Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Тузов Михаил Филиппович

Тузов Михаил ФилипповичРодился 1 ноября 1907 года в деревне Большое Сырково, ныне Волоколамский район Московской области, в семье крестьянина. В 1909 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1932 году окончил рабфак. Работал паяльщиком на Московском ламповом заводе. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг.

С июня 1941 года принимал участие в Великой Отечественной войны. Сражался на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. Был заместителем командира, а затем командиром эскадрильи 31-го ближнебомбардировочного авиационного полка (позднее преобразован в 4-й ГБАП).

К августу 1944 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (280-я смешанная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, 3-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор М.Ф. Тузов совершил 181 боевой вылет на бомбардировку войск противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 2 вражеских самолёта. 23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны совершил около 300 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1954 года Гвардии подполковник М.Ф. Тузов — в запасе. Жил в Москве. Умер 15 июня 1983 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Красной Звезды; медалями.

***

С первого дня Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи капитан Михаил Тузов участвовал в боях. Бомбардировочный авиационный полк, в котором он служил, базировался в то время в Прибалтике. Тузов помнит, как в четвёртом часу ночи 22 июня 1941 года в полку была объявлена боевая тревога: в сторону их лагерного аэродрома шли вражеские самолёты. Почти все лётчики успели поднять свои машины и перелететь на запасной аэродром: сказалась боевая выучка мирных дней. А через несколько минут фашистские бомбардировщики нанесли удар по опустевшему аэродрому, на котором остались лишь неисправные машины…

Вскоре Тузову пришлось бомбить вражеские войска, рвавшиеся в глубь нашей страны по шоссе Тильзит — Шяуляй — Двинск. Сброшенные экипажем бомбы сделали своё дело: на земле горели танки, орудия, автомашины.

26 июня полк получил новое задание: произвести бомбометание по скоплению танков и артиллерии в районе Двинска. Возглавлять группу поручили Тузову. Ветер, всю ночь трепавший лохмотья туч, которые шли с Балтийского моря, к утру утих. И когда солнце своими теплыми лучами коснулось светлой окраски машин, Тузов подал команду экипажу занять свои места. Надев шлемофон и парашют, он первым опустился в кресло. Вслед за ним заняли места штурман капитан Михаил Жерновой и стрелок-радист старшина Иван Корнев.

Жерновой высоко ценил Тузова за его незаурядное лётное мастерство. Хорошо знал способности штурмана и Тузов. С Михаилом Жерновым его связывала давняя дружба. Часто они летали в одном экипаже и хорошо изучили друг друга. Не один раз убеждался Тузов в умении Жернового в сложных погодных условиях выводить группу бомбардировщиков на цель. Оба они, заместитель командира и штурман эскадрильи, лестно отзывались о стрелке-радисте Иване Корневе, успевшем отлично зарекомендовать себя в первых же боевых вылетах.

Как только в воздух взвилась сигнальная ракета, самолёты группы один за другим поднялись в небо. Под мерный рокот моторов Тузову вспоминалось минувшее. В августе 1933 года, после окончания рабфака, он надел форму курсанта военной школы лётчиков. Трудовая закалка, любовь к порядку, стремление всё довести до конца, дисциплинированность и исполнительность сделали Тузова одним из лучших курсантов. Часто ему приходилось помогать товарищам по учёбе — не многие имели тогда за плечами рабфаковское образование. По окончании военной школы Тузов служил в авиационных частях, храбро сражался на Карельском перешейке, за что весной 1940 года был награждён орденом Красного Знамени. Затем более года вместе с лётчиками полка Михаил днём и ночью совершенствовал профессиональное мастерство. Весной 1941 года на проводимых в Прибалтике лётно-тактических учениях экипажи 31-го авиаполка, отлично выполнив дневное и ночное бомбометание по подвижным целям на полигоне, получили благодарность от командующего ВВС округа. Среди отличившихся был и экипаж Тузова. Вскоре Михаила повысили в должности, он стал заместителем командира эскадрильи…

В трудной воздушной обстановке начального периода войны, под вражеским зенитным огнём он и его товарищи уже несколько раз летали без истребительного сопровождения на уничтожение танков врага, для ударов по скоплениям его войск, важным военным объектам. За это время под натиском немецких войск пришлось сменить второй аэродром. Таяли ряды авиаторов. От зенитного огня и атак истребителей противника уже погибло несколько боевых товарищей, отличных лётчиков.

