Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фролов Александр Филиппович

Фролов Александр ФилипповичРодился 23 ноября 1918 года в селе Пронск, ныне посёлок городского типа Рязанской области, в семье служащего. Жил в Ленинграде, где окончил 10 классов школы № 13. Работал лаборантом на ленинградском заводе «Выдвиженец». С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Челябинское военное авиационное училище штурманов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1942 года штурман звена 5-го Гвардейского авиационного полка (50-я авиационная дивизия, АДД) Гвардии старший лейтенант А. Ф. Фролов совершил 164 боевых вылета на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники врага. Уничтожил 14 самолётов на земле и 4 — в воздушных боях. 31 декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны совершил 340 боевых вылетов

После войны Гвардии майор А. Ф. Фролов продолжал служить в дальней авиации. В 1950 году окончил Высшую лётно-тактическую школу командиров частей. С 1959 года Гвардии полковник А. Ф. Фролов — в запасе. Жил и работал в городе Днепропетровске. Умер 11 января 1995 года. Похоронен на Сурско-Литовском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

 * * *

За год до войны прибыл Александр Фролов в 81-й дальнебомбардировочный авиационный полк. Это был высокопрофессиональный коллектив. Не случайно в годы войны здесь выросли первоклассные воздушные бойцы, прославившие авиацию своими героическими подвигами.

26 июня 1941 года Фролов поднялся в опалённое взрывами зенитной артиллерии небо и повёл воздушный корабль на вражескую цель. Первый бой для лётчика Фролова едва не оказался последним. Девятка бомбардировщиков Ил-4, в которой был и экипаж штурмана Фролова, совершала полёт в район города Новоград-Волынский Житомирской области для бомбардирования колонны фашистов. Через 3 часа при ясной погоде с высоты 2000 метров экипаж с первого захода вышел точно на цель и смело ринулся через заградительный огонь противника бомбить танковые колонны, замаскированные в кустах. Задание было выполнено успешно. Но едва экипаж успел закрыть бомболюки, как радист Василий Татаринцев доложил о приближении истребителей противника…

Смертельная опасность нависла над экипажем Фролова. Два вражеских истребителя ринулись на Фролова, тяжело ранили стрелка-радиста Татаринцева и повредили мотор у самолёта. Скорость машины сразу резко упала. Она стала отставать от боевого порядка. Один из фашистских лётчиков сразу увидел это, решил в упор расстрелять самолёт Фролова. Превозмогая боль в груди, Татаринцев приоткрыл глаза, увидел несущегося на него врага и буквально на доли секунды опередил фашистского лётчика, дал по нему последнюю в своей жизни очередь и поджёг самолёт фашиста. Другие самолёты из девятки тут же прикрыли экипаж Фролова, который и дотянул до своей территории.

В конце лета 1941 года немецким войскам удалось форсировать Днепр севернее Днепропетровска и занять плацдарм на его левом берегу. Снабжение плацдарма оружием и всем необходимым шло по наведённой временной переправе. Для уничтожения её было послано звено бомбардировщиков. В этом звене штурманом одного из самолётов был лейтенант Фролов. При заходе на цель снарядами зенитной артиллерии самолёт младшего лейтенанта Вдовенко был подожжён вражеским снарядом. Лётчик направил объятый пламенем самолёт на один из понтонных мостов переправы и разбил её. Фролов и другие лётчики, воодушевлённые подвигом своих боевых друзей, точным бомбометанием уничтожили остальные понтонные мосты, выполнив задание командования.

Фролов летал и днём, но больше — ночью. 5 ноября 1941 года, за мужество проявленное в первые месяцы боёв, его награждают орденом Красного Знамени. Цели, которые приходилось бомбить гвардии старшему лейтенанту Фролову в 1941 – 1942 годах, были разные — доты, дзоты на линиях фронта, железнодорожные мосты, узлы и переправы через водные рубежи, аэродромы, механизированные войска, военно-политические объекты, столицы государств — союзников фашистской Германии и Берлин — логово фашизма.

В одном вылете экипаж Фролова совместно с другими бомбардировщиками полностью уничтожили фашистский аэродром в городе Армавире, на котором находилось 30 хорошо замаскированных самолётов врага. В другом — десяток складов с горючим.

