Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фесенко Михаил Ильич

Фесенко Михаил Ильич

Родился 15 сентября 1923 года в посёлке Лиман, ныне город Красный Лиман Донецкой области (Украина), в семье служащего. Окончил 10 классов, аэроклуб в городе Славянск Донецкой области. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (в городе Уральск, Казахстан) в 1943 году и направлен на Центральный (с октября того же года — Белорусский) фронт в 874-й штурмовой авиационный полк 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й Воздушной армии.

Первый боевой вылет совершил 6 сентября 1943 года в период боёв за левобережную Украину. Участвовал в освобождении городов Конотоп (Сумская область), Бахмач, Нежин (оба — Черниговская область), затем в боях на Гомельском и Жлобинском направлении, уничтожении Бобруйской группировки противника, Люблин-Брестской операции.

В конце сентября 1944 года Гвардии лейтенант М. И. Фесенко был командирован в тыл и во главе группы молодых лётчиков выполнял задания по перегонке самолётов в дивизию, не имея при этом в группе ни одного случая аварии и поломки материальной части. Вернулся в полк в марте 1945 года и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. С того же времени ведущим группы участвовал в боях по овладению городом Кюстрин (ныне — Костшин-на-Одре, Польша), ликвидации Восточно-Померанской группировки противника, в Берлинской операции.

К апрелю 1945 года заместитель командира эскадрильи 175-го Гвардейского штурмового авиационного полка (11-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант М. И. Фесенко совершил 112 боевых вылетов (в том числе 48 — ведущим группы), уничтожил и повредил: 8 танков, 101 автомашину, 40 орудий полевой и 27 орудий зенитной артиллерии, 9 миномётов, 1 склад боеприпасов, 6 жилых домов, превращённых в узлы обороны, создал 13 очагов пожара, истребил около 750 солдат и офицеров противника. Участвовал в 10 воздушных боях. 15 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. Был заместителем по лётной подготовке и командиром 905-го бомбардировочного авиационного полка (333-я бомбардировочная авиационная дивизия, 73-я Воздушная армия, Туркестанский ВО). В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1968 году присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В 1972 году был советником командующего ВВС Демократической Республики Вьетнам. С 1980 года — в запасе. Жил в Москве. Умер 30 августа 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (трижды) и 20 медалями; орден и медаль ДРВ, орден «Братерства Брони» и медаль Польши), Болгарская медаль. Почётный гражданин города Красный Лиман.

 * * *

 Я родился 15 сентября 1923 года в городе Красный Лиман Донецкой области. До войны окончил 10 классов средней школы. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Закончив авиашколу по сокращенной программе с 18 часами самостоятельного налёта на самолёте Ил-2, в мае 1943 года прибыл на Центральный фронт в 874-й штурмовой авиационный полк. Уже на третий день пребывания в полку, после проверки техники пилотирования, облёта района полётов и изучения обстановки на фронте, был включён в боевой расчёт для выполнения боевой задачи. Началась боевая работа.

Изначально дорога в авиацию мне была закрыта наглухо: ростом не вышел. Но я всё-таки пробился к штурвалу. День за днём буквально вытягивал себя в весе на перекладине, привязывая к ногам гири. Страшно было в первых боевых вылетах или нет — об этом не помнится. Главное — смотреть только на ведущего (самолёт, идущий впереди всей группы): куда он — туда и ты, что он делает — то и ты. Потеряешь его из виду — погибнешь. Поэтому первый бой прошёл совсем незаметно — ни огня, ни дыма не видал. Это уже потом нагляделся, когда сам стал ведущим. Страх был один — чтобы по своим не ударить. Хотя перед каждым вылетом мы так «зубрили» карту боевых действий, что могли по памяти нарисовать её один к одному, не глядя в оригинал.

Начинал я свой боевой путь с обычного лётчика в 175-го Гвардейском штурмовом авиационном Слуцком Краснознамённом ордена Суворова полку под командованием Гвардии полковника М. Г. Волкова. Свой боевой путь я проходил через Землянск (13.06.1942), Рябинки (24.01.1943), Телегино (23.02.1943), Красная Заря (10.03.1943), Зыбино (10.03.1943), Елец (29.03.1943), Русский Брод (3.10.1943), Измалково (3.07.1943), Радубеж (13.07.1943), Ребендер (23.07.1943), Износково (2.09.1943), Хижки (13.09.1943), Нежин (2.10.1943), Тростань (7.10.1943), Журавка (24.10.1943), Урицкое (16.11.1943), Ровковичи (31.01.1944), Журавка (4.03.1944), Рогинь (2.05.1944), Бобровичи (20.06.1944), Забава (6.07.1944), Копино (27.07.1944), Родзынь (3.08.1944) и другие. Участвовал в боевых действиях за Днепр, Белоруссию, освобождение Польши, в Берлинской операции.

