Родился 28 июля 1920 года в Прадо (Пью — де — Дом). 15 августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство получил 15 марта 1940 года. Затем обучался в училище в Этампе. После капитуляции Франции 23 июня 1940 года на польском судне перебрался в Англию и присоединился к движению «Свободная Франция». В период с июля 1940 года по январь 1941 года участвовал в операциях на территории французской Западной Африки, чтобы закрепить её за сторонниками де Голля. Затем вернулся в Англию и завершил свою лётную и боевую подготовку.
Вскоре сержант Ла Пуап был зачислен в 602-ю эскадрилью Королевских ВВС, летающий на истребителях «Спитфайр — VB», где впоследствии получил офицерское звание. В августе 1942 года, когда он наконец одержал первую победу, ему было присвоено английское звание старшего лейтенанта. Вскоре ему представилась возможность выбора: летать на штурмовку вражеских объектов с авианосца, базировавшегося в Средиземном море, или отправиться на Восточный фронт. Он выбрал второе.
Будучи самым молодым пилотом «Нормандии», он прибыл в Советский Союз в конце ноября 1942 года, имея французское воинское звание аспиранта. В русское небо поднялся в числе первых, чтобы сразиться с врагами. На «Яке» де ла Пуапа ( по настоятельной просьбе пилота ), Жорж Марлен, его механик, нарисовал акулью пасть.
На первых порах не всё получалось складно. Однажды, Пуап атаковав разведчик FW-189, не только не смог уничтожить его, но и получил травму головы. FW-189 был очень маневренным самолётом, и победа над ним всегда доставалась с трудом. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, «подныривая» под самолёт противника, с переходом на бреющий полёт. Де ля Пуап, решив однажды догнать «Раму», так увлёкся пикированием за ней, что у него от резкого перепада давления даже лопнула барабанная перепонка.
После посадки к нему подошёл Литтольф и спросил:
— Вы хоть сбили того, из — за кого пострадали?
— Определённо сбил бы, да забыл снять предохранители с оружия, — простодушно ответил Пуап.
— Вам не акулу, а ворону следует нарисовать, — процедил сквозь зубы Литтольф.
Этот бой стоил Пуапу трёхнедельного пребывания в госпитале ( вместе с Марселем Лефевром, подхватившим желтуху ). Нашим врачам удалось полностью восстановить отважному французу слух и вернуть его в строй. А затем, что ни день, то боевое задание…
Однажды его самолёт подбили и при посадке одна из стоек шасси не выходила. Ему приказали покинуть самолёт. Он не выполнил команды — тончайший мастер пилотажа посадил машину на одно колесо. Пуап приземлился, сохранив машину, которая была тогда на вес золота.
После завершения первого этапа боёв «Нормандии», когда она была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, Пуапу было присвоено звание младшего лейтенанта. К тому времени, боевой счёт эскадрильи значительно возрос. Заслуги многих французских лётчиков были отмечены высокими советскими наградами. В феврале 1944 года орден Красного Знамени засиял и на груди Ролана де ля Пуапа.
Весной 1944 года полк вернулся на фронт и участвовал в боевых действиях до повторного отзыва в тыл в Ноябре.
Як-9Т Ролана де ла Пуапа, полк «Нормандия — Неман», 1944 год.
Як-9 Пуапа
…Осень 1944 года застала «Нормандию» уже в Восточной Пруссии. Шли ожесточённые и непрерывные бои. Немцы стремились любой ценой остановить наступление советских войск. 14 октября Роллан де ля Пуап вылетел со своим звеном на блокировку вражеского аэродрома. При подходе к цели он заметил 8 истребителей противника, которые поднимались в воздух. Осторожничать не было времени, и Пуап принял решение — атаковать немцев всей четвёркой. Противник не набрал ещё полной скорости и был не в состоянии что — либо сделать против атакующих. В результате немцы, потеряв 3 самолёта из 8, не выдержали навязанного им боя и поспешили уйти в облака…
16 октября 1944 года стало самым удачным днем в истории «Нормандии». В этот день лётчики полка, совершив около 100 боевых вылетов, сбили 29 самолётов противника и около 50 уничтожили на земле. Одну из побед записал на свой счёт и Ролан де ля Пуап.
Свою последнюю победу он одержал 26 октября, когда в трудном поединке уничтожил Ме-109. Через два дня, 28 октября 1944 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с немецко — фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту полка «Нормандия — Неман» Ролану де ля Пуапу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В ноябре 1944 года «Нормандия» была вновь отправлена в тыл для переучивания на новые самолёты Як-3. Там Пуап наконец получил возможность немного отдохнуть. Он имел на счету уже 16 побед (9 из них — в группе), ещё 1 победа не получила официального подтверждения и произвёл 125 боевых вылетов.
Як-3 Капитана Ролана де ла Пуапа. Германия, Декабрь 1944 года.
Ролан де ла Пуап у своего Як-9
В середине декабря 1944 года Ролан де ля Пуап был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков, отправлен во Францию в отпуск. Вернуться в полк ему уже не удалось — он был назначен на новую должность в сводной дивизии «Франция», создаваемой в Туле. Войну закончил в звании капитана.
Список воздушных побед капитана Ролана де ля Пуапа:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место падения противника |
13 апреля 1942 г. | Ме-109F (поврежден) | Грейвланд |
13 апреля 1942 г. | Ме-109 | Грейвланд |
16 июня 1943 г. | FW-189 (в группе) н/п | Мулятино |
31 августа 1943 г. | Ju-87 | Ельня |
1 сентября 1943 г. | FW-190 (в группе) | Ельня |
4 сентября 1943 г. | FW-190 | Ельня |
19 сентября 1943 г. | Ju-87 (в группе) | Ельня (зап.) |
22 сентября 1943 г. | Ju-87 | Смоленск (Ю-В) |
4 октября 1943 г. | Hs-126 (в группе) | Красное |
13 октября 1943 г. | FW-190 (в группе) | Горки |
14 октября 1943 г. | Ме-109 | Рани |
16 октября 1944 г. | Ju-87 (в группе) | Сталупонен (Ю-В) |
16 октября 1944 г. | Ju-87 | Сталупонен (Ю-В) |
16 октября 1944 г. | 2 FW-190 (в группе) | Сталупонен (Ю-В) |
18 октября 1944 г. | Hs-129 (в группе) | Сталупонен (Южн.) |
23 октября 1944 г. | FW-190 | Гумбиннен (Ю-В) |
26 октября 1944 г. | Ме-109 (в группе) | Тракенен |
Несколько первых мирных месяцев Пуап провёл в составе «Нормандии» в Бурже, но в 1947 году уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море (в специальном аквариуме) изучал жизнь дельфинов.
Ролан де ля Пуап скончался 23 октября 2012 г.
На последней фотографии — Альбер Лебра. Кстати, часто повторяющаяся ошибка.