11 октября 1942 года Фролов был представлен к званию Героя Советского Союза. Командование полка отмечало в наградном документе:

«С 26.06.1941 г. по сентябрь 1942 г. совершил 164 боевых вылета, из них 104 — ночью. За этот период сбросил 184 000 кг бомб. Израсходовал по воздушным и наземным целям 35 000 патронов и сбросил 860 000 экз. листовок, за что имеет благодарность от командного состава Южного фронта.

Тов. Фролов является лучшим штурманом в полку по самолетовождению и полётам в сложных метеоусловиях, не имеет случаев потери ориентировки, его посылают на выполнение самых сложных и ответственных заданий.

За указанный период экипажем уничтожено: танков — 34, самолётов на земле — 14, сбито в воздухе — 4, уничтожено автомашин с военным грузом — 68, переправ — 1, складов с горючим — 4, с боеприпасами — 6, железнодорожных вагонов — 14.

Тов. Фролов в тёмную ночь всегда приводит самолёт к намеченной цели и с исключительным мастерством поражает её. Так, 6.01.1942 г. экипажу была поставлена задача днём бомбардировать аэродром противника в г. Мариуполе. Экипаж в густой снег вылетел на задание. В трудных метеоусловиях и при противодействии зенитной артиллерии, ведущей огонь из 15 точек, при истребительном нападении, точно поразил цель. Уничтожено 2 самолёта на земле и 2 автомашины. Без потерь возвратились в часть.

28.02.1942 г. экипаж ночью бомбардирует скопление эшелонов с живой силой противника на ст. Павлоград. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, ведущей из 10 точек, прожекторов 10 шт., экипаж точно поразил цель, уничтожив 8 вагонов. В пристанционных помещениях вызвал пожар и 3 сильных взрыва.

30.06.1942 г. экипаж ночью бомбардирует аэродром противника в исключительно трудных метеоусловиях и, выйдя на цель, уничтожает склад горючего.

3.07.1942 г. экипаж ночью бомбардирует ХТЗ в исключительно сложных метеоусловиях при противодействии зенитной артиллерии и прожекторов. Но цель поражена. Уничтожен цех завода и было отмечено 4 взрыва большой мощности.

8.07.1942 г. ночью экипаж бомбардирует скопление мотопехоты на ж.д. станции Белгород. Экипажем уничтожены 4 вагона, остальные бомбы взорвались на ж.д. путях. Движение на длительное время прервалось.

23.08.1942 г. экипаж ночью бомбардирует аэродром в Минеральных Водах. Подавил огонь зенитных батарей и уничтожил на земле 1 самолёт. В бой идёт с большим желанием».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года Гвардии старший лейтенант Фролов Александр Филиппович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 770).

Борьба истребителя и бомбардировщика во многих случаях заканчивается победой первого. В экипаже Фролова было наоборот. О мужестве экипажа, его профессионализме говорит тот факт, что командир корабля Давыдов и штурман Фролов удостоены звания Герой Советского Союза одним Указом.

1943 год был годом напряжённой боевой работы. Полёты на дальние цели чередовались с полётами на ближние. 27 мая 1943 года на аэродроме города Саки Фроловым было обнаружено и уничтожено 20 самолётов противника. На обратном пути их догнала группа «Мессеров», которая набросилась на самолёт Фролова со всех сторон. Загорелся правый двигатель, затем фашисты ранили лётчика и радиста. Фролов взял управление самолётом на себя. Как заправский пилот он, применив скольжение на крыло, сбил с двигателя пламя. На одном двигателе Фролов всё-таки пересёк линию фронта.

Осенью 1943 года Фролову пришлось «вернуться» в город Днепропетровск, оставленный в 1941 году. На рассвете Ил-4 взлетел в небо и взял курс на запад. Вот и Днепропетровск. С первого захода Фролов сбросил первую бомбу по железнодорожному узлу и предельно точно попал в бензиновые цистерны, вторая бомба свалила с платформ танки и автомобильную технику. Среди фашистов началась паника. Дальнейшие взрывы бомб настигают и их. Задание экипаж Фролова выполнил успешно.

Советский бомбардировщик Ил-4

Активную «обработку» вражеских позиций провёл экипаж при освобождении 3 сентября 1943 года города Енакиево. Бомбился крупный железнодорожный узел с целью срыва перевозок противника. Много летали на вражеские аэродромы. 29 декабря 1943 года Фролов награждается вторым орденом Красного Знамени.

