходилось водить на задания целые группы «Петляковых». На его груди появился второй орден Красного Знамени и почётный знак советской Гвардии.

10 апреля 1944 года перед 134-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком была поставлена задача нанести бомбовый удар по скоплению танков и мотопехоты противника в населенном пункте Байсары. Ознакомившись с заданием, командир полка решил послать на эту цель лучших лётчиков, имеющих опыт бомбометания с пикирования. Азарову вменялось в обязанность возглавить группу прикрытия.

Как только взвилась в небо зелёная ракета, Гвардейцы вылетели на очередное задание. Выполняя указания, они действовали чётко, решительно. И, несмотря на шквальный огонь вражеской артиллерии, наши успешно произвели бомбометание по танкам противника. Фотоснимки подтвердили несколько прямых попаданий. И снова в числе отличившихся значилась фамилия Азарова.

Однако не только успехи сопутствовали ратным делам крылатого Гвардейца. Были и огорчения. Как-то в один из майских дней около двух десятков Пе-2 вылетели для бомбардировки аэродрома в районе Херсона, откуда немцы совершали частые налёты на советские войска, действовавшие на Севастопольском направлении. Выполнение этого задания осложнялось тем, что противник сосредоточил здесь значительные средства ПВО и в воздухе почти непрерывно барражировали истребители.

Как и следовало ожидать, на подступах к цели «Петляковых» встретила группа Ме-109. Однако четвёрка «Лавочкиных», прикрывавшая наших бомбардировщиков, сразу же вступила в бой с истребителями противника. С первой же атаки советским лётчикам удалось расстрелять один, а затем другой вражеский самолёт. Не ожидавший такого исхода, противник дрогнул. В этот момент по нашим машинам открыли ураганный огонь зенитчики. Но и они не помешали Гвардейцам точно выйти в район вражеского аэродрома, на котором находились десятки самолётов разных типов. Взметнувшиеся вверх столбы огня и дыма свидетельствовали о том, что атака оказалась удачной. Горели самолёты, рвались боеприпасы, полыхали бензозаправщики. Но именно в этот момент при выходе из очередной атаки зенитный снаряд угодил в самолёт Азарова. Машина начала терять скорость и высоту.

— Пробиты левая плоскость и хвостовое оперение! — послышался голос стрелка-радиста.

Штурман экипажа Гвардии старший лейтенант Онищенко, понимая, какие трудные минуты переживает командир, старался как можно чаще напоминать об оставшемся времени полёта до их аэродрома.

Подлетая к аэродрому, Азаров привычно поставил кран шасси на выпуск, но на приборной доске кабины лётчика вспыхнула красная лампочка, сигнализирующая, что правая стойка шасси не вышла. Что делать? Новая беда могла кончиться трагично для экипажа. Оценив обстановку, руководитель полётов приказал Азарову произвести посадку на фюзеляж. Однако лётчик настоял, чтобы приземлиться на одно колесо.

Трудно сказать, что больше помогло тогда Петру Азарову совершить эту необычную посадку: смелость, желание сохранить боевую машину или отменное мастерство. Но только видавшие виды авиаторы были удивлены столь ювелирной посадкой Пе-2. Умело действуя элеронами, триммерами и рулём высоты, лётчик удачно приземлил самолёт. Лишь в конце пробега «Петляков» плавно качнулся на крыло, но затем пробежал ещё несколько метров и замер на месте. Но не только эта отменная посадка удивила однополчан. Они были поражены, как вообще удалось Азарову долететь до своего аэродрома. В самолёте насчитали до 30 пробоин.

И таких примеров мужества, отваги и боевого мастерства в биографии Петра Азарова было немало. В разные ситуации в годы войны попадал крылатый герой, но всегда выходил из них победителем.

Могила Героя Советского Союза П.Л. Азарова.В феврале 1945 года, представляя Азарова к званию Героя Советского Союза, командир 134-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка подполковник Катков писал: «За время пребывания в полку Гвардии старший лейтенант Азаров проявил себя дисциплинированным, грамотным, общительным, вежливым в обращении офицером… Обладает отличной техникой пилотирования, грамотно эксплуатирует материальную часть в любое время года… В боях при освобождении Белоруссии, Литвы, при разгроме фашистов в Восточной Пруссии П. Л. Азаров мастерски наносил бомбовые удары по врагу…» В этой немногословной, но емкой оценке виден боевой лётчик, умелый командир, герой из племени соколов.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Гвардии лейтенант Азаров Пётр Лукьянович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6230).

После войны Пётр Азаров продолжал службу в ВВС. В 1949 году по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Москве, работал шофёром на автобазе.

В 1954 году он уехал на целину, в Алтайский край. Вскоре тяжело заболел и 29 ноября 1954 года умер. Похоронен на кладбище села Устьянка Бурлинского района Алтайского края. Первое время за могилой ухаживали местные школьники, но постепенно имя прославленного лётчика было забыто, могила его заросла, родственники на ней так и не появились. Только в 1995 году имя Героя было возвращено из забвения. Теперь на могиле установлен новый памятник, в Устьянской школе есть небольшой стенд, посвящённый Герою Советского Союза Петру Лукьяновичу Азарову. Его имя увековечено в мемориале одного из гарнизонов.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». — М.: Воениздат, 1988.
2. «Герои огненных лет. Книга 4». — М.: Политиздат, 1980.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image