Неожиданно мысли заместителя командира эскадрильи прервал отчётливый голос штурмана:

— Подходим к цели. Впереди танки! Идут на северо-восток.

Земля встретила советские самолёты шквальным огнём зенитной артиллерии. В небе появились чёрные шапки разрывов снарядов. Они возникали то рядом с самолётами, то выше их. Сохраняя строй, экипажи начали маневрировать, меняя курс и высоту. Несколько раз машина Тузова содрогнулась от близко разорвавшихся снарядов. Пришлось применить противозенитный маневр. И опять послушный воле лётчика бомбардировщик устремился вперёд.

— На пять градусов вправо, — передал Жерновой в переговорное устройство.

Тузов незамедлительно довернул машину.

— Так держать! — голос штурмана был спокойным.

Это значило, что бомбардировщики на боевом курсе. Теперь успех зависел от мастерства лётчиков группы, от того, насколько точно они выдержат курс, скорость и высоту полёта.

— Цель под нами, — снова доложил Жерновой.

И в тот же миг машина Тузова чуть-чуть вздрогнула. Вниз, отделившись от самолёта, полетели бомбы. А ещё через несколько секунд на земле взметнулись высокие чёрно-красные столбы. Всё окуталось дымом и пылью, вспыхнули очаги огня. В это же время прямым попаданием зенитного снаряда на самолёте Тузова был подбит один мотор. Резко упала скорость машины. Лететь на одном моторе стало труднее.

— К нам приближаются истребители врага, — доложил Жерновой.

— Всем приготовиться к бою! — приказал Тузов.

Шестёрка «Мессершмиттов» с ходу атаковала звено второй девятки и подбила замыкающий бомбардировщик. Узнав об этом, Тузов решил прикрыть повреждённую машину. Но в это время «Мессеры», развернувшись, навалились на самолёт Тузова. Над кабиной капитана пронеслось несколько трасс. В ответ Жерновой и Корнев ударили короткими очередями из пулемётов. Когда же один из Ме-109 сделал крутой разворот, Тузов успел довернуть машину. Выплеснутые из стволов пулемётов огненные струи протянулись в сторону «Мессера». Он накренился, затем вспыхнул и стал беспорядочно падать. Тузов проводил его взглядом, пока тот не врезался в землю. Лишь после этого оставшиеся фашистские истребители повернули обратно. Наши же бомбардировщики, перелетев через линию фронта, без потерь возвратились на свой аэродром.

Тузов использовал блестящие возможности своего «Петлякова-2» не только для выполнения бомбовых ударов. Нередко он летал на разведку войск противника, фотографировал его объекты. Лётчики-фронтовики хорошо знают, что это такое — летать на фоторазведку. Вокруг разрывы снарядов, море огня, лётчик же не имеет права маневрировать ни по курсу, ни по высоте. Пока работают затворы фотоаппаратов, надо лететь как по струне. И Тузов летал. Летал фотографировать опорные пункты, аэродромы, скопления техники и живой силы фашистов. Доставленные им разведывательные данные помогали командованию раскрывать группировки противника, своевременно разгадывать их замыслы.

20 сентября 1941 года во время выполнения задания по бомбардировке сильно укреплённого опорного пункта в районе Подпорожья самолёт Тузова на первом же заходе был подбит огнём зенитной артиллерии, а лётчик ранен в лицо. Тузов сбавил газ и с трудом вывел машину в горизонтальный полёт. Однако, несмотря на ранение (кровь заливала лицо), капитан решил сделать ещё один заход и сбросить остаток бомб с горизонтального полёта. Преодолев огонь зениток, он вывел самолёт на цель. Бомбы и на этот раз точно легли на позицию вражеских артиллерийских батарей.

— Цель накрыта! — радостно доложил стрелок-радист старшина Иван Корнев.

Но радоваться было ещё рано. Уже через минуту рядом с бомбардировщиком ведущего группы разорвался один, а затем другой зенитный снаряд. Машину словно окатило градом осколков. Она стала малоуправляемой. А тут ещё правый мотор затрясло. Как ни трудно было управлять самолётом, капитан всё же сумел привести его на аэродром и посадить. Боевые товарищи помогли выбраться из кабины. При осмотре самолёта на земле инженер эскадрильи Виктор Ярцев обнаружил, что конец одной из лопастей металлического воздушного винта срезан осколком зенитного снаряда. Кроме того, в нескольких местах была прошита кабина, разбита часть навигационных приборов, повреждена тяга управления элеронами. Один из осколков застрял в трубе штурвала. В фюзеляже и хвостовом оперении самолёта техники насчитали около 30 рваных пробоин.