В 1943 – 1944 годах он сражался с врагом за освобождение Днепропетровщины, Мариуполя, Острой Могилы, Крыма. Осенью 1944 года полк, в котором служил Фролов, передислоцировался на север – в Прибалтику. Пришлось Фролову повоевать и на Балтийском море. В 1944 году в очередном наградном листе Фролова отмечалось:

«Совершил 34 боевых вылета днём и 287 ночью. За последнее время совершил боевые вылеты на дальние цели: Хельсинки, 27.02.1944 г. — 1 вылет; Таллин, 10.03.1944 г. — 1 вылет; Брест, 13.05.1944 г. — 1 вылет. За время боевых действий по военным и промышленным объектам противника сбросил 398 000 кг бомб разного калибра. При этом было уничтожено: самолётов на аэродромах противника — 26, автомашин с войсками и грузами — 81, танков — 43, разрушено 3 переправы, уничтожено 15 складов с горючим и боеприпасами, отмечено 29 прямых попаданий в цеха и корпус заводов, вызвано 79 пожаров и взрывов разного характера. В неравных воздушных боях экипаж сбил 4 истребителя противника. Хороший воспитатель. Свой опыт передал 8 молодым штурманам, которые успешно выполняют боевые ночные задания.

В ночь на 27.02.1944 г. при нанесении бомбардировочного удара по военно-промышленному объекту г. Хельсинки т. Фролов умелым противозенитным маневром точно вывел самолёты на цель. Сброшенные бомбы вызвали 2 больших пожара в центральной части города.

В ночь на 8.03.1944 г., произведя 2 вылета на бомбардирование скопления войск противника в г. Нарва, экипаж, несмотря на сложные метеоусловия, успешно выполнил боевое задание, вызвал 2 сильных взрыва с последующими пожарами, предположительно взорван больший склад боеприпасов.

Гв. майор Фролов являлся лучшим штурманом по освещению целей. В ночь на 11.04.1944 г. при нанесении частью бомбового удара по ж.д. узлу Львов произвёл отличное освещение цели, чем обеспечил успешное выполнение боевого задания экипажами полка.

В ночь на 1.07.1944 г. при бомбардировании ж.д. станции Ягиловичи экипаж сброшенными бомбами вызвал 2 пожара с последующими взрывами. Взорван склад боеприпасов».

Экипаж совершал много налётов по целям, расположенным недалеко от линии фронта. Так, полк активно участвовал в освобождении городов: Бобруйска — 29 апреля 1944 года; Осиповичей — 28 июня 1944 года; Севастополя — 9 мая 1944 года; Белостока — 27 июля 1944 года; Седлеца — 31 июля 1944 года; Галаца — 27 августа 1944 года. За активную помощь в освобождении Севастополя полку присвоено наименование «Севастопольский». В 1945 году полк продолжал свою освободительную миссию, лётчики подвергали бомбовыми ударами Берлин, принимали участие в разгроме противника под Кёнигсбергом.

Фролов Александр ФилипповичВот наконец наступил и конец войны. Снова пишутся аттестации, награждаются отличившиеся. В последнем наградном листе Гвардии майора А. Ф. Фролова отмечается:

«За период Великой Отечественной войны, действуя в составе экипажа, совершил 34 боевых вылета днём с налетом 115 часов и 306 боевых вылетов ночью с налётом 946 часов. В последнее время провёл боевые вылеты: 2 — на г. Кёнигсберг; 1 — на г. Бреслау; 3 — на г. Данциг; 3 — на бомбардирование полосы на Берлинском направлении, из которых 1 — на бомбардирование центральной части Берлина. Противнику нанесён существенный урон. На всём протяжении Отечественной войны не имеет случаев лётных происшествий. Ввёл в строй 16 молодых штурманов, отлично выполнявших боевые задания.

В ночь на 21.02.1945 г. при нанесении бомбардировочного удара по ж.д. узлу Штаргард экипаж прицельным бомбардировочным ударом на ж.д. узле вызвал 2 сильных пожара. В ночь на 10.03.1945 г., действуя в порту Данциг, совершая полёт в сложных метеоусловиях, с высоты 800 м прицельно сбросил по порту бомбовый груз, в результате чего в порту вызвано 2 больших пожара. В ночь на 31.03.1945 г. при бомбардировании Берлина сброшенными бомбами в центральной части города вызван большой пожар».

Приказом командующего Воздушной армии № 1 от 13.07.1945 года Гвардии майор А. Ф. Фролов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Это был итог его боевых действий за последний год войны…

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image