16 апреля 1945 года я был ведущим группы 12 самолётов Ил-2 и ударами с воздуха поддерживал наши войска на Кюстринском плацдарме, обеспечивая переправу главных сил 5-й Ударной армии через реку Одер. Мы сделали 6 заходов на позиции немцев, подавили огневые точки, артиллерийские и миномётные позиции. Тем самым, обеспечили переправу. И такие эпизоды были почти в каждом боевом вылете. Также я участвовал в боевых операциях под Воронежем, в Косторненской операции при освобождении города Курска, уничтожал фашистов и немецкую технику на Курской дуге, участвовал в освобождении таких городов, как: Орёл, Брянск, Нижний, Чернигов, Конотоп, Бахмач, Гомель, Калинковичи, Могилев, Бобруйск, Минск, Брест, многих других городов и сел. Военные действия я закончил в должности заместителя командира эскадрильи Гвардейского штурмового авиаполка.

После войны окончил академию КВВА им. Гагарина, продолжал службу в ВВС СА на командных должностях: командир полка, дивизии, заместитель командующего ВА, а также в аппарате Главкома ВВС. Оставив свою подпись на Рейхстаге 5 мая 1945 года, я был уверен: всё, война окончена. Тогда все так думали, не веря, что человечество может ещё когда-нибудь вернуться к ужасам боёв, бомбёжек, бессмысленной смерти ни в чём не повинных людей. Но я ошибся. И уже в 1973 году я был назначен советником командующего ВВС и ПВО ДРВ (Демократическая республика Вьетнам).

За успешное выполнение боевых заданий и массовый героизм в годы Великой Отечественной войны приказом НКО №270 от 19 августа 1944 года нашему полку было присвоено Гвардейское звание. За успешные боевые действия при освобождении города Слуцка в июне 1944 года наш полк был удостоен почётного наименования «Слуцкий». В июле 1944 года полк был награждён орденом Боевого Красного Знамени. За успешные бои на территории Польши наш полк был награждён орденом Суворова 3-й степени. А 14 особо отличившихся в боях за свободу и независимость Родины лётчиков удостоены высокого звания — Герой Советского Союза. Среди них был и я.

Мой боевой путь от Днепра до подступов Берлина был нелёгок и трагичен. За этот период я произвёл 112 успешных боевых вылетов. Штурмовикам звание Героя давали за каждые 100 боевых вылетов, а в первые годы войны и за меньшее их число — очень немногие дотягивали до заветной цифры. Под Гомелем, к примеру, штурмовики вернулись на свой аэродром без 8 экипажей. 16 апреля 1945 года огнём зениток в течение дня было повреждено 12 Ил-2. И это уже под Берлином, где огневое противодействие было в основном подавлено, а истребительное — вовсе отсутствовало. К тому времени полк потерял 3 полных состава лётчиков и стрелков. Моих однокашников по училищу в дивизии осталось всего 4, из 22-х…

В первых же боевых вылетах в районе Днепра мой самолёт подбили. То ли знание карты помогло, то ли действительно есть Бог на небе, но в болото не плюхнулись, на бережку приземлились, под Чернобылем. Из ближайшей деревни ребятишки прибежали: «Наши, наши!» Это уже было хорошо, а ещё лучше, что и дорога оказалась поблизости. К вечеру добрались до своих. И больше всех радовался командир полка. А Витя Кудрявцев, стрелок, с которым вместе чуть в болото не угодили, жив — здоров и поныне, иногда созваниваемся, встречаемся.

Наш полк часто выполнял по 5-6 боевых вылетов в день. 48 раз я лично водил группы по 6-8 самолётов на выполнение сложных боевых заданий, 10 раз участвовал в боях с истребителями противника. За 120 вылетов я уничтожил и повредил много живой силы и боевой техники противника.

Свой боевой путь я начал в ожесточённых боях за освобождение Советской Украины, городов Конотоп, Бахмач, Нежин. 6 сентября 1943 года я произвёл свой первый боевой вылет по уничтожению живой силы и техники врага в районе Попова слобода. Несмотря на сильное противодействие врага, я всё-таки пробился к цели и с 4-х заходов уничтожил 2 миномёта и более 10 солдат и офицеров противника. Имея сильные повреждения самолёта от зенитного огня, перебитое управление правым элероном я сумел привести самолёт на свой аэродром и произвести благополучную посадку.

В этой операции я произвёл 13 успешных боевых вылетов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками 14.02.1943 года получил первую правительственную награду — орден Красной Звезды, будучи Гвардии старшим лейтенантом.

