Иван Васильевич Битюков родился 13 октября 1912 года в посёлке Соляной Рудник им. Урицкого Артёмовского района Донецкой области. Окончил 7 классов. Работал лентовщиком. Затем окончил рабфак и 1 курс института. С 11 августа 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, затем — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Был оставлен в нём инструктором. Затем служил инструктором в Мелитопольской военной авиационной школе пилотов.С января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.
14 сентября 1943 года командир эскадрильи 618-го штурмового авиационного полка (4-я Воздушная армия, Северо — Кавказский фронт) Капитан И. В. Битюков на штурмовике Ил-2 атаковал баржи противника в Керченском проливе. В ходе боя таранил фашистский самолёт связи. Вместе со стрелком приземлились на парашютах. Попал в плен, находился в Лодзинском лагере военнопленных, затем в Маутхаузене. Дожил до освобождения. В 1945 году уволился в запас.
Награждён орденами Красного Знамени (трижды), медалями.
* * *
В известной книге Т. Полака и К. Шоурза «Асы Сталина» можно найти сведения о том, что капитан И. В. Битюков в штурмовых атаках уничтожил 6 немецких самолётов, 22 танка, 150 грузовиков и 35 орудий. Кроме того, в воздушных боях он сбил 13 самолётов противника (вероятнее всего, лично и в группе). И всё это менее чем за год войны. Но заслуженной награды он не получил…
Иван Васильевич Битюков родился 13 октября 1912 года в посёлке Соляной Рудник ныне Артёмовского района Донецкой области. В Красной Армии с 11 августа 1935 года. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов и Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в котором был оставлен лётчиком — инструктором. Затем Битюков служил инструктором в Мелитопольской военной авиационной школе пилотов и на фронт попал только в начале 1943 года.
12 января 1943 года 6 Ил-2 из состава 618-го штурмового авиаполка (214-я штурмовая авиадивизия, 2-й смешанный авиакорпус, 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт), ведомая командиром эскадрильи старшим лейтенантом И. В. Битюковым, в плотном строю подошла к аэродрому Питомник на высоте 100 метров со стороны солнца и с планирования обрушила свой боезапас на стоявшие на аэродроме самолёты и зенитную артиллерию противника.
При выходе из атаки ведущий Битюков увидел, что к аэродрому подходят 6 транспортных самолётов Ju-52. Была подана команда атаковать «Юнкерсы». Каждый лётчик выбрал себе по одному самолёту и атаковал его. В результате атаки были сбиты все 6 транспортных самолётов противника. Ещё 4 самолёта были уничтожены на земле. В этом бою штурмовики потерь не понесли.
Однополчане считали его «заговорённым», но в сентябре того же года командир эскадрильи 618-го штурмового авиаполка капитан И. В. Битюков попал в плен. Выполняя на Ил-2 боевое задание по штурмовке вражеских позиций в районе станицы Гостагаевской, Битюков заметил немецкий самолёт Hs-126 и, так как боезапас самолёта был уже израсходован, таранил его. Немецкий самолёт упал в плавни, но и экипаж Ил-2 был вынужден выброситься из повреждённого самолёта на парашютах.
Писатель С. С. Смирнов писал:
«Капитан нашей авиации лётчик-штурмовик Иван Битюков в 1943 году во время боёв на Кубани совершил воздушный таран и вынужден был приземлиться на территории, занятой врагом. Несколько дней он вместе со своим стрелком-радистом скрывался в кубанских плавнях, пытаясь пробраться на восток, к линии фронта, но потом был ранен и захвачен в плен. Он прошёл через целую цепь лагерей, совершил удачный побег, сражался в рядах партизанского отряда в Чехословакии и там снова попал в руки гитлеровцев. На этот раз его со смертным приговором отправили в Маутхаузен, в «изолирблок №20».
До того как стать узником 20-го «блока смерти» Битюков совершил уже 3 дерзких побега. В Маутхаузене он тоже принял активное участие в организации восстания с целью побега и оказался в числе немногих, которым удалось бежать. Он долго пробирался на восток и уже на территории Чехословакии вышел в расположение советских войск.
История не сохранила свидетельств о том, как проходила последовавшая после этого проверка сотрудниками СМЕРШа и чем она закончилась. Известно лишь, что Битюков был уволен в запас и на момент, когда С. С. Смирнов обнародовал свои рассказы о неизвестных героях, работал инженером вагоноремонтного завода на станции Попасная. Вопрос о награждении его званием Героя Советского Союза никогда не поднимался.
Оставьте свой отзыв