В 1943-1944 годах Тузов неоднократно водил группы самолётов на бомбардировку опорных пунктов противника, расположенных на переднем крае, а также в глубоком тылу, наносил бомбовые удары по врагу в районах Пскова, Луги, Новгорода, Волхова и Тихвина. Активное участие он принимал в прорыве блокады Ленинграда и в последующих операциях по изгнанию фашистских захватчиков из Ленинградской области. К тому времени он произвёл уже около 100 боевых вылетов. В феврале 1943 года Тузова назначили командиром эскадрильи.

Особенно памятным для Михаила был полёт, совершённый 27 марта 1944 года. В тот день бомбардировочный полк получил задачу: уничтожить самолёты противника на аэродроме Парканово, где, по данным разведки, скопилось более 60 бомбардировщиков «Юнкерс-88». Зная, какое важное значение командование дивизии придает результатам предстоящего бомбового удара, командир полка для выполнения этого задания выделил 12 самолётов Пе-2, включив в состав группы наиболее опытных командиров эскадрилий. Первую шестёрку Пе-2 должен был вести Герой Советского Союза Николай Стольников с штурманом полка Сергеем Козельковым, вторую — Михаил Тузов с штурманом Вдовиченко. К цели «Петляковых» должны сопровождать наши истребители. Однако когда бомбардировщики подошли к аэродрому истребителей, то их там не оказалось. Стольников запросил по радио командный пункт: как быть, идти к цели без прикрытия истребителей или возвращаться? Ему ответили с КП: «Действуйте по обстановке». Решение было одно — продолжать полёт.

К этому времени погода стала ухудшаться. Время от времени встречались дождевые облака. В эфире — полнейшая тишина. Когда прошли линию фронта и приблизились к цели, вражеские зенитки открыли сильный заградительный огонь. Пришлось всей группе применить противозенитный маневр по высоте. На боевом курсе отчётливо виднелись самолёты, автомашины противника. Ещё несколько минут и вниз полетела серия бомб. От сильных взрывов на земле взметнулись языки пламени. А тем временем самолёты, произведя маневр по курсу и высоте, снова устремились в атаку. И снова на вражеском аэродроме разом вспыхнуло несколько очагов пожара.

Через 3 дня партизаны сообщили, что на аэродроме Парканово после налета наших бомбардировщиков сгорело более двух десятков вражеских машин. Кроме того, прямым попаданием бомб уничтожены стоявшие на краю аэродрома два здания, в которых размещался лётно-технический состав. Об этом же 30 марта 1944 года во всех газетах было опубликовано сообщение Совинформбюро, в котором говорилось: «Авиация Ленинградского фронта совершила налёт на крупный немецкий аэродром, расположенный в глубоком тылу противника. Одну группу бомбардировщиков вёл лётчик Герой Советского Союза гвардии майор Стольников и штурман гвардии майор Козельков, другую — гвардии майор Тузов и штурман гвардии капитан Вдовиченко. Несмотря на неблагоприятные условия, все советские самолёты точно по курсу вышли к намеченному объекту и обрушили бомбовый груз на аэродром, на котором находилось 60 самолётов. Уничтожено на земле 22 немецких самолёта».

В июле 1944 года, будучи ведущим девятки Пе-2, Тузов получил задание произвести бомбардировку вражеских железнодорожных эшелонов, скопившихся на станции Яунлатгаля. В исключительно сложных погодных условиях лётчик быстро обнаружил и уничтожил около 60 вагонов с военными грузами и до 30 цистерн с горючим. Результаты успешной бомбардировки были подтверждены аэрофотоснимками.

За образцовое выполнение заданий по прорыву блокады Ленинграда, активное участие в освобождении Новгорода, Луги, Острова, Пскова и Советской Прибалтики и проявленные при этом мужество и отвагу Гвардии майор Михаил Филиппович Тузов в феврале 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Н. Ильин.

(Из материалов сборника — «Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза». Книга 5.)

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image