Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хомякова Валерия Дмитриевна

В.И.Хомякова

Лётчик — истребитель. Родилась в 1914 году в Москве, в семье инженера — химика. Пойдя по стопам отца, окончила химический институт имени Менделеева. После окончания аэроклуба, работала лётчиком — инструктором.

Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Воевала в составе 586-го женского истребительного авиационного полка ПВО, была заместителем командира эскадрильи. 24 сентября 1942 года первая среди женщин — лётчиц сбила в ночном бою самолёт противника (бомбардировщик «Юнкерс-88»). Погибла в сентябре 1942 года под Саратовом в авиационной катастрофе.

***

На фронтовых дорогах нашим воздушным бойцам не раз приходилось встречать девушек в лётной форме. Молодым парням они казались олицетворением женственности и красоты. В небе же, в схватках с врагами, девушки показывали образцы отваги и лётного мастерства. Многие из них не дожили до светлого Дня Победы, не вернулись из полёта. Но они оставили свой след на земле. Как, например, Валерия Хомякова, погибшая осенью 1942 года. Кто же была эта девушка — лётчица ?

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Училась она в средней школе №32, занималась спортом. В 17 лет стала студенткой химико-технологического института. В 1937 году окончила его, получив диплом с отличием. В студенческие годы с увлечением занималась в планерном кружке и, уже работая на одном из заводов столицы, училась в аэроклубе. Небо звало всё настойчивее и мечта привела девушку в Центральный аэроклуб. Здесь она стала лётчиком-инструктором.

Вспоминает известная лётчица Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнёва:

«Валерия Хомякова была прекрасным педагогом, моим надёжным товарищем по работе в аэроклубе. Как одну из лучших лётчиц Осоавиахима её всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. И как человек Валерия была удивительно приятной. Она отличалась жизнерадостностью, своей неутомимой энергией умела заражать всех. В ней подкупали собранность, умение подчинить всю себя основной цели.

Война развела наши дороги. Я стала «ночником», Хомякову же, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк».

Авиагруппу по формированию трёх женских авиационных полков возглавила прославленная лётчица Марина Раскова. В учебном центре, который находился в городе Энгельсе, никто ещё не знал, кто и в какой полк попадёт. Но Валерия уже тогда решила для себя однозначно: «Буду только истребителем!» Сильная воля чувствовалась в этой красивой стройной девушке.

Отбор в истребительный полк был наиболее тщательным. На его вооружение поступали самолёты Як-1 — лучшие наши истребители того времени. При отборе Хомякова показала отличную технику пилотирования. Комиссия была придирчивой и строгой, но, видя, как чётко и красиво выполняет Валерия фигуры высшего пилотажа, один из членов комиссии, Полковник Багаев, сказал: «Эта будет истребителем!»

Путь к боевой зрелости был суров, но о трудностях в своих письмах к родным Валерия не упоминала. Письма были лаконичны, всегда полны бодрости и оптимизма. «Узнаю много нового и интересного по теории, — писала она, — учусь стрелять». И радовалась: «А на каких машинах буду летать, мечта!»

Як-1 В.Хомяковой

Пришёл день её первого боевого вылета… Вспоминает Н. Словохотова:

«Весной 1942 года наш 586-й истребительный авиаполк, хорошо обученный и сколоченный, вооружённый новенькими «Яками», вошёл с строй боевых частей. Когда немецкие войска устремились к Сталинграду, мы получили задачу прикрыть с воздуха важный стратегический объект — город Саратов. Одной из первых на боевые задания стала вылетать Валерия Хомякова. К тому времени она была назначена заместителем командира эскадрильи.

Лётчицы 586-го ИАП. Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицына ( слева направо ) после полёта, 1942 год

Лётчицы 586-го ИАП. Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицына (слева -направо) после полёта, 1942 год

Валерия была не только отличным лётчиком, но и волевым командиром — воспитателем. Эти качества проявились у неё ещё в аэроклубе. Курсанты Хомяковой были хорошим пополнением для военных лётных школ. Так, командование Борисоглебской военной школы пилотов не раз присылало благодарность инструктору Хомяковой за отличную подготовку её учеников».

В те трудные дни битвы на Волге город Саратов играл особую роль в обеспечении войск под Сталинградом. Из-за Волги по железнодорожному мосту непрерывно шли эшелоны с войсками, боеприпасами, боевой техникой. Этот моста стал стратегическим объектом. К нему рвалась немецкая авиация. Но бомбардировщиков встречал мощный заградительный огонь зенитных орудий, а в воздух поднимались истребители ПВО. Однажды вражеский бомбардировщик всё же прорвался сквозь огонь зенитчиков и устремился к мосту. Его обнаружили и намертво схватили лучи прожекторов…

Из архивных документов 586-го истребительного авиаполка:

«При ночном бомбардировочном налёте на Саратов 24 Сентября 1942 года заместителем командира эскадрильи Лейтенантом Хомяковой Валерией Дмитриевной был открыт боевой счёт полка: сбит первый самолёт противника — бомбардировщик Ju-88».