В боях за освобождение Советской Белоруссии на Гомельском и Жлобинском направлениях я произвёл 26 успешных боевых вылетов, уничтожив и повредив при этом: 30 автомашин, 9 орудий полевой и зенитной артиллерии, 5 миномётов, 27 повозок с боеприпасами и грузами, 17 железнодорожных вагонов, до 140 солдат и офицеров противника. 21.10.1943 года при выполнении задания по уничтожению миномётов и артиллерии противника в районе Холмеч наша группа штурмовиков подверглась атаке 8 ФВ-190. В ходе боя, 4 «Фоккера» были связаны истребителями сопровождения, а вторая четвёрка пыталась помешать нам, выполнить задание. Несмотря на это, мы продолжали обрабатывать цель, одновременно сочетая маневр с ведением огня, отбивались от атак истребителей противника. Сделав 4 захода, наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. В этом бою я уничтожил 2 автомашины, 1 миномёт и до 10 солдат и офицеров противника. Так я, Гвардии старший лейтенант, получил свою 2-ю правительственную награду — орден Красного Знамени.

К моменту проведения Бобруйской операции я уже был ведущим группы в 6-10 самолётов. Тогда в нашу задачу входила поддержка с воздуха наступающих частей. Я произвёл 9 успешных боевых вылетов, уничтожив и повредив при этом 1 танк, 12 автомашин, 2 орудия, 8 железнодорожных вагонов, 1 паровоз, истребил до 70 солдат и офицеров противника.

За участие в разгроме окружённой группировки немцев юго-восточнее Бобруйска получил благодарность от Главного маршала авиации А. А. Новикова. Принимая активное участие в боях западнее города Ковель при форсировании реки Западный Буг, в освобождении от немецких захватчиков Польши, городов Луков, Седлец, Минск-Мазовецкий я произвёл 34 успешных боевых вылета, уничтожив и повредив при этом: 2 танка, 27 автомашин, 19 орудий, 6 тягачей, 26 повозок, истребил до 200 солдат и офицеров противника.

В августе 1944 года за успехи в боях 299-я штурмовая авиационная дивизия была преобразована в 11-ю Гвардейскую ШАД, а наш 874-й полк получил наименование 175-го Гвардейского ШАП.

24 августа 1944 года в сложной тактической обстановке, в условиях стремительного движения наших войск на запад, выполнял, будучи ведущим группы, задание по уничтожению отходящих колонн противника. Установив движение противника в районе Шляхецнит, Елене я обрушил смертоносный груз группы на головы фашистов. Группой при этом было уничтожено: 9 автомашин, 12 повозок с грузами, 3 орудия, истреблено до 40 гитлеровцев. Лично я уничтожил 1 автомашину, 2 повозки и до 10 гитлеровцев.

4 октября 1944 года я получил третью правительственную награду — орден Отечественной войны 1-й степени. В боях за овладение Померанией я произвёл 16 боевых вылетов, уничтожив при этом: 1 танк, 14 автомашин, 12 орудий, 19 повозок, истребил до 130 солдат и офицеров.

В боях за очищение от противника восточного берега реки Одер и улучшение своих позиций я произвёл 14 успешных вылетов ведущим группы в 6-18 самолётов. 25 марта 1945 года, выполняя задание по уничтожению окружённой группировки немцев в районе Кюстрин (Ной-Блейхен), поддерживая связь с землей, я, точно, всей группой, наносил удары по заданной цели и, несмотря на ожесточённый огонь зенитной артиллерии, не ушёл с цели, пока не закончились боеприпасы и не получил разрешения с командного пункта. Наземные войска всегда восторженно отзывались о работе моих групп, неоднократно объявляя мне благодарность.

Фесенко Михаил ИльичА вот персональный отзыв обо мне, как о ведущем группы: «Отлично действовали! Приходите ещё раз». Это земля передала по радио. А после приземления в штаб дивизии поступила телефонограмма от командира 32-го стрелкового корпуса генерала Жеребина: «Всем экипажам группы объявляю благодарность за отличные действия по опорному пункту Ной — Блейен». В том вылете я вёл группу за Одер, севернее Альтдамма, в тыл немцам. Развернулся, но атаковать в первом заходе не стал, а доразведал цель с пологого пикирования. Засёк большое скопление танков, автомашин, пехоты. Приказал ведомым: «Бомбы бросать серийно, по две кассеты. Иду в атаку, боевой курс 165». Я первым накрыл цель противотанковыми бомбами — по 96 штук в кассете. Танки запылали. Мой ведомый младший лейтенант Малин сбросил бомбы вслед за мной. Грянул мощный взрыв. На земле возникла паника, а шестёрка наших «Илов» заход за заходом поливала пушечно-пулемётным огнём мешанину из машин и людей. В марте 1945 года я получил 4-ю правительственную награду за 24 успешных вылета — орден Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, Гвардии старший лейтенант Фесенко Михаил Ильич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7031).

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». — М.: Воениздат, 1988.
2. «От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Том 10». — М.: Алгоритм, 2005

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image