Юнкерс-88

Немецкий двухмоторный бомбардировщик-разведчик Junkers Ju-88.
Эти слова навсегда вписаны в историю полка. Много потом подвигов совершили лётчицы, но этот навсегда будет особенно памятным. Вспоминает Е. Полунина, бывшая в годы войны авиационным механиком самолёта Валерии Хомяковой:

«Пламя полыхало над Волгой: вражеские самолёты разбомбили баржу с нефтью. Непрерывно били наши зенитки. Днём поступило указание: когда воздушная цель будет поймана прожекторами, зенитчики прекращают по ней огонь и в дело вступают истребители.

И в ночь на 25 сентября по тревоге в небо поднялся самолёт Леры Хомяковой. Мы с земли, затаив дыхание, наблюдали за ним. Видели, как прожектористы поймали в клещи пересекающихся лучей бомбардировщик противника, как наша лётчица открыла по нему огонь. Немецкий стрелок стал отвечать. Хомякова, не обращая внимания на свинцовые трассы, вновь атаковала. А потом мы увидели, как «Юнкерс» камнем пошёл вниз. Вскоре истребитель приземлился на аэродроме. Валерия доложила коротко и деловито: «Вражеский самолёт сбит!»

Из рассказа Валерии Хомяковой о своём ночном бое корреспонденту военной газеты:

«Вылетела я по боевой тревоге в 21 час 40 минут. Очень боялась, что немец уйдёт… Волновалась, конечно. И только тогда, когда увидела, что наши прожекторы тремя лучами освещают вражеский самолёт, стала вдруг совершенно спокойной и сосредоточенной. Уж теперь — то я всю скорость выжала из своего «Яка»…

Майор Казаринова (справа) и комиссар Куликова поздравляют В. Хомякову.

Майор Казаринова (справа) и комиссар Куликова поздравляют В. Хомякову.

Пристроившись сверху сзади, дала пушечно — пулемётную очередь. Чувствую, что и вражеский стрелок бьёт по мне. Инстинктивно отвалила в сторону и снова ударила. Бомбардировщик с правым разворотом вошёл в пике и врезался в землю.

Иду на посадку, и такая гордость меня распирает: ведь это я сбила его, мерзавца. Пусть знают враги, каковы наши девчата!..»

Вспоминает бывший авиационный техник 586-го авиаполка В. Гущина:

«Когда Хомякова благополучно вернулась на аэродром, мы все бросились к ней, стали обнимать и целовать её. Нашей радости не было границ. А Лера, всегда скромная до застенчивости, и в эти счастливые минуты не говорила о себе, а больше благодарила нас за хорошую подготовку самолёта.

На рассвете группа лётчиц, вместе с командиром полка, выехала к месту падения немецкого самолёта… Неподалёку от моста в прибрежном лозняке распласталась искорёженная машина. Возле неё — мёртвые пилоты с нераскрывшимися парашютами. Видимо, так стремительна и неожиданна оказалась для них атака истребителя, что они не сразу поняли, что самолёт падает. Выпрыгнули, да поздно — парашюты не успели раскрыться. На груди одного из них было несколько крестов — высших наград Германии. Видимо немало побомбил он мирных городов в Европе…»

Железнодорожный мост через Волгу, который защищала отважная девушка, неприятель так и не смог разбомбить. Более 40 лет после окончания войны по нему всё шли и шли поезда…

В.И.Хомякова

В.И.Хомякова

Город помнит свою героиню: в Саратове есть улица имени Валерии Хомяковой, её именем названа также одна из средних школ, где каждый год первый урок у первоклассников начинается с рассказа о подвиге отважной лётчицы.

Из сочинения ученицы средней школы Ирины Чугуновой:

«Она прожила 28 лет. Много ли это ? Не знаю. Важно, наверное, сколько ты за это время успел. Валерия Хомякова успела многое. Её нет среди нас, но светлое и чистое имя этого человека живёт в наших сердцах».

Да, Валерия Хомякова прожила короткую жизнь. А ей бы жить да жить, радоваться солнцу и небу, иметь семью, растить детей, внуков… Не выпало ей это счастье. Послевоенная судьба Валерии могла быть похожа на судьбы её подруг — однополчанок: А. Макуниной — доктора географических наук, профессора МГУ; Н. Словохотовой — доктора химических наук; З. Мальковой — доктора педагогических наук; Н. Андреевой — лауреата Государственной премии…

Рано оборвалась жизнь отважной лётчицы Валерии Хомяковой. В конце cентября 1942 года она погибла. Случилось это не в очередном ночном воздушном бою, как пишут в некоторых изданиях, а довольно прозаично. Измученная дневными боевыми вылетами, во время ночного дежурства она дремала в землянке и потом крепко уснула. По сигналу тревоги техник, не дожидаясь лётчицы, сама запустила мотор, и выбежавшая Валерия, прыгнув в самолёт, сразу пошла на взлёт, не успев как следует присмотреться в темноте. Истребитель с рёвом устремился в черноту ночи, а спустя несколько секунд от удара задрожала земля…

Её боевая жизнь оказалась до обидного короткой, но она погибла успев выполнить свой долг перед Родиной до конца.

 

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image